Эта фотография долго висела у меня на заставке компьютера. Мои друзья недоумевали и гадали, что же эта "потвора" может обозначать. Некоторые лица с буйной фантазией даже предполагали, что это символическое изображение моей персоны (!) на набережной Венеции. Но всё оказалось значительно проще, а, может быть, и - сложнее.
Эту саламандру известный киевский архитектор Владислав Городецкий поместил на главный фасад католического собора Св.Николая, недалеко от изображений Святых. Но почему саламандра? И почему её голова придавлена массивной плитой? А еще мне кажется, что она прямо-таки кричит от боли...
Для ответа себе на этот вопрос я и отправилась по декабрьско-холодному Киеву в поисках костела Святого Николая, чтобы своими собственными глазами рассмотреть эту загадочную саламандру.
"Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической РАССУДОЧНАЯ пропасть..."
О.МандельштамКостел, придавленный и зажатый окружающими его зданиями, появился как-то внезапно и, конечно же, первоначально не оказал впечатления чего-то величественного. Он казался абсолютно инородным - не было единого архитектурного ансамбля, который, не сомневаюсь, предполагался его создателем.
А ведь когда-то, в начале 20 века, это строение было доминантой в городе.
Фото
ОТСЮДА.
Думаю, что вы понимаете, что не саламандра была поводом моих долгих блужданий по Киеву. Личность Городецкого очень давно интересовала меня, и тайна создателя Дома с химерами не дававала мне покоя. А была ли эта тайна? И вообще, что за странное желание копаться в личной жизни выдающихся личностей? Что мне нужно было для себя уяснить? Трудно даже для себя ответить мне на этот вопрос.
И вот тут-то и всплыла эта, прижатая острым каменным углом, саламандра...
В 1897 году численность католической общины Киева составляла около 14 % от всего населения. Римо-католический костёл Св.Александра был мал для такого количества прихожан, но учитывая то, что полякам еще не простили их вольнодумные желания и стремления отделиться от России, о строительстве второго костёла долго не заговаривали. Но вот, предоставился удобный случай - посещение Киева обер-прокурором Святейшего Синода Победоносцевым, который внял просьбам католической громады о строительстве нового костёла. Незамедлительно был приобретён земельный участок и объявлен конкурс на проект нового католического храма. Конкурс выиграл 23-летний студент Станислав Воловский, который предложил сооружение костёла в стиле средневековой французской готики.
Кто теперь знает, но возможно именно активное участие предков Городецкого во всех польских восстаниях стало причиной того, что, уже знаменитый в то время киевский архитектор, согласился доработать проект, а также осуществлять практическое руководство всех строительных работ костёла .
В Интернете множество статей, посвященных Городецкому и его работам. Но удивительно то, что из статьи в статью гуляет одна-единственная фотография интереснейшего и известного человека, о котором на протяжении десятилетий говорил весь Киев.
Родился Лешек Дезидерий Владислав Городецкий 4 июня 1863 года в старинной польской семье. Имя Дезидерий - означает "желанный". Для меня оказалось радостным открытием узнать, что местом его рождения было село Шелудьки на Подольи (т.е. почти что мой земляк!). Это было имение, принадлежащее семье помещика Глюзинского, дочь которого, Леопольдина была матерью нашего Лешека. Крестили младенца в костеле селе Копиевка, который стоит и поныне. Предки отца Городецкого происходили из крымских татар. В 1625 году кто-то из предков унаследовал село Городец и все последующие поколения стали именоваться Городецкими. Прадед уже был ополячен и за какие-то заслуги получил село Жабокрич. Дед Городецкого, (по отцовской линии) участвовал в польском восстании 1831 года, а отец (участник Крымской войны 1853-1856 г.г.) был командиром повстанцев во Втором польском восстании 1861 года. Последующая после разгрома восстания ликвидация польских имений коснулась и семьи Городецких. Их имение Жабокрич было конфисковано, а семья потеряла не только своё имение, но и доходы.
После переезда семьи в Одессу, мальчик Городецкий был отдан на учебу в реальное училище, а затем поступил в Императорскую Академию искусств в Петербурге, которую окончил в 1890 году. Затем - переезд молодого архитектора с блестящими рекомендациями в Киев и не менее блестящий творческий успех, который кстати начался с постройки тёплых клозетов. Да, да! Знают ли жители Киева, что своей бесперебойно работающей канализацией, они обязаны именно Владиславу Владиславовичу Городецкому.
Но пора вернуться к нашему костёлу, строительство которого началось в 1899 году. Кстати, 1899-1903 г.г. самый творческий период в жизни Городецкого. Именно в эти годы спроектированы и построены Городской Музей, караимская кенаса и Дом с химерами . Про историю этих зданий мой рассказ еще впереди.
А пока - костёл Св.Николая.
Для доработки первоначального проекта С.Воловского Городецкий едет в Вену, где тщательно изучает "Вотивную Кирху" (Votiv Kirche).
Фото из Интернета.
В результате этой доработки появляется окно-розетка, что является ярким признаком готики, центральная башенка, а также изменяется размер и форма порталов. Кроме того Городецкий значительно обогатил декор здания, предложив при этом новаторские по тем временам строительные материалы и конструкции. Это были: железобетон, искусственный камень, изготовляемый из бетона, керамическая облицовочная плитка. Как правило, использовался местный материал. Исключение делалось для витражей из Риги, а кафель и черепица выписывались из Германии и Франции.
8 августа 1899 года на улице Велика Васильковська в пристутствии епископа и 22 ксендзов проводится торжественный молебен, и закладывается первый камень нового римо-католического костела, который посвящается Св.Николаю. Строительные работы, оцененные по смете в 250 000 рб, выполняет контора Л.Б.Гинзбурга, которая постоянно сотрудничала с Городецким . (Встретила в прозе Мандельштама «Мученики частного капитала чтут память знаменитого подрядчика Гинзбурга, баснословного домовладельца, который умер нищим (киевляне любят сильные выражения) в советской больнице».) Геологическими изысканиями занималась фирма А.Е.Страуса - известного киевского инженера, который первым применил при строительстве зданий забивание бетонных свай. Что впоследствии широко использовалось в других городах Европы. Скульптурные работы выполнялись в мастерских Е.Сала. Кто теперь вспоминает эти имена? Здания молчат, людская память очень коротка. А ведь именно эти специалисты формировали облик будущей столицы Украины.
К сожалению, при строительстве костела случился несчастный случай - погиб молодой строитель, упав с высоты. Причем, всё это случилось на глазах у Городецкого. Против него было возбуждено уголовное дело, которое вскоре было прекращено. Но шума было много. Недоброжелателей у успешного архитектора было предостаточно.
Строительство костёла растянулось на целых десять лет. И только 6 декабря 1909 года состоялось его освящение.
Общая высота храма - 55 метров. К сожалению, из-за отсутствия свободного пространства рассмотреть костёл целиком и как следует - очень сложно. Кроме того, сейчас проводятся реставрационные работы. Вокруг здания - предупреждающие надписи. Поэтому фотографировала с риском для жизни, всё время опасаясь, что какая-то бетонная завитушка упадёт мне на голову.
Давайте внимательно рассмотрим храм. Делаю это с удовольствием, и в первую очередь для себя, чтобы лучше усвоить. Надеюсь увидеть еще много разных костёлов, а план их строения примерно одинаков у всех. А ведь всегда интереснее смотреть, понимая, на что ты смотришь.
Главный фасад делится на три горизонтальные и три вертикальные части. Внизу - три портала в форме стрельчатых арок. В центре - витраж-розетка, над которым расположен треугольный фронтон со стройными фиалами. По его сторонам две четырехугольные башни, которые увенчаны прекрасными ажурными шпилями. Шпили завершают, так называемые, флероны- стилизованные цветки с двумя парами горизонтальных крестообразных ответвлений. На нашем костёле мы видим, что один флерон отсутствует, что и не удивительно. В конце поста я расскажу, что в советское время размещалось на этих башнях.
В центре главного портала - Богоматерь с Младенцем, который встречает прихожан не благословляющим жестом, а широко раскрытыми ручонками.
А как прекрасно смотрится витраж-розетка даже снаружи. Можно только представить, как красиво внутри храма.
Фигуру Спасителя на кресте, к сожалению, лучше показать не могу. У Его ног - сидящая плачущая Божья Матерь, Мария Магдалина, Иоанн. Можно также рассмотреть сосуд с мирром для омовения ног (справа) и орудия страстей - щит,копье, крюк (слева).
Любое здание можно и нужно читать, как книгу. Понимаю, что большинству известно то, о чем я пишу. Но знаю и то, что есть интересующиеся, которым эти символы еще не известны.
Ну, и на самой вершине - фигура Архистратига Михаила, который торжествующе поднял меч, которым только что он уничтожил крылатого дракона. Обратите внимание на этот мерзкий хвост. который так бессильно свисает с колонны. Сильнейшая композиция! Победа ДОБРА над злом.
Скульптура Архистратига Михаила - работа чешского скульптора Владислава Бенеша.
Хочу познакомить вас с еще с одним элементом готической архитектуры. Вот эти завитушки, которые символизируют полураспустившийся бутон цветка или же закрученые листья, называются краббы. Их большое множество на здании. Особенно много их на башнях. На башнях они немного другой формы, но это всё тот же растительный элемент, что мне очень нравится. Элементы растения воплощены в камне... Чаще всего их количество имеет символическое значение. К сожалению, символикой костела Св.Николая никто не занимался. А может, и занимались - но мне это неизвестно.
Справа и слева от главного портала в нишах находятся фигуры святых - покровителей костела.
Ключи от Рая - непременный атрибут Святого Петра.
Святой Николай - иногда его изображают с якорем, так как святой считается покровителем путешественников и мореплавателей. Но что изображает этот символ сказать затрудняюсь.
В люнетах боковых порталов изображены сцены из жития Святого Николая. Горельефы очень выразительны.
Все скульптуры, скульптурные группы, горельефы и прочие "архитектурные излишества" выполнены в Художественно-скульптурной и декоративно-строительной мастерской Елия Осиповича Саля. Запомним это имя. Элио Саля (1864-1920) - был близким другом и соавтором многих работ Городецкого.
"Среди прочих работ мастера - декор Национального банка Украины (1902-05), главный корпус Киевского политехнического института, Национальная опера Украины и др., а также римско-католический костел Воздвижения Святого креста в Фастове"(Из Википедии).
Хочу теперь обратить ваше внимание на двери.
Видели ли вы когда-либо что-то подобное. Посмотрите на эти петли. Внимательный Городецкий дал нам возможность полюбоваться не только листиками плюща ,но и его усиками. И думаю, что листья плюща изображен на храме не случайно.
А какая интересная ручка! Дверная ручка в виде креста со все теми же растительными элементами - нераспустившимися бутончиками цветов, или же листьев.
Я обходила костёл с разных сторон. С восточной, т.е. с задней от улицы стороны, он был покрыт строительными лесами. И чем больше ходила вокруг него, тем далее и далее удалялся от меня шум, трезвон и суета столичной улицы. Всё более и более погружалась я в давнее средневековье, которое совсем не казалось каким-то хмурым , несмотря на эти мощные контрфорсы, на серо-мрачный цвет камня, который перемежался с тёмно-кровавым, на всю эту стройную архитектурную композицию. Ведь это тяжелый, тяжелый камень, думала я, - откуда же такая лёгкость, откуда это желание устремиться ввысь, оторваться от земли, которая так цепко держит нас здесь своими материальными проблемами...
Костел был прекрасен и гармоничен со всех сторон.
Предвкушая увидеть прекрасные внутренние интерьеры, я наконец-то решилась зайти внутрь через двери, где висела красноречивая вывеска "КАССА". Но не тут-то было - все двери были закрыты.
После завершения строительства и освящения, двери костёла недолго были распахнуты для прихожан. Да и все замыслы Городецкого не были исполнены. Сперва не хватало материальных средств. Потом началась Первая мировая война. Потом пришла советская власть. Удивительно, но до 1936 года костёл, как костёл, как-то продержался, хотя первый настоятель о. Иосиф Змигородский в 1930 году был арестован и сослан в Соловки, где и умер в скором времени. В 1933 году храм закрыли и приспособили его под склад. Началась Вторая мировая война. Во время бомбёжек костёл очень пострадал: крыша, фасад, скульптуры, витражи, половое покрытие - всё это было почти полностью разрушено или полуразрушено. В первые послевоенные годы кое-как здание отремонтировали, так как в него перевезли архив из Киево-Печерской Лавры. Обратили внимание на высокие башни - не пропадать же такому добру! Нашлось изумительное решение - на весь каменный ажур навешали радиоантенны и установили "глушители". А что они глушили, думаю, вы и сами догадались. Внутри же установили специальную аппаратуру для подслушивания телефонных разговоров.
Из свидетельства очевидцев:"Когда я была студенткой, я жила
некоторое время возле Голосиевского леса и каждый день, направляясь в
университет, я обязательно проезжала мимо этого собора. Ага, тогда, в
начале 70-х, собор был увешан проводами и антеннами и все знали, что там
стоят "глушители", и тогда лучше было к зданию близко не подходить, сразу
же откуда-то появлялись и подходили люди в темных костюмах и спрашивали:
"А что вы здесь ищете?..", легко могли и шпионаж приписать. После развала
Союза там установили орган и давали концерты. Я несколько раз хотела
пойти на концерт, но не получалось - то было закрыто по причине чего-то,
то было закрыто без объяснения причины.
ramaiana_dinaГлушили и подслушивали до 1970 года, так как, очевидно, было уже невозможно компетентным органам "отбиваться" от многочисленных обращений жителей Киева. А тут и Олимпиада-80 подвернулась. А так как здание костёла находилось недалеко от главной футбольной арены города, то предположив, что сюда наверняка будут заглядывать иностранные туристы, костел, который уже находился в весьма плачевном состоянии, переоборудовали под Республиканский Дом органной и камерной музыки. В алтаре (!) был установлен орган трехэтажной высоты, который специально для костела Св.Николая выполнила чехословацкая фирма Rieger-Kloss.
Но наконец-то пришли немного другие времена. В 1992 году году костёл освятили, и он стал действующим храмом. То есть органные и камерные концерты по сей день чередуются с церковными богослуженияими.
Мой рассказ подходит уже к концу, а любознательные читатели недоумевают. А где же загадочные ящерки-саламандры? Вот они. Их четверо, по две штуки с обоих сторон боковых порталов. Видите их? Но саламандра, которая придавлена каменной плитой, лишь одна.
Перелопатила весь Интернет, перечитала всё что возможно о символике саламандры. Можно написать не один пост. Но саламандру, придавленную каменной плитой нигде не нашла. А ведь одна из саламандр Городецкого еще и кричит...
Есть у меня догадки на этот счет. Но очень уж они личные. Поэтому оставляю вам возможность самим поразмыслить на эту тему.
С грустью прощалась я с этим архитектурным шедевром. Многочисленные трещины многозначительно говорили о том, что Храм, ставший Домом для органной музыки, серьезно болен. Современные высотные дома всё теснее и теснее прижимаются к нему, добавляя всё новые и новые изъяны, ведь под каждый новый дом рыли котлован, который тревожил бетонные сваи детища Городецкого. Подземная ветка Метрополитена, по которой регулярно и круглосуточные проносятся подземные поезда , также не улучшает его самочувствия. А может, тот Змей, который так часто тревожил Городецкого в его снах и был предтечей этого подземного транспорта?
В последний раз взглянула я на шпили, возносящиеся в небо, и вдруг увидела птичий клин. Это было, конечно, фантастикой - увидеть в декабре птичий караван. Но я сразу же поняла, куда они летели, и почему они пролетали именно здесь, над этим храмом. Птицы летели на юг, в далекую Персию, - туда, где обрел свой вечный покой человек, вложивший свои знания, умения, свою неуемную фантазию и частичку своего сердца в то, что уже второе столетие является украшением прекрасного города. И так хочется, чтобы память о нём хранилась вечно.
Познакомить вас с Владиславом Владиславовичем Городецким мне помогла замечательная книга Дмитрия Малакова "Городецький. Виклик будівничого".
Но я с вами не прощаюсь. Это только начало знакомства.
P.S.А вот и очень правдоподобный ответ, над которым я так долго и безуспешно размышляла.
Умница
enchanted_fox пишет:
Саламандры, химеры, летучие мыши, - всевозможная нечисть в изобилии населяет настоящие готические соборы. Некоторых из этих существ ассоциировались с элементарными стихиями - огня, земли, воздуха, - то есть были частью средневековой вселенной - той самой, которую наглядно воплощал собор. Другие должны были отпугивать духов зла: увидев химер, духи тьмы убеждались, что место уже занято. Эти соображения были настолько значимы, что тонко проработанные скульптурные изображения появлялись в готических соборах на такой высоте, где их заведомо не мог увидеть человеческий глаз..
Саламандра, воплощение сил тьмы, зажатая пятой портальной арки [побежденное, плененное зло], - это образ, связанный с переходом из мира дольнего, мирского, в мир горний, божественный. Борьба между силами добра и зла часто становилась предметом изображений в обрамлениях готических порталов, поскольку, входя в собор, человек оставлял за спиной все земное и суетное. Сама тема входа была очень важной, поскольку портал служил соединением миров.
Кроме того - саламандры это напоминание о чистилище (образ очищающего огня), поэтому они над входом, который из повседневной жизни ведет в мир небесный, олицетворенный в соборе.