Путешествие из Украины в Албанию.

Jul 17, 2013 23:00





Главной точкой для меня на географической карте Балканского полуострова  был албанский город Дуррес, куда я стремилась всей своей душой, и где меня очень ждали.



Загадочное, и немного режущее наш слух, название города - Дуррес, запомнилось  еще с  детства, когда переписка с пионерами из других стран считалась  очень значительным событием. До сих пор свежи в памяти  детские восторги при  получении конверта  с иностранной маркой и с адресом, подписанным на незнакомом языке. Боже мой, какими мы были тогда наивными,  зашоренными, но какими чистыми. И каким событием в жизни было получение такого письма! Даже запах почтового листика казался совсем другим - иностранным. А так мало значащие фразы в письмах о погоде, о школьных отметках и событиях, написанные , как правило на русском языке, который в те времена изучали почти во всех соцстранах, казались такими значительными и суперинтересными. Это не было  пресловутым "преклонением перед Западом". Это был искренний, живой интерес к другим странам, к другим обычаям, к другой жизни. И хотя жили мы тогда, как оказалось позже, за "железным занавесом", - он все-таки приоткрывался вот такими маленькими конвертиками, открытками и фотографиями - посланцами из другого мира.

Моя пионерская переписка была обширна: Албания, Болгария, Чехословакия, Вьетнам, Китай  и даже  - Куба.



Но все эти почтовые связи, за исключением Албании, были, говоря современным языком, виртуальными. А вот с албанцами я была знакома лично.

Думаю, что прошедшие полвека простят албанскому моряку - по имени Лазарь то, что , приехав в южный советский город на своём торговом судне,  он решил поухаживать за украинской девушкой. Эта девушка выглядела такой молоденькой и хорошенькой, что разговорившись с ней на своём ломаном русском языке и, узнав, что у неё уже двое детей, он не поверил и пошёл за ней следом, чтобы лично убедиться в этом. И даже зашёл в её дом.Этой "девушкой" оказалась моя мама. Мой папа был очень строгих правил, но Лазарь так очаровал его своей открытостью и добродушием, что сразу же был накрыт стол, за которым начался пир в честь иностранного албанского гостя.



Так началась эта советско-албанская дружба. Каждый раз, бросив якорь в Херсонском порту, моряки албанского корабля  из порта Дуррес, во главе с Лазарем, приходили к нам в гости. Однажды Лазарь даже привел к нам своего капитана (на следующем фото).

Моё милое, милое детство! Как я люблю эту фотографию! Моя дорогая мама...Ну разве можно было не пойти за ней следом? Мой отец, - прошедший тяжелый жизненный путь, отсидевший десять лет в страшных лагерях ГУЛАГа и передавший мне весь свой нерастраченный интерес к жизни. В этом месяце ему исполнилось бы 100 лет. Как бы он радовался этой истории, которую я все-таки смогла довести до её логического завершения.



Ах,Лазарь! Моя тайная детская любовь. Сейчас уже можно спокойно говорить, как тогда у меня замирало сердце, когда в наш дом приходил этот красивый черноглазый и чернобровый моряк с буйной  кучерявой копной волос на голове. Может, кто-то еще помнит песенку про моряка "Ну и пусть моряк не скоро, ты вернешься в этот город....". Это была  моя любимая песня. И хотя Лазарь был очень намного старше меня, женат и у него росла дочка, фотографии которой он присылал, - это не имело для меня никакого значения. Я всё равно  мечтала и мечтала. И на борту моих Алых парусов должен был стоять только Лазарь.



Особенно я любила эту фотографию. Красивый Лазарь в красивом костюме и в галстуке - на фоне города с загадочным названием - Дуррес. Вдали виднелась крепость на горе, пирамидальные деревья, дома с плоской крышей, море... Всё это поражало моё детское воображение, но не возникало даже мысли о том, что когда-то я смогу всё это увидеть. На обратной стороне каждой фотографии стояла неизменная подпись "Галя за память от Лазаря".



Еще мне очень запомнилось, как мой мастеровой папа начал строить в нашем дворике лодку и почему-то все время приговаривал: "Приедет Лазарь, и мы будем катать его по Днепру". А я почти всегда сидела рядом с папой,  торопила время, и опять - мечтала и мечтала.



Лазарь всё-таки успел покататься на нашей лодке по Днепру.



Албанские моряки из Дурреса, которые приходили в наш дом во главе с Лазарем, привезли мне адрес албанской пионерки - девочки Политины, которая захотела со мной переписываться. В те далекие времена в Албании в школах учили русский язык, поэтому никаких сложностей в переписке не было. А Политина была отличницей.

Посмотрите на  светящуюся радостью девочку, на фоне красного знамени с такой знакомой для нас символикой. Это - Политина. Забегая вперед, скажу, что именно эта фотография помогла найти дом, где жили Политина, её муж Влаш и их дети.



Как жаль, что время и постоянные переезды не позволили сохранить  нашу переписку. И какое счастье, что остались эти фотографии. Сохранились они и у Политины и у Лазаря. А ведь Албания пережила очень тяжелые времена, когда всё, что касалось Советского Союза, было под запретом.Вы только представьте себе: все русские женщины, которые приехали в Албанию,выйдя замуж за албанцев, ссылались на осушение болот...
Было потрясением, когда Влаш прислал мне МЕНЯ! Такой фотографии у меня не было, да я и не помнила себя такой лучезарной отличницей.



Но наступил 1961 год, и письма из Албании перестали приходить. Мы недоумевали. Мой папа, по причине своего тяжелого прошлого, чужеземные станции не слушал. В школе о событиях, которые происходили в Албании не говорили. Радио тоже молчало. А телевидения тогда вообще еще не было. Помню, как я постоянно ставила на проигрыватель пластинку "Албанское танго", которую нам привезли албанцы и все время заглядывала  в почтовый ящик, где периодически белели письма, но они были не из Албании.

Время сделало своё дело. Переезды, окончание школы, учёба,семейная жизнь, рождение дочери, опять переезды, работа, встречи, болезни, потери... Конечно, стерлись в памяти все мои детские восторги, переживания и мечтания - ведь прошла целая жизнь. Тем более, что слово "Албания" практически исчезло из советского лексикона.

Но вот появился Его Величество - Интернет. А вместе с ним в мою жизнь вошел виртуальный мир с виртуальными, но настоящими  друзьми. Спасибо, мой многоуважаемый v_murza. Это Ваш очерк про посещение Албании всколыхнул во мне все мои детские воспоминания. А внимательная Верочка verainalbania предложила провести "журналистское расследование" и найти моих детских друзей.  Несколько раз Верочка вместе с мужем ездила из Тираны в Дуррес для поисков. И не имея адреса, а только  фотографии  полувековой давности, они нашли все-таки Лазаря и дом Политины. Это, конечно, было чудом. Чудом было и то, что муж Политины - Влаш, помнил русский язык, хотя и учился в Москве еще в 50-х годах. Мы начали переписываться с Влашем, получая все время приветы от Лазаря.

"Политини была умная девушка, прелестная, добрая , нежная со сладкой улыбкой, несравнимая супруга. Я познакомился с ней случайно в Августе 1963 года". Так писал мне Влаш - муж Политини.



Решение побывать в Албании возникло у меня моментально. Но было, конечно, очень много но... А я упорно ждала и верила, что задуманное осуществится.

И вот, я в Албании - в Стране горных орлов. На ветру развивается албанский флаг, и я вижу такое долгожданное слово "Durres".



Возле гостиницы с огромным букетом цветов встречали меня мои дорогие Лазарь и Влаш . Мои, понятные вам, переживания моментально улетучились, как только я увидела их распахнутые руки и глаза, смотрящие на меня  с теплотой, интересом, и с большой нежностью. И это была  не надуманная, не просто вежливая, а настоящая ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ радость встречи.

На следующий день я была приглашена в гости. Сперва меня повезли к Влашу.

Как жаль, что Политина не дожила до того времени, когда я приехала в Дуррес! Хотя даже не могу предположить, о чем бы мы с ней говорили - ведь наша детская переписка длилась всего несколько лет. А потом прошла целая жизнь! Но уверена, что нам с ней было бы хорошо. Так же хорошо, как мне было с её семьёй - сыновьями, невестками и внуком.

Смотрю на эту фотографию, и мне хочется плакать. Здесь так не хватает моей далёкой пионерской албанской подружки - Политины. Но она была везде - и в комнатах уютного домика, и в том ворохе фотографий, которые с такой любовью и затаённой тоской показывал мне Влаш. Представьте себе - прошло полвека, а Влаш знал о нашей детской переписке и бережно хранил в семейном альбоме те фотографии, которые я присылала для Политины.

Дорогой Влаш! Спасибо тебе, спасибо тебе за ту память, которую ты так бережно сохранил. Спасибо за твоих замечательных сыновей, которые знали всю эту "детскую" историю, и которые были ко мне так внимательны, предупредительны и доброжелательны. Посмотрите, как они смотрят на меня. Сколько света и тепла в их глазах.



А потом мы поехали к Лазарю. Мой дорогой моряк из моего детства...
Как душевно меня встречали!  Вся семья Лазаря была в сборе - его жена, дочка и внуки. И как мы смеялись, вспоминая, как произошло знакомство Лазаря с моей семьей. Влаш выступал в качестве переводчика, а потом, каким-то чудесным образом , стало всё понятно, хотя и говорили мы на разных языках.



Был еще один сюрприз. К нам присоединилась из Италии по скайпу старшая дочка Лазаря - та маленькая девочка, которую я знала по фотографиям, которые присылал  Лазарь.



И никто не чувствовал, что прошло уже полвека. И не было грустно, что жизнь прошла. Тоска появилась уже потом, когда пришло понимание того, что перевернулась еще одна, одна из лучших страниц моей жизни.

Мои дорогие и такие далёкие теперь - Лазарь и Влаш... Как мне не хочется думать о том, что это, наверное, была наша последняя встреча.



Следующим ранним утром я стояла на берегу Адриатического моря и мысленно перебирала все подробности вчерашнего дня. Море было удивительно тихо. Но в его спокойных волнах я видела грустные глаза Влаша, когда он говорил о своей незабываемой Политине -  далекой-далекой подружке из моей прошлой жизни. Медленно набегающие волны нежно прикасались к моим ногам, и я вспоминала, как ласково и бережно прикасался Лазарь к своей жене, стараясь, чтобы и она принимала участие в нашем разговоре.

Передо мной была безбрежность и бесконечность Адриатики, а я  почему-то думала о том, что, действительно, всё начинается с детства . И если ты сможешь найти в себе душевные силы, чтобы сохранить и не растерять  то, что было дано тебе свыше, то судьба обязательно подарит тебе какое-то необыкновенное чудо.

Ведь случилось же это со мной...



Балканы, друзья, Дуррес, Албания, грустное

Previous post Next post
Up