По следам Артура и Ванды.Maryla Wolska.

Feb 17, 2013 20:27




Возвращаемся во Львов. Мы с вами стоим перед величественным Доминиканским собором. О нем можно рассказывать часами. А сколько с ним связано легендарных историй! Одна из них меня особенно интересует - это разыгравшаяся у стен собора в 1559 году настоящая война с требованием выдать Гальшку Острожскую, которая укрывалась за этими мощными стенами. О Гальшке Острожской,самой богатой наследнице Речи Посполитой, бывшей хозяйки тех земель,где я сейчас живу,  обязательно вам расскажу позже.

А пока продолжу свое повествование об Артуре Гроттгере и Ванде, потому что в Доминиканском соборе находится мемориальный памятник, выполненный скульптором В. Гадомским. "По заказу  родственников", - как гласит надпись.





Я очень долго рассматривала этот меморальный памятник. Его происхождение и сюжет были мне известны. Ванда Монне в скорбных одеждах нежно обнимает портрет своего возлюбленного - Артура Гроттгера. О его профессии красноречиво говорит одинокая, брошенная у ног Ванды палитра с кистями.



Но что же изображено на погребальной урне?



Разгадка была найдена при просмотре картин Артура Гроттгера. Цикл "Polonia" ("Польша") . 1863 год высечен римскими цифрами на разрушенной,усеченной колонне..
Установка подобного памятника в те годы был  патриотическим поступком,.
Это был вызов, правящему  в 1880 году  режиму Австро-Венгрии, когда еще не была забыта "Весна народов" - волна демократических революций,прокатившихся по всей Европе.  И еще свежи были в народной памяти последствия Польского восстания 1863-1864 гг


Мне почему-то кажется, что Марыля, дочка Ванды, очень часто приходила сюда. Кое-где, в Интернете мне даже попадались строчки, что этот памятник сделан по её заказу. Но это,конечно,невозможно, учитывая дату рождения Марыли.
И вот об этой женщине, прошедшая весь свой большой и не легкий жизненный путь с душой девочки в зеленом венке, которая ранним утром пошла в лес по ягоды. будет мой очередной рассказ.
"Dusza moja na zawsze zostanie dziewczyną,
 Co w las poszła o świcie, z dzbankiem, na jagody,..."
Мне очень хочется, чтобы вы прослушали это стихотворение. Выберите минутку,не спешите,  постарайтесь почувствать этот чужой язык,эти незнакомые, но такие,как мне кажется, понятные слова. Они идут из глубины тоскующего, израненного любовью, потерями и нелегкой судьбой,  женского сердца.

image Click to view


Без всякого сомнения, моё мнение о поэзии Марыли Вольской очень субъективно. Но мне кажется,когда говоришь о поэзии, то иного быть и не может: "Произведение искусства, литература в особенности и стихотворение в частности,обрашается к человеку тет-а-тет, вступая с ним в прямые,без посредников,отношения " (И.Бродский). И встреча с Марылей Вольской оказалась для меня именно этим "тет-а-тет", учитывая еще и то, что мне пришлось её улавливать с голоса,т.е. читая вслух непонятный мне язык.

Поэтому не пугайтесь - разбора поэзий здесь не будет, а будет только рассказ о  судьбе Марыли Вольской, которую я узнала, благодаря elzbetta_m ,любезно приславшей мне интереснейшую ссылку и из книги "Perepelniki",подаренную потомками Ванды Монне хозяйке кафе "Купол",которую мне удалось просмотреть.



Предки Марыли со стороны матери - Ванды Монне эмигрировали после французской революции во Львов.Отсюда красиво звучащее имя - Monne de la Tour. Отец Ванды - Кароль Монне женился на Каролине Вентц - баронессе из старинного дворянского рода. Как я уже рассказывала,Ванда не росла в семье любящих друг друга родителей, а воспитывалась мамой и родной тетей Терезой Вентц. Тереза Вентц руководила очень интересной школой для девочек из богатых польских семей, в которой преподавали известные профессора. А дом, в котором жила Ванда был центром,где собиралась вся интеллектуальная элита Львова.

Дальнейшая история встречи Ванды Монне и Артура Гроттгера, а также замужество Ванды за друга своего возлюбленного - Кароля Млодницкого, думаю, вам хорошо известна их моих предыдущих постов


..

В семье Млодницких росло двое детей: Мария (1873-1930) и Адам Salvatore (1877-1941).

Рассказывала я и о том, что в семье Млодницких  царил культ Гроттгера. (Очень точно сказал об этом v_murza - "...Как бы сказали умные люди, всё попало под влияние эгрегора А.Г).В такой атмосфере росла и воспитывалась Мария,которую впоследстии все стали называть Марылей. Хочу отметить, что её мать - Ванда была известна не только,как "дама в черном". Ванда Млодницка была известна в своих литературных кругах, как автор сказок для детей, переводчицей многих литературных произвдений, среди которых были  истории Андерсена. Она была автором первого перевода на польский язык "Щелкунчика" Гофмана, который был издан с блестящими иллюстрациями. Переводила она также средневековые легенды мистического содержания.

Образование Марыли было блестящим. Она  получила первоначальное образование в домашних кругах.Затем  училась живописи в Мюнхене и у самого Альфонса Мухи в Париже. (К моему восхищению, так как люблю этого художника и не могу не вставить собственную фотку с его репродукциями,.сделанную во Львове)



Ранние стихи Марыли - это девичьи мечты о вечной и абсолютной свободе.
"...Dusza moja nikomu wziąć się nie da w ręce".



И вот тут опять повторяется печальная история любви, любви на всю жизнь.

В 1887 году во Львове гастролирует еще мало известный в то время пианист Игнаций Ян Падеревский. Значительно позже это имя станет широко известно в музыкальных кругах. Ему посвящено много страничек в Интернете и в Википедии. И вы даже можете послушать прекрасную музыку . (К сожалению,не смогла вставить вальс Шопена, в его исполнении). А тогда, в полупустом зале 14-летняя Марыля,как зачарованная, смотрела на  прекрасного молодого человека с копной светлых волос, как ореолом окружавших его лицо,одухотворенное собственным исполнением прекрасной музыки. И совсем не удивительно,судя по фотографии, что такой музыкант не мог не поразить воображение мечтательной и впечатлительной Марыли. И ,как потом оказалось,на всю жизнь.



Была ли это взаимная любовь?Почему эта прекрасная пара оказалась впоследствии так далеко друг от друга? Почему Марыля вышла замуж не за Игнация Яна Падеревского, а за Вацлава Вольского? Не знаю.Но большая тоска по любимому, по несбывшейся любви звучит во многих её последующих стихах и в письмах.

В 1898 году в Варшаве открывают памятник Адаму Мицкевичу. Марыля с мамой едет туда. Но основная цель  - встретиться с музыкантом: "...вырвалась как-то с мамой, чтобы посмотреть на памятник и Варшаву и - Падеревского и переоценила свои силы...получилось нехорошо...Считала, что через столько лет смогу без глубоких переживаний увидеть этого человека, что смогу смотреть на него как на фату моргану из прошлого, как на видение из моих девичьих снов,которые закончились, и пришел трезвый,белый день в моей жизни. Но чары не прошли. Когда он появился передо мной, то показалось, что моя молодость пришла ко мне и говорит: "Я тут"...у меня было чувство, которое я не забуду до самой смерти - это тот человек.который крадет мою душу и крадет её в свою собственность..." (из письма Марыли для верной подруги).

Wiem, że nie będziesz dla mnie niczym więcej,
 Jak mgłą i snem,
 A jednak - w ciszę tę księżycem złota
 Wyciągam ręce z bezbrzeżną tęsknotą
 Za widmem twem...
 Wiem, że nie będziesz dla mnie niczym więcej,
 Jak mgłą i snem,
 A jednak - w ciszę tę księżycem złotą
 Własne me serce zawieszam ex voto
 Przed widmem twem...

Вацлав Вольский (1865-1922) - сейчас бы мы его назвали нефтяным магнатом Галиции. Как вы теперь понимаете, за него выходит замуж Марыля Млодницка.


В 1889 году Вацлав Вольский покупает для своей молоденькой жены и для её семьи этот Дом, к которому я так долго и упорно шла под моросящим снего-дождем по февральскому Львову.


Марыля со своей поэтической и мечтательной натурой не могла не оценить всю необычность этого Дома. Во-первых, в то время он стоял почти на окраине Львова - за цитаделью и за ним начинался большой парк. Шумный город казался где-то там - вдали. Кроме того,Дом казался ей ,наверное,каким-то одиноким. Таким он показался и мне, хотя он со всех сторон сейчас окружен многоэтажными домами.
"Итак,она назвала его "Zaswicie" - местом границами недалекого городского мира, местом покоя и тишины". -  Artur Hutnikiewicz .. И этот дом стал своего рода литературным салоном, местом встреч интеллектуальной и творческой элиты Львова. "Пани из "Zaswicie" - так называли теперь молодые поэты Марылю Вольску, для которых двери этого дома были всегда широко распахнуты. "Пани из "Zaswicie" "была их незаменимой коллегой,ровесницей,товарищем,приятельницей и вместе со своей матерью Вандой Млодницкой - всегда безотказной опекуншей, исполненной человечной доброжелательности и доброты" - писал известный львовский литературный критик Остап Ортвин.
В печати начали всё чаще появляться поэтические сборники Марыли Вольской. "Это была очень интимная, личностная поэзия, замкнутая в себе, очень утонченная и сдержанная в выражениях, что свидетельствовало о высокой литературной культуре. Её насквозь пронизывала идея несоразмерности между мечтами и их реализацией. Мы всегда ждем счастья,которое никогда не приходит таким,каким мы себе его представляли, каким ждали. В то же время мы полны грусти от того, что всё самое ценное обречено на мимолетность и , со временем, покрываясь  пеленой времени, приобретает особую таинственность и красоту, - становится предметом тоски. Источником утешения и исцеления от этой тоски становится память, которая из крошечных воспоминаний возрождает чудесные образы прошлого, или же   бессмертную красоту вечно возрождающейся природы."Artur Hutnikiewicz
Ах,как бы я хотела, чтобы поэзия Марыли Вольски была переведена на наш язык. На сайте http://www.laidinen.ru/women.php?part=4381&letter=%C2&code=5993 есть страничка,посвященная этой поэтессе, но, к сожалению, без переводов её стихотворений.


http://www.lwow.eu/semper/maryla.html
Замужество Марыли можно назвать удачным: достаток, взаимное уважение и взаимопонимание, здоровые дети, что еще нужно для счастья? Росли трое сыновей - Людвиг,Казимир, Юлиан и две дочки - Беата и Анеля. Лето проводили недалеко от Львова, около городка Сколе, где родители Марыли приобрели земельный участок, а затем построили дом,.Это место называлось Сторожки. Ему Марыля посвятила множество своих стихотворений. Затем к Сторожке присоединились Перепельники.
Эта фотография из книги "Perepelniki", о которой я уже упоминала. Кто есть кто на ней - не могу сказать.Забыла переписать. Но это семья Марыли, и видно,как здесь все были здоровы и, в общем-то, - счастливы.


Началась Первая мировая война.Марыля Вольска,как и её дети не остались в стороне. Два старших сына пошли воевать на фронт. А Марыля пошла работать сестрой милосердия в один из Львовских госпиталей.
1 ноября 1918 года во Львове была провозглашена Западно-Украинская народная республика, куда вошла территория Восточной Галиции, Буковины и Закарпатья. Украина оказалась в состоянии войны с Польшей. Старший сын Марыли Людвиг (думаю, что это он на фотографии нежно прижимает собачку к себе),очень талантливый молодой человек, подававший большие надежды,как  поэт в это время хозяйствовал в Перепельниках. Представители новой власти арестовали его, предъявив обвинение в сочинении стихов,направленных против Украины. После страшных пыток и истязаний Людвиг был расстрелян тремя выстрелами в лицо. Перед смертью он не разрешил завязать ему глаза.
В 1922 году умер муж Марыли - Вацлав Вольски. В 1923 году - похоронила маму - Ванду Млодницки. А в 1926 году умер самый младший сын Юлиан.
"Закончилось "Zaswicie" . Осталось только кладбище " - писала Марыля Вольска. Единственым утешением остались талантливые дочки. Беата стала талантливой поэтессой и автором прозаических произведений. Тяжелая судьба не обошла и её. В годы Второй Мировой войны она была депортирована в Казахстан. О чем впоследствии написала в своей книге.


http://www.poczytaj.pl/40933
Вторая дочка Марыли - Анеля стала талантливым художником.
"В последние годы своей жизни Марыля Вольска продолжала писать стихи. Она возвращалась мыслями в свои самые счастливые дни, к сколевским вершинам, к горам, к лесам и к той речке под Сторожкой. В её последних произведениях теплилась надежда, что тот,другой мир, который есть нашим предназначением, будет похож на тот,куда она радостно бегала и маленькой девочкой, и девушкой, и уже взрослой женщиной." Artur Hutnikiewicz .
Nie wiem jaki tam będzie świat wtóry,
 Jakie grzesznych radości ominą;
 Moje niebo musi pachnąć świerczyną,
 W moim niebie będą lasy i góry
 - I rzeka tam szumieć powinna,
 Ta jedna jedyna, ona,
 Jak żadna inna Zielona...
Свою кончину она предчуствовала. Умерла Марыля Вольска от сердечного приступа 25 июня 1930 года в возрасте 57 лет. Произошло это в её любимом "Zaswicie", в этом самом Доме - который, как оказалось,  стал одним из самым главных действующих лиц моих похождений по следам Артура и Ванды.


The End.

Ванда Монне, Украина, поэзия, Марыля Вольска, Артур Гроттгер, Львов, любовь

Previous post Next post
Up