И ведь была я в Стамбуле всего один-единственный день, а вот уже почти месяц разбираю фотографии и никак не могу успокоиться. Потому что каждая фотография хранит в себе интереснейшую историю. И нет им конца и края
Сегодня расскажу о Ипподроме, который когда-то занимал огромную площадь, расположенную по обе стороны от Голубой мечети.
После печально известного 1453 года, когда Константинополь стал турецким, и Византия прекратила своё существование, эта площадь была переименована в Султанахмет. Но название Ипподром, осталось, как дань памяти прошлому, когда и Константинополя еще не было, а был город Византий. В 203 году н.э. Ипподром начал строить Септимий Сервер, а завершил эту стройку века Император Константин Великий в 325 году.
По вполне понятным причинам ни фотографий, ни даже картин Ипподрома античного периода не имеется, поэтому воспользуюсь рисунком реконструкцией, чтобы было понятно, что из себя представлял этот комплекс в те времена, когда сюда собирался народ, жаждущий ярких зрелищ и сильных эмоций.
Ипподром в то время имел форму подковы, и одновременно в нём могло находиться до 150 тысяч человек.
А так выглядела небольшая часть Ипподрома в 19 веке, когда Константинополь давным-давно стал Стамбулом.
На этой замечательной фотографии изображены именно те памятники античных времен, о которых мне хочется рассказать. Конечно же, сейчас никаких собак, лошадей и ослов здесь не наблюдается. В любую погоду, утром, днём и поздним вечером: в зной, в дождь и в холод, площадь заполнена туристами со всех концов света, которые также, как в античные времена, жаждут зрелищ. И хотя вместо шума и гама, сопровождающего всяческие состязания и развлечения, здесь можно услышать только громкое пение и призывы муэдзина, эта площадь, как магнит, притягивает к себе всех, кто впервые вступил на земли бывшей Византийской империи.
Фото
ОТСЮДА Вы, наверняка, помните, о трагическом событии в январе прошлого года, когда Турция была в трауре. От террористического акта погибли люди. Произошло это именно здесь, на площади Ипподром, возле древнеегипетского обелиска.
Время делает своё дело. Площадь заполнена людьми. Давно смыта кровь невинно убиенных, но скажу честно, мне здесь было несколько неуютно. Да еще и погода способствовала этому настроению.
Но история этого обелиска чрезвычайно интересна. Потому что это самый настоящий древнегипетский обелиск, который первоначально был установлен в Фивах в 1460 году до нашей эры! Обелиск был посвящен тридцатилетию правления шестого фараона из династии Тутмоса. В Константинополь обелиск был привезен в 390 году по приказу императора Феодосия Великого. Первоначальная высота обелиска Феодосия была около 38 метров, и весил он 543 тонны! Как же, и с помощью чего доставили эту махину в Константинополь? Самое интересное то, что доставка обелиска задокументирована на нём же. Нужно только очень внимательно всё рассмотреть. Что мы сейчас и сделаем.
Специально для обелиска на Константинопольском Ипподроме был сооружен мраморный пъедестал, на котором в хронологическом порядке были выбиты сцены из правления императора Феодосия, а также, что мне кажется чрезвычайно интересным, сам процесс транспортировки и водружения египетской колонны на пъедестал.
Но как же доставили этого гиганта из Египта в Константинополь? Каким-то образом его опрокинули на землю и тащили до берега Нила с помощью блоков, на который наматывали канат. Всё это прекрасно изображено на верхней части барельефа, которая, к сожалению, плохо сохранилась.
.
Тащили его на волокуше, с увлажненым тростником, который от тяжести обелиска и от силы трения закручивался сзади в спираль. Затем его погрузили на специальный корабль. Интересно то, что в Константинополь была доставлено лишь верхняя часть обелиска - 20 метров с весом в 280 тонн. Очевидно, обелиск во время всех этих манипуляций раскололся. Где же осталась нижняя часть - неизвестно. А может, его специально укоротили, чтобы уменьшить вес. Но история об этом умалчивает.
На нижней части барельефа изображена уже установка обелиска с помощью кранов на пьедестал.
Переводим взгляд вверх и видим на пъедестале изображение императорской семьи, сидящей в ложе, в окружении сановников и стражи. К ложе вели ступени, выложенные морскими раковинами, по которым император торжественно поднимался, давая знак особому сановнику . Сановник бросал на арену платок, и состязания начинались. Внизу барельефа - зрители, которые размахивают, очевидно, шарфами. Они внимательно наблюдают, как происходят состязания на колесницах. В античные времена все зрители делились на, так называемые, "спортивные партии", каждая из которых имла определенный цвет. То есть, если бы барельеф был в цвете, то мы могли бы увидеть "белые", "красные", "синие" или "зеленые" шарфы.
Повреждения на барельефе - это канал, где проходила водопроводная труба. После установки обелиск был приспособлен под фонтан. Потому пришлось немного изуродовать прекрасный мраморный пьедестал. ( Не было на них императора Феодосия Великого!)
Если вы были в Венеции, то, конечно же, помните четырех коней, которые находятся на лоджии собора Св.Марка. Откуда их привёзли по велению всё того же Феодосия Великого в Константинополь и установили над императорской ложей на Ипподроме, не известно. Но точно известно, что в 1204 году, когда крестоносцы грабили Константинополь, кони были обезглавлены и доставлены в Венецию. И между прочим, стали одним из символов Венеции. Вот ведь как иногда несправедливо распоряжается история. Хотя, по большому счету, Византийские императоры тоже тащили в Константинополь всё прекрасное, что могли увезти из завоеванных стран.
Обходим обелиск по кругу.
Здесь опять Император со своей семьей, но уже в руках у него лавровый венок, которым он собирается увенчать победителя состязаний. Внизу - простой люд, наблюдающий за тем, как актеры, жонглеры, фокусники, акробаты и танцовщицы показывают свое мастерство. В большие праздники на Ипподроме вместо состязаний устраивались подобные зрелища. Кроме того здесь происходили и борьба диких зверей, и бои гладиаторов.
Еще ниже - посвятительная надпись на латыни, которая прекрасно сохранилась. В ней обращение обелиска к будущему. По-моему, замечательно придумано! Читаем с помощью Википедии: "«Хотя ранее я противодействовал сопротивлению, я получил приказание к послушанию безмятежным властителям, чтобы нести их пальмовую ветвь, как только тираны были повержены. Всё уступает Феодосию и его всевечной династии. В этом также и моя правда - я был побеждён и за трижды по десять дней обрёл властителя, будучи поднят в воздух при префекте Прокуле».
Следующий барельеф. Всё та же императорская семья. А внизу варварские племена коленопреклоненно выражают свою покорность императору, принося ему свои дары. Заинтересовала семья Феодосия Великого. Оказалось, что у него было две жены. Второй раз он женился, когда овдовел в 387 году. А так как обелиск был установлен в 390 году, то на барельефах, наверное, изображена его вторая жена - Галла.
Внизу - надпись, но уже по-гречески: «Это - колонна с четырьмя гранями, которая лежит на земле; только император Феодосий осмелился возвести её снова; Проклос был приглашён выполнить приказ; и эта великая колонна была установлена за 32 дня.».
Как-то "писатели" не договорились. По-латыни написали, что колонна возведена за тридцать дней (трижды по десять дней), а по-гречески - за 32 дня.
И последняя грань мраморного постамента. Практически всё те же действующие лица, кроме двух фигур, стоящих по обе стороны от ступеней , по которым, очевидно, победитель состязаний поднимается к императору. Кто они - можно строить множество предположений. И внизу всё те же зрители.
Справа от императора, наверное, его сыновья от первого брака - Аркадий и Гонорий. Перед кончиной от водянки, которая случилась в 395 году, Феодосий Великий разделил наследие Римской империи между своими сыновьями. Аркадий стал править в Восточной (греческой) части со столицей в Константинополе, а Гонорий - Западной (латинской) части Римской империи.
А в самом низу видим непосредственные игры на ипподроме: конные колесницы о всадниками, просто конные бега. А еще - почему-то несколько обелисков.
Вот примерно так выглядели эти конные бега на замечательной картине, неизвестного художника, найденной
ЗДЕСЬ.Состязания на колесницах были самым любимым зрелищем для жителей Константинополя. Я уже говорила о том, что все зрители делились на "спортивне партии", и каждая партия имела свой цвет. Колесницы также были белого, красного, синего и зеленого цвета. Можно представить, что творилась на трибунах во время этих забегов. И нужно добавить,что наездники были очень богатыми, известными и уважаемыми людьми, а имена лошадей знал весь город.
А здесь можно даже всё это увидеть в замечательной реконструкции. Подсмотрела
ЗДЕСЬ. Click to view
Конечно же, мне очень хотелось прикоснуться рукой к мрамору тысячелетней давности. Но увы, дотянуться к обелиску было невозможно. Но я нашла выход. Не я - так мой зонтик, чуть-чуть, но всё-таки, прикоснулся к мраморной плите с абсолютно точным указанием его возраста - 390 год нашей эры!
Совсем рядом с египетским обелиском я увидела ничем не примечательный внешне "какой-то" закрученный, позеленевший от времени, металлический столб. И, честно говоря, не придала ему особого значения. Вся была в мыслях о Древнем Египте и ходила вокруг обелиска, представляя, как его тащили волоком оттуда. Но на всякий случай сделала несколько фотографий закрученного столба, предполагая потом почитать о нём.
Но как же я ошибалась! Этот столб оказался остатком от Змеиной колонны, которая когда-то стояла в святилище Аполлона в Дельфах, и на вершине её находился золотой жертвенный треножник ! Изготовлена она была в 479 году до нашей эры (!). Самое интересное, что этот золотой треножник был изготовлен из трофеев, которые греки захватили у персов во время греко-персидской войны. "Из этой десятины был [сделан и] посвящён золотой треножник, который стоит в Дельфах на трёхглавой медной змее непосредственно у алтаря" - так писал Геродот. (Десятина, потому что десятая часть от военных трофеев у греков всегда посвящалась богам.)
Фото реконструкции Змеиной колонны
ОТСЮДА. Спустя сотню лет золотой треножник был украден во время очередной войны. А в 326 году уже новой эры, по приказу императора, Змеиная колонна, но уже без треножника, была перевезена в Константинополь и установлена на Ипподроме.
Фото реконструкции Ипподрома
ОТСЮДА Судьба змеиных голов, которые были изготовлены из щитов поверженных персов также интересна и загадочна. По одной из версий змеиные головы было приказано уничтожить, когда османы праздновали победу над Константинополем. А по другой - змеиные головы были отбиты в начале 18 века пьяным поляком. Очень нтересно, почему вдруг именно поляк оказался причастным к этой "змеиной" истории.
Сейчас имеются две змеиные головы. Одна из них хранится в Археологическом музее Стамбула. Фотографию змеиной головы, красовавшейся когда-то на Змеиной колонне, любезно предоставил
vladimirdar За что Владимиру моя премногая благодарность.
Получила еще одну змеиную фотографию. Змея, оказывается, с зубами! Есть легенда, согласно которой Мехмед , въехав в побеждённый Константинополь 29 мая 1453 года , и осматривая достопримечательности Города, остановился возле Дельфийской колонны и ударил её своим жезлом с такой силой, что сломал одной из змеиных голов челюсть. Так что, возможно, это и есть та самая голова, поврежденная жезлом Мехмеда. На этой фотографии явно видно, что нижней челюсти у неё нет.
Спасибо, Ирочка
beloruska_id !
Вторая змеиная голова - в Британском музее. Как же я пожалела, что не знала эту историю раньше. Ведь могла разыскать её и сфотографировать, когда была там.
.А вот как Змеиную колонну изображали на миниатюре 16 века. То есть этот рисунок опровергает первую легенду. То есть в 16 веке Змеи еще извивались на колонне, и кроме того, за ней очень даже хорошо ухаживали.
Картинка из Википедии.
Обратила внимание, что Змеиная колонна находится, как бы в яме. Нашла в Сети объяснение: "Все дело в том, что со времен ее установки в 326 году "культурный" слой нарос достаточно сильно (в Стамбуле считается, что со времени основания здесь Константинополя он достигает 7 метров), поэтому все исторические объекты приходится раскапывать, и они находятся ниже сегодняшнего уровня поверхности земли".
Больше подробностей о Змеиной колонне можно почитать у
vladimirdar ЗДЕСЬ.
Теперь переходим еще к одному историческому объекту. Внешне он не так красив, как предыдущие, но история у него не менее замечательна. Это обелиск Константина. Он намного "моложе" древнеегипетского обелиска, но точный возраст его не известен. В 10-м веке по распоряжению императора Константина Багрянородного он был отреставрирован и покрыт позолоченными бронзовыми плитами, на которых изображались военные победы его деда. Первоначальная высота обелиска была 32 метра. Венчал обелиск позолоченная огромная сфера.
И плиты и сфера исчезли опять же во время Крестового похода 1202-1204 г.г. В память о плитах остались только эти круглые отверстия. И глядя на них, можно хорошо себе представить, как безжалостно выдирали эти позолочные плиты грабители, носящие имя "Крестоносцы".
А когда уже обдирать было нечего, обелиск облюбовали янычары. Они устраивали соревнования, кто быстрее взберется на его вершину . Удивительно то, что многострадальный обелиск устоял во время сильнейшего землетрясения, которое произошло в 1894 году.
Очень интересный рассказ о тайнах обелиска Константина можно посмотреть на этом ролике.
Click to view
Время шло, горожане почему-то начали терять интерес к Ипподрому. Состязания и праздники устраивались здесь всё реже и реже. После грабежа, устроенного крестоносцами в 1204 году, Ипподром был вообще покинут. Бронзовые статуи, украшавшие его, были расплавлены , и из них чеканили монеты. В раннеосманский период какое-то время здесь еще проводились конные состязания и прочие развлечения. Например, здесь устанавливали палатки хирургов, которые проводили обрезания принцев, а заодно и обрезание незнатного люда. Иногда здесь праздновали свадьбы, которые могли длиться неделями. Были также отведены места, где вешали янычар и там же складировали убитых.
Праздник обрезания принца Мехмеда. Османская миниатюра.
Церемония обрезания принца (праздник) проводится в возрасте шесть-семь лет в присутствии высших сановников.
В общем, Ипподром потерял своё прежнее назначение и постепенно разрушался. Из его развалин начали строить дома В 17 веке здесь началось строительство Голубой мечети, для чего разрушили византийский большой дворец и остатки зрительских мест Ипподрома.
Но историческая часть с памятниками византийского периода всё-таки осталась. Есть замечательная картина очень интересного французского художника Jean-Baptiste van Mour (1671-1737), который приехал в Стамбул в свите французского посла. Он оставил о себе замечательную память: запечатлел в своих картинах и рисунках историю, быт, портреты и прочие особенности страны, которую так полюбил, что остался здесь до конца своих дней.
ОТСЮДА Думаю, что вы узнали на картине и обелиски, и Змеиную колонну, о которых я вам так долго и нудно рассказывала. И хотя о Голубой мечети, которая здесь так красиво изображена, написаны, наверняка, тысячи постов, всё равно буду о ней рассказывать. Потому что мне очень хочется еще раз прочувствовать всё то, что случилось со мной в интереснейшем и необыкновенном Стамбуле.
Внимательно читала: Надежда Ионина."Стамбул. История. Легенды. Предания" и материалы Википедии.