Это была одна из мечт моей жизни - увидеть вблизи химеры Парижского собора Нотр-Дам. И она казалась такой же недосягаемой, как и поездка в Париж. Но мечты, оказываются, сбываются!
Вот он - знакомый всем вам знаменитый Нотр Дам де Пари. На фотографиях химеры очень трудно рассмотреть , точно также как трудно их рассмотреть и в натуре. Они расположены очень высоко, на галерее под двойными башнями. Как к ним проникнуть - я понятия не имела. От своей группы отстала. В руках была только карта Парижа и очень примитивное знание разговорного английского языка. Побегав вокруг Собора я все-таки сообразила, что длиннейшая очередь с его северной стороны и есть то, что может привести к исполнению моей мечты.
Но когда я увидела такую длиннейшую очередь, то возникли сомнения , успею ли до закрытия Собора попасть наверх. Пересилило очень большое желание, - решила ждать, сколько бы это не заняло времени.
Очередь медленно, но все-таки продвигалась.Надо мной нависали серые громады собора, сплошь утыканные гаргульями. Я знала их назначение, т.к. все-таки готовилась к поездке. Назначение гаргулий - скрыть водосточные трубы, через которые вода должна отводиться от здания. Все так прозаично. Но все-таки не очень. Жил когда-то в реке Сене огромный змей-дракон, которого звали Ла Гаргуль. И не было от него никакого спасения - то он перевернет лодки с рыбаками, то выпустит из своей пасти столько воды, что затопит все прибрежные дома. Но нашелся все-таки человек, который смог усмирить это водяное чудище. Им оказался священник, который дни и ночи сидел на берегу Сены и при появлении Ла Гаргуля начинал читать молитвы. Вот после этого, в 12 веке и начали появляться на стенах и крышах католических соборов эти уродливые создания со всевозможнейшими вариациями. Но стали они теперь не грозными чудищами, а "слугами" церкви.
Времени у меня было много, и я внимательно изучала все эти живописные, но совсем не страшные чудилища. И, конечно же, не могла не обратить внимание на гаргулью с женским лицом и в шляпке. Мало того, было похоже, что у нее есть руки и даже платье. Что бы это могло означать? Ответ получила незамедлительно. Подошла группа русских туристов, которым жизнерадостный гид с большим удовольствием рассказал, что каменщикам была дана полная воля в их фантазиях. Но одного из каменщиков так "достала" его теща, что он решил навеки запечатлеть ее в камне, да еще и с открытым ртом - пусть теперь утешится и вечно льет воду на головы беспечных парижан.
(Теща обведена красным "квадратиком").
Наконец-то я почти у входа, и пожилой француз, немного похожий на Квазимоду, раздает проспектики про Нотр-Дам. Причем безошибочно вручает каждому проспект на его родном языке. Изучение чтива также заняло определенное время, и я сама не заметила, как оказалась у входа в узенькую дверь. Началось мое восхождение, если так можно назвать быстрое взбирание по каменным, довольно высоким ступенькам по узкому винтовому коридору. До галереи химер нужно было преодолеть 46 метров. Это 387 ступеней! Примерно через 30 метров - небольшая передышка. Это высокий зал Северной башни. Основание центрального свода взлетает на высоту 14 метров. Здесь расположена довольно интересная экспозиция, которая отражает всю историю Собора. Но так хочется поскорее выбраться наверх. Еще небольшой перебег - и вот она - галерея химер, и вот он - Париж с высоты птичьего полета.
Столько лет прошло, а у меня до сих пор, глядя на эти фотографии захватывает дух. Видите, почти в центре вдали - холм. Это Монмартр. Крыши, крыши...Ну как не вспомнить Максимилиана Волошина:
"....Внизу ревет Париж -
Коричневато-серый, синий...
Уступы каменистых крыш
Слились в равнины темных линий.
То купол зданья, то собор
Встает из синего тумана.
И в ветре чуется простор
Волны соленой океана... "
Но мы с вами все-таки взобрались сюда, чтобы поближе рассмотреть химер. Конечно, начнем с самой известной - ее вы уже видели в начале поста.
Эта страшная химера - Стрикс. Когда наступает ночь, расправляет свои крылья этот получеловек-полуптица и, издавая пронзительные вопли, начинает кружиться над спящим городом. Горе той матери, если оставит она без присмотра своего новорожденного младенца - унесет его Стрикс в своих когтистых лапах и выпьет всю его кровь. Примерно так описывал Плиний Старший этого зловредного ночного духа в своей "Естественной истории".
Показываю работы французского гравера Шарля Мериона (Charles Meryon) (1821-1868), известного своими офортами с видами Парижа. Он и прославил химеру Стрикс.
Собор Нотр-Дам де Пари строился в течение 170 лет с 1163 по 1285 г.г. Его история и его тайны, которых здесь множество - это отдельная история. Нас же интересует галерея химер, которая по замыслу архитекторов Jean-Baptiste-Antoine Lassus и Eugеne Viollet-le-Duc соединила две башни и была закончена сравнительно недавно - в 1845 году.
Смотрим еще раз на знаменитого Стрикса и проходим дальше по галерее.
Свой знаменитый роман "Собор Парижской Богоматери" Виктор Гюго написал где-то в 30-х годах 19 века. То есть, галерея химер уже существовала. Но, внимательно его перечитав, я очень удивилась, что большой писатель не уделил ни одной строчки этим удивительным творениям человеческой фантазии. Удалось , правда, найти в Википедии замечательную иллюстрацию к роману, выполненную Luc-Olivier Merson.
Смотрим крупным планом.
Откуда пришли к нам химеры? Пишут, что из древней Греции и вначале их изображение было стандартно: голова льва, туловище козы и хвост змеи. Но постепенно все это видоизменилось и, очевидно, вид химеры стал зависить только от воображения исполнителя. Но кто , или что они? Просто декоративный элемент, или же они наделены какими-то мистическими способностями?
Так хотелось разгадать их тайну. Вспомнились мерзкие и отвратительные химеры, которые я видела в каком-то дворце. От них хотелось поскорее убежать и никогда их больше не видеть.
А химеры Нотр Дам были совсем другими - от них не хотелось уходить. Может быть, потому, что они все смотрели в сторону - вниз, то ли на город, куда-то вдаль. Что они там высматривали?
Смотрим вниз. Уже знакомые нам горгульи. Но еще одной тещи среди них нет...
Поворачиваем за угол. Какой замечательный, задумчивый и такой грустный слоник! Что делает он в этой честной компании?
Поднимаемся еще выше. Чтобы вам было понятнее наше восхождение, посмотрите как выглядит Собор Парижской Богоматери сбоку на старинной открытке, которую я нашла
ЗДЕСЬ.
По винтовой лестнице восходим к шпилю. Это,несомненно, путь Квазимодо. Теперь уже нас окружают святые. А вот и ангел на самом коньке крыши. Такое впечатление, что он подмигивает химерам.
Но это еще не все. Деревянная лестница ведет нас еще выше. И вот уже святые - внизу, а перед нами - Сена! Можно рассмотреть оконечность острова Сите, на котором расположен Нотр-Дам. Видите, такой острый мыс. Как же не хотелось возвращаться отсюда на нашу грешную землю!
И вот - апофеоз! Шпиль Нотр Дам де Пари!
Но все хорошее скоро заканчивается. Спускаемся вниз. Еще раз проходим мимо этих загадочных созданий с птичьми, звериными и человеческими позами, которые так равнодушно взирают на наш мир. Они абсолютно спокойны, потому что знают что-то очень важное. Но что?
"Леса Готической скульптуры!
Как жутко все и близко в ней.
Колонны, строгие фигуры
Сивилл, пророков, королей...
Мир фантастических растений,
Окаменелых привидений,
Драконов, магов и химер.
Здесь все есть символ, знак, пример.
Какую повесть зла и мук вы
Здесь разберете на стенах?
Как в этих сложных письменах
Понять значенье каждой буквы?
Их взгляд, как взгляд змеи, тягуч...
Закрыта дверь. Потерян ключ ".
М.Волошин