"Мы делали переход из Хотина в Берестечко. Бойцы дремали в высоких
седлах. Песня журчала, как пересыхающий ручей. Чудовищные трупы валялись
на тысячелетних курганах. Мужики в белых рубахах ломали шапки перед нами...
Мы проехали казачьи курганы и вышку Богдана Хмельницкого. Из-за
могильного камня выполз дед с бандурой и детским голосом спел про былую
казачью славу. Мы прослушали песню молча, потом развернули штандарты и под
звуки гремящего марша ворвались в Берестечко..."
Исаак Бабель "Конармия".
Как интересно получается - идём вслед за Бабелем. Совсем недавно мы с вами посетили
места казацкой славы, а теперь въезжаем в не менее славный город - Берестечко, правда, без звуков победного марша.
Слава Богу, прошли злосчастные времена, когда Бабель писал те строчки, - трупы давным-давно уже нигде не валяются, но курганы остались, - их-то мне и хотелось увидеть. Но и не только курганы...
Конечно же, Берестечко интересно не только тем, что его когда-то посетил писатель Исаак Бабель. У этого города давняя и очень интересная история. Но кроме того - это один из самых маленьких городов Украины - .хотя когда-то здесь проживало до 80 тыс.населения.
Почему Берестечко? По одной из версий, город основали переселенцы из города Берестье (так назывался когда-то Брест). По другой - в этой местности с давних пор растёт много деревьев, которые называются берест. Для интересующихся - это разновидность вяза. Бересты, действительно, сопровождали нас всю дорогу. Вот только жаль, что практически все они повреждены паразитом-омелой. Еще немного, - и, к сожалению, воспоминания о них останутся только в названии города.
Небольшая справка: где-то с 11-го века - эта территория Волыни входила в состав Киевской Руси, затем Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой, России, Польши, немецкая оккупация, Советский Союз, Украина.
Въезжаем в город Берестечко. Чистенький, похоже, что ухоженный. Но трудно поверить, что еще в 1547 году здесь было получено Магдебургское право, которое получить было не так-то просто - нужно было соответствовать целому ряду критериев и быть центром производства и товарно-денежного обмена. Читаем в грамоте, выданной Великим Литовский князем, королем Польши Сигизмундом Вторым Августом: "Где та местность (то есть Берестечко) княжны Маруси Богушевны Богодивной, что досталась её любимому князю Фридриху Глебовичу Пронскому, разрешить ему в Берестечке город возводить, иметь корчмы с мёдом и пивом, корчмы самогонные и винные, получать чоповый, торговый налог, торги проводить каждый понедельник, а ярмарки на Илью и перед Филипповкой".
Запомним фамилию - Пронский.
В середине 16 века это был один из известных городов Речи Посполитой. Здесь даже происходили заседания сеймика, то есть избирали послов на Сейм. Что говорит о том, что город был населён, если не очень богатой, но всё же шляхтой. Хотя, как знать. На берегу речки Стыр, которая здесь протекает, сохранились остатки дворца (по местной традиции, сейчас здесь находится дом престарелых). Этот дворец был взят народными повстанцами в 1649 году. Если вы помните, я рассказывала о том, возле Берестечка в 1651 году состоялась знаменитая битва между королевскими войсками Польши и войском Богдана Хмельницкого.
Очевидно дворец был изрядно подпорчен казацкими и королевскими войсками, потому что крупный польский магнат Ян Замойский выстроил на том же месте новый дворец, и заложил рядом парк, от которого сейчас не осталось и следа. А ведь планировал его в своё время знаменитый ирландский садовый дизайнер Мак Клер.. Во дворце гостил польский король Станислав Август Понятовский. Случилось это в 1787 году, когда король возвращался из Канева, где встречался с Екатериной Второй,
с которой его связывали не только дружеские отношения.Картина "Отправление Екатерины Второй из Канева в 1787 году." Где-то на берегу стоит Понятовский. Его судьба, как и судьба его Польши уже решена. Речь Посполита в 1795 году будет поделена между Австрией, Пруссией и Россией. Берестечко отойдет к Российской империи.
Но это будет потом. А пока Берестечко процветает. В 1767 году Станислав Август подтверждает Магдебургское право для города. В 18 веке здесь в промышленных масштабах ткали полотно из льна и конопли, вывозили на рынок пшеницу, мясо, скот, растительное масло, сушеные фрукты. В городе работало два цементных завода, на складах которых хранились сотни тысяч мешков цемента и сотни тысяч штук черепицы.
Было в Берестечке 4 пасеки. Везде в фольварках (помещичье хозяйство) были пруды, где разводилась рыба. Особенно большие доходы были от винокурен. Хочу привести в пример интересные цифры. Вы спросите: зачем вам эти цифры? Дело в том, что меня всё время мучают одни и те же вопросы. Как же так случилось, что край, который производил столько и такой продукции, сейчас живёт только случайными заработками, да и то за ними нужно выезжать в соседние страны?
Например:В 1776 году в Берестечке изготовили 17 тыс.литров водки. Еще делали водку с анисом и можжевельником (джин!), "сахарную" водку, медовый напиток, вишнёвку. Пивоварня за год выпускала 105 тыс.литров ординарного, 3 тыс.бутылочного и 5,5 тыс.двойного пива.
ОТСЮДА. А что сейчас?......
На этой замечательной гравюре просматриваются два крупных сооружения.
К ним сейчас мы и направимся.
В центре города стоит величественный Свято-Троицкий собор. После одноэтажных домов, мимо которых мы только что проезжали, это сооружение кажется вышедшим из какого-то другого времени. Он огромен, красив и у него очень интересная история.
В начале 20-го века (Берестечко в составе Российской империи) церковь, построенная в 1825 году постепенно приходила в негодность, - по всему фасаду пошли трещины и появилась угроза его разрушения. Была создана Строительная комиссия, которая приняла решение построить храм, похожий на Свято-Владимирский Собор в Киеве.
Это должен был быть памятник казакам, которые полегли во время Берестецкой битвы. Владелицей Берестечка в то время была католичка, которая не согласилась продать участок земли под строительство православного храма. Поэтому были разрушены стены старой церкви и заложили новый храм, почти тех же размеров что и Киевский Свято-Владимирский собор. Но внезапно под фундаментом появилась вода, которую остановить было невозможно. Это задержало постройку храма, - к началу Первой мировой войны были возведены только внешние стеы и заготовлен кирпич для окончания строительства. Но война спутала все планы. Во время военных действий город переходил из рук в руки. Стены храма были пробиты артснарядами. Но самое главное - весь заготовленный кирпич был вывезен австро-немецкими войсками для мощения дорог. Кроме того - разобрали внутренние пилоны.
Когда война окончилась и Берестечко стал польским городом, стоительство православного храма медленно всё-таки продолжалось, и было всё-таки закончено в 30-х годах.
Нужно отметить, что храм выглядит несколько непропорционально. Он не стремится вверх, что, как правило, свойственно всем христианским храмам. Причина в том, что достраивался он в те времена, когда властвовала католическая Польша, и конечно же, допустить, что православный храм возвышается над католическим было невозможно. Поэтому был наложен запрет на строительство по проекту. Храм укоротили.
Но всё равно храм очень хорош. Жаль только, что не пришлось зайти внутрь по причине его закрытия.
Перед храмом - памятник Богдану Хмельницкому. Как видим, территория вокруг собора хорошо ухожена. Да и сам памятник выглядит вполне достойно государственного мужа. Что нельзя сказать о том, что я увидела напротив.
А напротив стоял маленький, несчастный, замызганный Тарас Григорьевич Шевченко. Да еще на фоне такого же неаккуратного здания. А ведь Тарас Григорьевич посвятил городу Берестечко столько славных строчек своей поэзии. Причем, находился он в это время в далёкой-далёкой аральской ссылке.
Совсем рядом со Свято-Троицким собором находится еще один Свято-Троицкий храм, но - католический. Это именно тот храм, который не должен был быть ниже православного. Но что же мы видим, кроме былого великолепия? Смотрим пока издали.
Строительство костёла началось в 1765 году и было окончено в 1771 году. Храм также посвящался битве 1651 года под Берестечком. Но должен был символизировать победу королевского войска над армией Богдана Хмельницкого.
К сожалению, про внутреннее убранство костёла мы можем
почитать только у атеиста Бабеля." Он был полон света, этот костел, полон танцующих лучей, воздушных столбов, какого-то прохладного веселья. Как забыть мне картину, висевшую у правого придела и написанную Аполеком? На этой картине двенадцать розовых патеров качали в люльке, перевитой лентами, пухлого младенца Иисуса"...Что произошло далее в костёле - читайте сами.
Пишут, что внутри костёла находились картины, изображающие победу поляков в этой знаменательной для Польши битве. Внутреннеее убранство поражало своей роскошью в стиле рококо. Стены были оформлены фресками, выполненными монахом-худоником братом Юзефом Прехтлем и итальянским художником Кармарони , который здесь же был похоронен. Прекрасный огромный алтарь оформляли лучшие резчики по дереву. В боковых алтарях размещались фигуры святых Ордена Тринитариев, который существовал в Берестечке с 17 века. Конечно же, был орган, который судя по рассказу Бабеля, еще играл в 1920 году.
С костёлом был соединён монастырь тринитариев. Внизу были келии, трапезная, кухня. На втором этаже - библиотека, зал для послушников.
На внешней стороне костёла была фреска, изображающая битву под Берестечком, также кисти Юзефа Прехтля. В 19 веке она была заштукатурена. Очевидно, она была в этом полукруглом эркере. Как жаль! И вообще жаль это полуразрушенное здание.
В 1889 году была проведена полная реставрация, от которой сейчас мало что осталось..
Костёл был действующим до 1941 года. Во время фашистской оккупации пустовал. Думаю, что немцы потихоньку вывозили из него все ценности. Потом там что-то взорвалось, и загорелась крыша. Пожар удалось потушить. Деревянные скульптуры, которых здесь было множество, в 50-е годы вывезли во Львовские музеи. Некоторые из них находятся в Олеськом замке.
С боковой стороны костёл выглядит так, как будто-бы с него содрали кожу. Страшно смотреть на это здание. Судя по фасаду, похоже, что его пытались привести в божеский вид, начинали штукатурить. Но так и оставили.
До 1952 года в костёле сохраняли зерно. В помещении монастыря была сыроварня. С 1970 года костёл стоял абсолютно бесхозным. Затем, как мне сказали, его отдали греко-католикам, хотя в Берестечке есть католическая парафия. Но очевидно, она столь малочисленна, что не в силах отремонтировать такую громадину. Свои службы католики проводят в часовне на бывшем католическом кладбище...
Здесь же, в центре Берестечка, в окружении высоких елей, стоит памятник погибшим воинам. Должна отметить, что монумент замечательный. Три меча с самыми памятными и трагическими датами города.
1651 год - Берестецкая битва. 1920 - в этот год началась польско-советская война. На Юго-Западном фронте против армии Пилсудского воевали конармии Будённого и Ворошилова. Кто читал "Конармию" Исаака Бабеля, с цитатой из которой я начала свой рассказ, тому будет интересно, что именно под Берестечком происходили ожесточенные бои,когда Берестечко было отбито у поляков. В бывшем имении проходил митинг населения Берестечка, на котором выступал Будённый. В бывшем панском дворце размещался штаб Конармии. Вроде бы всё шло нормально. Жители Берестечка были солидарны с красноармейцами. Еще бы! Вот резолюция:"Мы, бойцы, заявляем на весь мир, что мы не ведем войны с нашими братьями - польскими работниками и крестьянами, мы не претендуем на их самостоятельность и на их землю.Мы идём освобождать польский народ от ярма польских помещиков и генералов..." 48 местных жителей присоединяется к Красной Армии. Немного отдохнув (читать Бабеля) части Первой Конной Армии двигают на Запад. А Берестечко тут же захватывают польские войска. И в панском маетке уже размещается их штаб...
В сентябре 1939 года в Берестечко вновь вступает Красная Армия. И начинает работать страшная машина репрессий.
Затем 1941 год - фашистская оккупация. Общее число жертв - 4 тысячи человек, из них 3 тысячи евреев, растрелянных в гетто. Затем борьба НКВД с ОУНовцами. И опять множество расстрелянных, погибших под пытками. Трупы сбрасывали в ров возле реки Стыр. Лишь в наше время, в 1991 году были перезахоронены их останки.
Страшные цифры. Количество населения за годы ВОВ и последующих чисток уменьшилась в 5 раз, и составляло в 1947 году - 1180 человек.
Возвращаемся в наше время. Выходим на центральную улицу. Да....Магдебургское право... И главное - не у кого спросить, как найти две достопримечательности Берестечка, которые мне очень хотелось увидеть. Улица, как видите, пустынна. А останавливать гужевой транспорт как-то не хочется.
Но наконец-то мимо проезжает пожилая женщина, которая с удовольствием указывает мне нужные ориентиры.
И опять будет довольно-таки печальная страничка истории.
В 1658 году (
Леонид Чучман "Берестечко") татары напали на монастырь, настоятельницей которого была матушка Текля. Монахини оказали упорное сопротивление, но что они могли сделать против жестоких азиатов? Очевидно, их отпор так озлобил татар, что все монахини были убиты, но перед этим над ними жестоко издевались: отрезали груди, забивали в голову гвозди...Было этих монашек то ли 500, то ли 40...Но какая разница сколько их было? Народ помнит эту историю, называет это место - курган Святой Текли и похоже, даже ухаживает за ним..
По крайней мере, охранная табличка совсем новая, так что, возможно, в ближайшее время эта достопримечательность Берестечка будет приведена в нормальный вид.
Местность довольно-таки унылая. Под стать событиям, которые здесь происходили.
Главной добычей татар во время их набегов на эти земли был ясыр,т.е. взятие в плен. Особенно ценились молодые девушки и парни. Для этого каждый татарин брал в поход несколько запасных коней , веревки и большие корзины, так как подбирали и маленьких детей. Но это не всё. Как известно, татары соглашались воевать на стороне войска Богдана Хмельницкого только в том случае, если за эту услугу им было разрешено брать ясыр.(!) Пленных гнали в Крым, в Кафу (Феодосия), где был огромный невольничий рынок. Там велась торговля живым товаром. Затем невольников переправляли в Царьгород ( Стамбул), Анатолию, Персию, где они ожидали своей участи. Как правило, пленников выкупали родственники, а кого-то отдавали в гарем, - вспомним нашу известную Роксолану.
А теперь переходим к самой главной достопримечательности, которую мне очень хотелось увидеть в Берестечке. Можно даже сказать, что к ней меня привела Св.Текля, так как смотрела она именно в нужную мне сторону.
Видите, вдали что-то напоминающее обелиск? Туда и идём по этому бескрайнему ровному полю,
которое вскоре сменяется черной перепаханной землей. Хорошо, что нет дождя - иначе пройти было бы проблематично.
Мы с вами идём к усыпальнице князя Александра Фридриховича Пронского., которую народ называет "Мурованый столб".
Чем ближе к пирамиде-усыпальнице, тем всё более сгущались тучи. Что еще более усиливало мой мистический настрой. Который, правды ради, несколько поубавился, глядя на этот голубой заборчик.
Читаем у известного историка и публициста Николая Костомарова, который посетил Берестечко в середине 19 века и оставил очень интересные записи:" ...версты за две от городка Берестечка, стоит высокий памятник, возведенный, как свидетельствует запись на нём, над телом князя Пронского, который умер в 1533 году. Он, по легенде, был еретик, и, зная, что после смерти попадет под власть дьявола и будучи мертвецом, будет ходить и пугать живых людей, приказал прикрепить свой гроб к внутренней стене памятника. И я, действительно, видел обрывки цепей под куполом склепа. Князь Пронский был одним из рязанских князей, которые убежали в Литву после насильного присоединения рязанской земли к Москве. Понятно, что народная легенда о том, что он еретик, не имеет исторической основы."
Костомаров ошибался. Действительно, с точки зрения католиков, князь Пронский был еретик. Так кто же он был и почему воздвиг себе такой памятник?
Его отец, киевский воевода Фридрих Глебович Пронский получил Берестечко в 1544 году, как приданое его супруги. У них было четверо детей, - один из которых был назван Александром. Читаем в Википедии:"Князь Александр Пронский (ок. 1550 - ок. 1595) - государственный деятель Великого княжества Литовского, стольник великий литовский (1576-1587), староста луцкий (с 1580 года), каштелян трокский (1591-1595)". Там же описаны его деяния на государственном поприще, но нас интересует лишь одна строчка "исповедовал кальвинизм". У князя появилась масса последователей. Вскоре, правда, уже после его смерти, Берестечко становится центром средневековых "ересей" - учений Кальвина и Социна.
Почему же это протестантское движение получило распространение на Волыни? Именно здесь были владения украинских магнатов: Острожские, Чарторыйские, Сангушки, Любомирские... А кальвинизм выступал за ликвидацию церковного землевладения, что было на руку местной шляхте. Кроме того, "кальвинистская доктрина об абсолютном предопределении служила обоснованию "богоизбранности" магнатов и шляхты".
В 1595 (1633?1601?) году Александр Пронский умирает, но его "дело не пропало". Вдова выходит замуж за единоверца-фаната графа Андрея Лещинского. Он приглашает западно-европейских ученых-кальвинистов в Берестечко, основывает здесь школу и библиотеку. В школе преподают богословие, латинский и греческий языек, поэзию, риторику, философию, математику...
В первой половине 17 века Берестечко становится центром социнианства на Волыни! Но конечно же, католическая церковь допустить такого распространения "ереси" Кальвина и Социна не могла. Иноверцы стали преследоваться, и в 1658 году сейм Речи Посполитой принял решение изгнать социниан из Украины. Что и было сделано.
Большая часть жителей Берестечка эмигрировала в Румынию. Но память об основателе общин социниан в виде "Мурованого столба", которые ставили на могилах социниан, осталась и даже стала историческим памятником, охраняемым законом.
(Между прочим, во многих источниках пишут, что это единственный, оставшийся памятник-усыпальница социниан в мире!)
Я долго ходила-бродила вокруг этой усыпальницы. Очень хотелось заглянуть внутрь. Но отверстие было засыпано землей. А ведь когда-то это сооружение было абсолютно полым. И там, на цепях, висел гроб!
В начале поста я вам рассказывала, что в 1787 году В Берестечке гостил король Станислав Август Понятовский. Осматривая окрестности, он, конечно же, не мог пропустить этот каменный столб-пирамиду. Правда или легенда, - но пишут, что заглянув в склеп, он увидел серебряный гроб, который висел на цепях. Гроб вскрыли, там был еще один гроб - дубовый, а в нём лежали останки Александра Пронского. Король приказал закопать гроб в землю. В память об этом событии он нацарапал на одном из кирпичей надпись "Ст.Август король 1787". Конечно же, по-польски.
К сожалению, эту выцарапанную королевскую надпись я не нашла. Но там было много других интереснейших надписей, датированных 19 веком!
Вверху была прикреплена табличка, еще с того, далёкого 17 века. Но рассмотреть, а тем более сфотографировать её я не могла.
Добрые люди выложили её в Интернете. Нашла
ЗДЕСЬВ переводе с польского: "Александр Фридрихович Пронский, каштелян, скончался года 1601, последние дни марта".
Есть еще одна легенда, которую рассказывают местные жители. "Однажды в студеную зимнюю пору" забрёл в Берестечко какой-то нищий. Постучал в двери панского имения в надежде получить убежище от холода и голода. Но князь Пронский не велел его пускать. Побрёл нищий восвояси и нашёл приют в простой сельской хате. Переночевал, а утром, прощаясь, пожелал хозяевам всего хорошего, а про того князя, который его не пустил, сказал: "Не будет он иметь спокойствия после своей смерти. А тело его съедят мыши". Дошли эти слова до князя Пронского. Крепко он задумался. И повелел, чтобы после смерти положили его тело в деревянный гроб, который вставить в серебряный. Но гроб не закапывать в землю, а построить каменный столб и подвесить гроб в середине столба на цепях. Что и было исполнено".
Хотите верьте, хотите - нет. Я верю. Потому что была там, рядом с этим загадочным "Мурованым столбом". Вот только жаль, что внутрь заглянуть никак не получилось.
Нашёлся смельчак, который проник через верхнее отверстие внутрь, сделал фотографии изнутри и очень красочно описал своё приключение.
Рекомендую!. И только прощаясь с этой пирамидой-усыпальницей-мурованым столбом, я обнаружила, что на самой вершине аисты соорудили себе гнездо. Интересно, сколько веков они прилетают сюда, в это странное место, чтобы вывести своих птенцов на каменном изваянии, которое не смогли разрушить ни войны, ни бури, ни ураганные ветры. Которое почему-то не разбило людское равнодушие, не разнесло по кирпичику. О котором мало кто знает даже из местных жителей - стоит себе столб среди поля - ну и пусть стоит... Что стОило сдвинуть его бульдозером? - ведь столько было бы строительного материала...
Начал накрапывать дождик. Я поняла, что нужно уходить. Всё равно никогда не раскрою я для себя тайну этого странного столба, который вспоминаю до сих пор.
Из Берестечка я уезжала переполненная эмоциями. Радость узнавания нового, скорбь о навечно оставшихся в этой земле и в огромном саркофаге на "Казацких могилах", причастность к истории, прикосновение к прошлому - всё смешалось и перепуталось в моей бедной головушке. И только сейчас, перевспоминав и пересмотрев свои фотографии, я поняла, в каком знаковом историческом месте я побывала. Может, и вы захотите здесь побывать.
Но до сих пор не даёт мне покоя еле-еле слышное позвякивание кованых цепей внутри "Мурованого столба"...
P.S. К сожалению, проникнуть в полуразрушенный костёл мне не удалось.Но оказалось, что ничего невозможного нет, когда живут на свете добрые и отзывчивые люди.
taras_palkov несколько лет назад проник в костёл и запечатлел увиденное.
Действительно, Исаак Бабель не ошибся: "Он был полон света, этот костел, полон танцующих лучей, воздушных столбов, какого-то прохладного веселья..."
Даже сейчас, лучи света проникали сквозь раскуроченные проёмы окон на эти изувеченные и ободранные стены, робко пытаясь высветлить затёртые фигуры Святых.
И только чудом уцелевшие ангелы, перевидавшие за три столетия всё то, что происходило там, внизу храма, смиренно смотрели вниз, ожидая животворящего слова чудесной молитвы: "Святый Ангеле! ... укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. .."
И так хочется верить, что восстановление памятника архитектуры еще возможно. Ведь не напрасно же это старинное здание начала 18 века до сих пор "охраняется государством и его повреждение карается законом"...
.
Щиро дякую, пане Тарасе.