Дракон - Огненный Змей
Глава седьмая, оккультная.
Дракон - персонификация реальной Космической Силы.
"Дракон является Тайною. Смысл его не
дано понять "спутникам", но лишь "малым
детям".
Симеон Бен Иохай
"И Яма рассказал ему об огне - начале мира".
Катха Упанишада (I.1.15)
Теперь мы об этом только догадываемся, древние, кажется, знали это наверняка. Для того чтобы оживить перед своим взором примерную картину развития Мира, нам придётся воспользоваться компиляцией оккультных доктрин
и вновь обратиться к изначальной Тьме.
Итак, вначале была только Тьма, Абсолют, Непознаваемое Божество, которое представлялось Тьмой в силу непознаваемости человеческим разумом. В этой Тьме кое-как ощущались два её аспекта - Абсолютное Пространство и Абсолютное Движение, называемое также Вечным Дыханием или Абсолютным Сознанием. Неявно во Тьме присутствовали два начала - материнское, праматериальная сущность всех возможностей и Дух Божества - огненный мужской принцип. В иных космогониях Дыхание называют вибрацией или же пульсацией бессознательной жизни.
В определённый момент Дыхание Абсолюта, вибрация, несущая в себе намерение Всевышнего, вызывая эффект резонанса, активизирует, приводит в движение скрытую сущность всех возможностей, и та проявляется в виде праматериальной субстанции, называемой Первозданными Водами, Хаосом или же Матерью. Не исключено, что резонанс этот явился причиной могучей эксплозии, в которой и произошла Великая Метаморфоза. Тьма "набухла Влагой" и излучила скрытый доселе в ней Свет. Таким образом, Воды и Свет разделились. Далее Свет, Божественный Дух, парящий над Водами, в виде Луча или же Столпа Света устремляется в глубину Лона Вод. Природа Луча оказывает оплодотворяющее воздействие. Его вибрирующее движение возбуждает естество праматериальной субстанции, объединяется с ней и зачинает следующий этап материализации - сгущение Блистающего Мирового Яйца. Затем из Яйца появляется Сияющий Сын - Глагол Божественной Мысли, Логос, Пламенеющий Дракон Мудрости. Он несёт в себе мужское и женское начала, в нём Мудрость Хаоса. Тело его - Дух и Праматерия, Огонь и Воды. Здесь, видимо, скрыты корни будущей мнимой противоречивости Змея, когда он скажет:
"Я - древний дракон, сущий по всему кругу земель, отец и мать, отрок и старец, всесильный и всех слабейший, смерть и воскресение, видимый и невидимый, твёрдый и мягкий; я опускаюсь под землю и подымаюсь на небеса, я наивысшее и наинизшее, самое лёгкое и самое тяжёлое; во мне заключён свет природный (naturale lumen); я тёмен и светел; я притекаю с неба и от земли; меня знают, но я вовсе не существую; в солнечный лучах я отливаю всеми цветами" (43).
А пока Огненный Змей начинает вихревое или же хаотическое движение над Водами, выдыхает на них пламя, побуждая их к движению. Он материализует миры Вселенной, продолжая Творение и, порождая собой новые круги или спирали нисходящих всё более плотных воплощений.
Эзотерическое видение Творческой Космической Силы как Огненной Разумной Сущности породило поэтический образ Пламенеющего Дракона Мудрости, отражение которого мы и наблюдаем вокруг себя в материальности подлунного мира. Отражение искажённое, преломлённое уплотнённым пространством, обросшее чешуёй или перьями, выдающее, однако, своё происхождение огнедышанием.
Здесь, может быть, окажутся кстати несколько слов об огнедышании. В Айтарейя Упанишаде мы найдём, что когда Атман вынул из вод пурушу, придал ему внешний облик и согрел его, "рот этого согретого раскрылся, словно яйцо; изо рта вышла речь, из речи огонь" (35). О мудреце говорят, что он подобен огню. "Ибо уста огня суть то, что есть Брахман", разъясняет Шатапатха-брахмана (13). Очевидно, огнедышание связано с Божественным Словом, с Речью, что есть непременный атрибут Творца. Можно рассматривать огнедышание как проявление солярной природы Змея, но здесь это выглядит слишком просто.
Когда оккультное знание напоминает нам, что Дракон Мудрости, Глагол Божественной Мысли, это собственно идея Бога, облачённая в покровы, оно даёт нам ещё один ключ к пониманию тайны многоликости Змея. Его нисхождение от чистой Идеи к материи есть многоступенчатый путь от Истины к Великой Иллюзии, которая оборачивается злом для Духа, заключённого в темницу ограниченного тела, искажённого образа Божества (9).
В практике Тантризма основной энергией человеческого тела названа Кундалини, это означает "свёрнутая спиралью". Мудрецы Востока говорят, что "Вселенная произошла от Махакундалини, которая в своей высшей форме находится в покое, свёрнутая кольцами. Чтобы проявиться, она раскручивается, творя разум, а затем материю разной степени плотности" (38).
Таинственная Кундалини, изображаемая змеёй, свернувшейся в три с половиной кольца, это мистическая огненная сила, дремлющая в Муладхара Чакре всякого человека. И каждый уважающий себя тантрист почитает своим святым долгом разбудить эту спящую энергию, ибо после этого ум, который является её продуктом, успокаивается настолько, что сознание освобождается от пелены и "наслаждается иным опытом" (22). Кундалини почитается Богиней Речи, Знания, Блаженства. Она - Чистое Сознание, Брахман, Агни, Созидание, Сохранение и Растворение (38).
У Вселенского Змея сотни имён. Это Сила, связывающая Дух с материей, это животворящий принцип, активный и пассивный, положительный и отрицательный. В дагомейской культуре существовало понятие "дан". "Это жизненное начало присущее всем гибким, извилистым и влажным предметам". Это относилось к объектам, которые могли скручиваться, раскручиваться, свёртываться, развёртываться, способным передвигаться без помощи ног, иногда по воздуху. Эти свойства были характерны для змей, для радуги, для дыма, для пуповины и т.п. "В "дане" видели носителя коллективной и индивидуальной судьбы". Он приносил удачу, "при рождении ребёнка он низводил его душу на землю". Каждый человек должен был прислушиваться к своему "дану". Пониманию его состояния способствовало толкование сновидений. Когда человек умирал, из его головы выделялась газообразная эманация, которую называли "азо". Она поднималась вверх и приобретала змеевидные очертания Айидо-Хведо. Это та часть древнего Змея, которая давалась Творцом каждому человеку, чтобы тот мог двигаться, ходить, жестикулировать (14).
В трудах средневековых алхимиков он назван Меркурием и скрыт от назойливых глаз невежд под маской химического элемента. Меркурий - Божественный Огонь и Вода Жизни, "Дух Мира, ставший в земле телесным, сила склеивающая миры, Anima Mundi" (43). Основная его характеристика - двойственность. Мы уже слышали его слова. Как дракон он крылат и он лишён крыльев, добр и зол, мужествен и женственен.
Возможно, тайный образ пути Змея некогда проступил сквозь туман в мыслях древнего мудреца, руки мастера вылепили его из материальности бытия. И вот, магический жезл оплетают два змея, две крайности одной сущности на пути от Духа к материи. Путь от Идеи к воплощению разъединяет единое, но не навсегда. Ещё предстоит обратная дорога.
"Столько лет он разыскивал дракона, и вот наконец, дракон, но так ли всё просто?
Что такое дракон и почему он был заключён в Артефакте, или превращен в Артефакт,
или что там с ним сделали?"
К.Саймак "Заповедник Гоблинов"
Ну, что же, нам удалось связать скромный пучок основных идей о Драконе. Осталось их как-нибудь употребить. Заодно мы построили семиступенчатую пирамиду, с вершины которой можно обозреть всё то, что находится ниже. И, возможно, тогда нашему взору откроется путь самого загадочного и таинственного существа во все времена, и в руки нам будут даны потерянные ключи... А если посмотреть вверх? (28 марта, 1998 г.)
© Каренгин С.В. 2012
<<<
Глава 6 I
Список литературы>>>
Оглавление Эта статья ходит в книгу "Изумрудный Дракон" (pdf, 20 mb):
![](https://i.imgur.com/SKFJHw4.jpg)
ТЕКСТЫ