проект "Древнеегипетская сказка"

Mar 19, 2012 02:12


Дизайн интерьера развлекательного направления. А именно, оформление холла перед входом в домашний кинозал. В проекте использованы различные элементы искусства Древнего Египта. Декорации состоят из полнообъемной скульптуры, барельефов, фрески, стилизованных элементов архитектуры и имитации сталактитовой пещеры.

Место реализации проекта - частные владения.
Время реализации - 2003 г.
В это время я трудился главным дизайнером фирмы «AISO». В мои задачи входило: дизайн-проект, рабочие эскизы, авторский надзор.
Съёмки готового интерьера - Ольга Каренгина.



Вход в кинозал и скульптура фараона.

Технологии.
Для изготовления декораций использовалась технология скульптурного слоя (полимерцементная смесь) на арматурно-сетчатом каркасе. Для росписи фрески и рельефов применялись акриловые красители. Для скульптур и барельефов кроме покраски применялось золочение сусальным золотом.

Проектная работа.
К этому времени количество моих проектов уже перевалило за 40, но тут впервые заказчик спросил, сколько времени мне потребуется на проектирование. Этим он поразил меня в самое сердце. Думаю, что мое потрясение будет понятно многим. Проектная работа заняла около месяца. Дизайн-проект представлял собой собрание цветных и черно-белых эскизов, планов, схем размещения приборов декоративной подсветки, расположения сдвижных экранов для отопительных приборов и чертежей наиболее сложных конструкций. Задача на декорации в виде сталактитовой пещеры и украшение ее элементами древнеегипетского искусства была с самого начала поставлена заказчиком. Чтобы связать эти две разнородные темы, я предложил  простую легенду.

Легенда.
Состоятельный путешественник построил свой замок над карстовой пещерой, в которой стал размещать предметы искусства, привезенные из экзотических стран.

Детали.
Стена с архитектурной композицией, стилизованной в виде пилона.


Стилизованный пилон.
Пилоны, сооружения в виде усеченной пирамиды, известны со времен Среднего царства (2050 - 1700 до н. э.). Они украшали входы в храмы наземного типа. Центральное место в композиции занимает барельеф с изображением солнечной Ладьи бога Ра.  Дневное Солнце, плывущее по небу. Насколько я помню, вначале я пытался найти какие-нибудь исторические прообразы, но ничего подходящего в поле зрения не оказалось. Пришлось сочинять самому. Разрабатывал несколько вариантов, включая вариант со скарабеем, но этот получился сильнее всех.
В верхней части пилона располагается священный урей (греч. oureus - "страж"). В данном конкретном случае это изображение Ока Уаджет (копт. - око "зеленое") в виде кобры, которое является символом Солнечного Ока (вообще символ Уаджет очень сложный, здесь мы его разбирать не будем).
В оформлении пилона использованы два иероглифа.
1. "Анкх" (☥) - символ жизни, бессмертия, "ключ жизни", вечности, мудрости. Он считался защитным знаком. Известен, как знак счастья, благосостояния, неиссякаемой жизненной силы. Подобный крест, кстати, встречается у древних индейцев майя и у скандинавов, где он тоже понимался, как символ бессмертия и жизни.
2. "Уас" - иероглиф, обозначающий власть. Изображается в виде скипетра с раздвоенным низом и верхней частью в виде головы сказочного существа. Значение этого символа связано с благополучием, счастьем и здоровьем.

Вход в кинозал и скульптура фараона.


Стеночка с входом в кинозал и скульптурой фараона.
Над входом изображен символ крылатого солнечного диска - один из древнейших образов Гора-сокола, божества неба и света. Тут же располагаются знакомые иероглифы. Что касается фараона, то его прообразом послужила скульптура фараона Менкера (или Менкаура, Mankaure, 4-ая династия, 2620-2480 до н. э.), которая была найдена в 1910 году экспедицией Гарвардского университета. А теперь она стоит в Бостоне, в музее изящных искусств. Правда, в оригинале рядом с фараоном монолитно присутствует его жена (Хамерернебти II). Но в наш интерьер жена не уместилась.
Стена с барельефом и фреской.


Схематический эскиз.
Сдвижные экраны в виде участков скального рельефа необходимы, чтобы добраться до отопительных приборов. Кроме барельефа, батарей, фрески и сталактитов, на этой стене располагаются зеркала (незакрашенные пятна). Зеркала применяются для визуального расширения объема пространства. При правильном расположении иллюзия бывает настолько достоверной, что покупаются даже спецы, которые сами пользуются подобными приемами.

Барельеф изображает Хатор (или Хатхор, «дом Гора», «небо») - богиню неба, женственности, любви и красоты. Говорят, она была супругой Гора. За основу были взяты два рельефа времен последних Птолемеев. Один - с южной стены дома "божественного рождения" (на северо-западе от входа в храм Хатор) храмового комплекса в Дендере. Второй - с пилона храма Гора в Эдфу. На богине декоративный головной убор в виде грифа (птица) и массивный воротник-ожерелье "ускх".

Фреска - тоже продукт компиляции нескольких оригинальных изображений. Первое - со стелы Танетперета (Stela of Tanetperet, 23 династия, Лувр), где изображен сокологоловый бог солнца Ра-Горахти, испускающий благотворные лучи. Второе - с настенной росписи, на которой фараон Хоремхеб  подносит богине Изиде два горшочка с вином (Западные Фивы, Долина Царей, 18 династия, 1300 до н. э.). Третье взято с потолка. Потолок находится в храме Хатор в Дендере, где изображен Гор, плывущий на лодочке.

Стена с баром и скульптурой девушки.


Бар располагается в нише среди сталактитов. На задней стенке зеркало, полки стеклянные, имеется подсветочка. Скульптуру дамы я впервые увидел в книге Мерцаловой М.Н. "Костюм разных времен". Информация, которую мне удалось про нее найти,  очень скудна. Это некая знатная женщина времен XIX династии. На голове у нее высокий парик, на шее и плечах - ворот-ожерелье ускх, на теле плиссированный калазирис (или каласирис) из мягкой шелковой ткани. Деревянная статуэтка, судя по всему, небольшого размера и якобы хранится в Каирском музее. В другой книжке ("Иллюстрированная энциклопедия моды", Л. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова, Прага, 1987) присутствовало загадочное слово "Ханонтон". Но к чему оно относилось, я так и не выяснил.

Лирика и жизнь
По проекту предполагалось, что скульптура и барельеф будут максимально приближены к оригиналу, но в процессе работы заказчик предложил двинуться в сторону дворцового стиля. Поэтому появилась позолота, которая добавила изделиям нарядности и яркости.


Готовая (почти) стена с пилоном. В левом зеркале отражается голова фараона.

Над осуществлением проекта трудились художники: Артем Федотов, Валерий Кожин, Александр Плющий (Боцман), Оксана Ущербова, Аня Белова, Сергей Лапин, Александр Лапин, Александр Шатунов, Павел Евстигнеев, Евгений Варфоломеев, Алексей Минаев, Юра Калушин (Казак).


Вот так выглядела будущая сказка в процессе работы.

А вот готовый дяденька во всей красе.


Между прочим красоты в нем 2,7 метра, не считая подставки.

Фараон стоит в классической позе. Таких скульптур существует множество. Левая нога чуть выдвинута вперед. Именно здесь, мне кажется, кроется разгадка, отчего начало строевого шага в армии происходит с левой ноги. Кстати, Геродот считал, что папашей фараона Менкера был Хеопс.


Участники событий у плодов творческого процесса.
Фотография нашлась у Артема Федотова. Кто снимал, пока не знаю. Здесь можно оценить размеры скульптуры и пилона. Свет тогда был только рабочий, поэтому фото пришлось сделать черно-белым. Из-за этого картинка навевает ассоциации с работами в настоящей археологической партии.
Основу фараона (совместно с другими художниками) закладывал Лёша Минаев. Скульптурной работой по этой основе занимался Валера Кожин. Барельеф богини и скульптурную часть Дамы делал тоже Валера. Покраска скульптуры и позолота - Алексей Минаев и Юра Калушин. И, как обычно, каждый из художников приложил руку ко всем элементам этого сказочного интерьера.


Неполный состав художественной группы.
Верхний ряд: Саша Плющий, Артур Байроченко, Валера Кожин, Павел Евстигнеев.
Средний ряд: Саша Шатунов, Аня Белова, Женя Варфоломеев, Артем Федотов.
Присели: Саша Лапин, Оксана Ущербова.



Разгрузка будущих сталактитов. Андрей Воронцов - спец по снабжению привез припасы.
Кто снимал, пока не выяснили. Фотографию нашел в своих архивах Андрей Воронцов.
Слева направо: Сергей Лапин, Андрей Воронцов, Артем Федотов, Саша Плющий, Леша Минаев.

А вот какой получился барельеф "Богиня Хатор".


Настенный барельеф, украшенный позолотой.

Снимать было непросто, в холле получилось сложное освещение. Со светом колдовал Лёша Минаев. Теплая желтая подсветка на сталактитах сочетается с синей, которой подсвечены "окна" в своде пещеры. Для глаз выглядит интересно, а для фотографа задача непростая. Но Ольга справилась, мне кажется, неплохо.
"Окна" с небесным светом сделаны не просто для красоты, а в первую очередь для того, чтобы снять психологическое ощущение давления от свода пещеры. Когда свод глухой, некоторые люди испытывают неосознанное беспокойство. А с просветами и дышится как будто легче.



Скульптура знатной дамы.

Высота девушки 2,3 метра. Барышня оказалась с характером, получилась не сразу.


Скульптура знатной дамы.



Вариант с другим освещением.

Список основной литературы, которая была использована для подготовки проекта:
1. Бадж Уоллис "Легенды о египетских богах", "Рефл-бук", "ваклер", 1997
2. Мертц Барбара "Красная земля, черная земля", Центрополиграф, Москва, 2001.
3. Мерцалова М.Н. "Костюм разных времен и народов", Том 1, АО "Академия моды", Москва, 1993.
4. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. -  "Рос. Энциклопедия", Москва, 1994.
5. Рак И. В. "Мифы древнего Египта". - Петро-РИФ, Санкт-Петербург,  1993.
6. Konemann "Egypt. The world of the pharaohs", 1998
7. Wildung Dietrich "Egypt. From prehistory to Romans", Taschen, 2001

Обзор будет дополняться.

ГАЛЕРЕЯ ПРОЕКТОВ
К ОБЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ ЖУРНАЛА

дизайн, дизайн-проект, дизайн интерьера

Previous post Next post
Up