Что в Киото очень много храмов - вы все знаете. Я вам больше скажу: их тут столько, что за 12 лет жизни тут я пока не посетила даже самые основные по одному разу. Впрочем, конечно, я - не показатель, ленива излишне. Но даже меня иногда заносит в какой-нибудь храм, про который узнала случайно и совсем по другому поводу обычно.
Это Розан-джи. Не знаете? А я вот не знала, хотя должно быть стыдно, что не знала. Наверняка ведь слышала или читала раньше, но не отложилось.
А тут случайно вычитала, заинтересовавшись темой японских христиан в Киото времен очень раннего Эдо. Про христиан, может, отдельно расскажу, это тема недолгая и очень печальная. Хотя в Розан-джи меня привела именно она. Вычитала, что в этом храме на старом кладбище есть одна из немногих сохранившихся могил, в которой похоронена японская христианка. Причем, очень высокого положения. Стало интересно посмотреть.
Под катом - около четырех десятков фото храма и того, что в нем. На верхнем фото - ворота храма со стороны улицы Тэрамачи-дори. Прямо за моей спиной - Гошё, Императорский дворец.
История храма начинается в начале 10го века, со все тех же вездесущих Фудживар.
Жил-был в те славные давние времена некто по имени Фудживара-но Канэсукэ. Был он не только Фудживарой, а, стало быть, и придворным вельможей, но и поэтом. Причем, как поэт он вошел в число "Тридцати шести бессмертных поэтов" времен Хэйана, а одна из его поэм - в сборник "Хякунин ишшю". В общем, очень был неординарный человек, очень.
И построил он себе домик, небольшую такую виллу, у подножия горы Фунаока-яма с северо-восточной стороны Старого Императорского дворца. Вилла эта среди столичных жителей получила название "Дом Тсутсуми-чюнагона", по прозвищу хозяина.
В 938 году, уже после смерти Тсутсуми-чюнагона, на территории виллы монах Ганзан Дайши построил "окуродо" - частный храм под прямым управлением императорской семьи. Храм относился к буддийской секте Тэндай и получил название "Розан-джи" 廬山寺 по известной китайской горе Лушань.
1.
Главное здание храма.
А уже в конце 10го века в доме при храме, так и принадлежавшем Фудживарам, родилась девочка - пра-правнучка Фудживара-но Канэсукэ. Девочка эта выросла и стала известной под своим литературным псевдонимом - Мурасаки Шикибу. Говорят, что в этом доме Леди Мурасаки провела большую часть своей жизни. Здесь она росла, здесь провела недолгие годы своего замужества, родила дочь, написала изрядную часть "Повести о Принце Гэнджи"...
2.
В 1571 году Ода Нобунага пошел войной на буддийские храмы. Многие храмы старой столицы были разрушены и сожжены. Однако, Розан-джи счастливо избежал подобной участи. Чуть позже, уже при Тойтоми Хидэйоши, храм был перемещен на новое место - с северо-восточной стороны уже Нового Императорского дворца Гошё, на улицу Тэрамачи. В конце 18го века пострадал в пожаре и по прямому указу императора Кокаку был реконструирован.
Сейчас Розан-джи является не только памятником Мурасаки Шикибу, но и одним из четырех окуродо (частные буддийские храмы под прямым управлением императорской семьи), на кладбище которого нашли успокоение многие члены этой самой семьи и прочей высшей аристократии.
3.
Это не осень. Это сорт такой, "от рождения" красный.
4.
Камешек с упоминанием о жизни в этом храме Мурасаки Шикибу.
5.
Боковая дорожка к старому кладбищу.
6.
Ворона на стойке ворот внимательно следила за мной. Больше там не было ни души. Ни одной живой души.
7.
Вход на кладбище.
8.
Если помните, меня на этом кладбище интересовала могила японской христианки времен раннего Эдо. Я ее нашла: та, где лежит букет цветов. Местные католики помнят об этой могиле и регулярно навещают ее.
9.
Здесь похоронена жена "христианского даймё" Арима Харунобу, известная под своим именем, данным при крещении - Джюста. Джюста принадлежала к семье Кикутэй и после смерти мужа вернулась домой, потому и похоронена под клановым именем. Год ее смерти точно неизвестен.
10.
Четырехсотлетняя пирамидка разрушается...
11.
На этом кладбище много могил того же возраста, а то и старше.
12.
Судя по хризантемам на створках, эти могилы тоже принадлежат императорскому дому.
13.
Справа - могила Джюсты. Немного дальше по правой же стороне - вход на кладбище.
14.
Этим надгробиям явно не меньше пятисот лет.
15.
Но есть и совсем новые, на расчищенной территории.
16.
И старые, и новые.
17.
Старые надгробия, собранные вместе.
18.
Старые могилы в окружении новых. Долго разглядывала маленький памятник слева...
19.
Кажется, это черепашки.
20.
Сторона кладбища ближе к дальней стене. Здесь только старые, полурассыпавшиеся надгробия. Видно, что убирают тут нечасто.
21.
Справа, за самыми последними надгробиями - остатки земляного вала, возведенного Тойотоми Хидэйоши в конце 16го века вокруг Столицы для защиты города. Одно из немногих мест в Киото, где этот вал еще заметен.
22.
Тут еще лучше видно. Вся поверхность земли усыпана обломками старых надгробий. Это не вандализм. Если только вандализм времени: у камня тоже есть срок жизни.
23.
Старый будда.
24.
И лица уже почти не разобрать.
25.
Отдельно - место упокоения более высокородных членов императорской семьи.
26.
Туда простым смертным хода нет.
27.
Но можно посмотреть через забор.
28.
Рядом там какая-то странная дыра в земле со ступеньками. То ли бывший колодец, то ли хранилище чего-то.
29.
Я туда, конечно, залезла. Но ничего не поняла. Каменная кладка явно старая, но что и зачем - неясно.
30.
Так это выглядит снаружи.
31.
Еще одно совсем новое надгробие прям рядом со входом.
32.
Совсем отдельное и очень закрытое захоронение, принадлежащее императорскому дому.
Прогулка про кладбищу навела на меня меланхолию. И я решила заглянуть в храм, чтоб слегка развеяться.
33.
В храме сохранен небольшой садик. Очень небольшой, но красивый.
34.
В самом храме устроена выставка из истории храма и его отношений с Мурасаки Шикибу. Там представлены остатки черепицы раннего здания, времен Хэйана, и разные свитки, имеющие отношение к этой части истории храма.
35.
Но на выставке снимать нельзя. Снимать можно только садик.
36.
Можно посидеть тут на краю веранды, полюбоваться.
37.
Осенью тут должно быть дивно красиво.
38.
39.
Кажется, это тоже что-то про Леди Мурасаки.
40.
Собственно вход в выставочно-садовую часть храма.
41.
Это, кажется, ступа рядом с центральным холлом храма.
42.
Сам центральный холл. Говорят, во время Сэтсубуна тут проходят интересные представления.
43.
Наверное, это Ганзан Дайши. Основатель храма.
44.
А это ворота храма изнутри.