Умиротворенный дракон

May 18, 2014 12:54

В начале мая мне вдруг стукнуло в голову посетить храм Рёан-джи 龍安寺. Он сейчас от нас совсем близко, пешком можно дойти за пятнадцать минут. Ну, я и пошла.



Это центральный пруд храма, которому, говорят, почти тыща лет. И ранние ирисы-аямэ в этом пруду.

На фотках, что я там наделала, почти нет самого храма. Это вы и сами легко в интернете найдете. Меня больше интересовал парк, цветочки в нем и вообще "атмосфЭра", так сказать. Захотелось ощутить себя этим самым умиротворенным драконом.

Под катом - четыре с половиной десятка фоток преимущественно зелени и камней (как же в Рёан-джи - и без камней?!). И всякие слова, которые читать необязательно. Умиротворяться можно и так, чисто по картинкам.

Храм Рёан-джи относится к Мировому Наследию Человечества и охраняется ЮНЕСКО. Помимо этого (или вместе с этим) является также Историческим Монументом Древнего Киото. Короче, со всех сторон заслуженный храм.
Находится на северо-западе Киото, у подножия горы Кинугаса-яма.

1.


История храма начинается в 11м веке, когда на этих землях, принадлежащих могущественному клану Фудживара (Северной их ветви), одним из этих самых Фудживар, Санэйоши Токудайджи, была построена вилла для отдыха от тяжелой государственной службы и выкопан этот самый пруд. Триста лет спустя новый владелец этих земель Хосокава Катсумото облагородил то, что сохранилось, и достроил нового. Таким образом в 1450 году начинается официальная история храма Рёан-джи, принадлежащего буддийской секте Ринзай и школе Мёшин-джи.

2.


Спустя всего 17 лет после образования храма началась война Онин, инициированная в том числе и упомянутым Хосокава Катсумото, во время которой храм был практически полностью разрушен.
Сам Хосокава Катсумото умер в 1473 году, а его сын Матсумото в 1488 году начал восстанавливать храм. И примерно с этого же времени храм обслуживает могилы семи японских императоров - Уда, Казан, Ичиджё, Го-Сузаку, Го-Рэйзэй, Го-Санджё и Хорикава. Основные здания храма были построены в 1499 году.
В 1797 году храм выгорел почти полностью. Но был восстановлен достаточно быстро.

3.


Говорят, что Тойотоми Хидэйши любил этот храм и бывал тут неоднократно.

4.


Тысячелетний пруд Кёёчи 鏡容池 - "зеркальный".

5.



6.


Парк вокруг пруда существовал и в 11м веке, но с того времени многократно менял свой облик.

7.



8.



9.



10.



11.


Буддийский колокол в проходе основного здания храма.

12.


Хотя в Рёан-джи все ломятся преимущественно ради известного "Сада камней", в храме есть и другие крайне интересные сокровища. Вот, например, Чисоку-но тсукубай 知足の蹲踞 при чайном павильоне в храме. Сам чайный павильон, сад вокруг него и эта купель для воды были устроены в храме в 17м веке.

13.


Само слово "тсукубай" значит "склоняться". Источник воды для чайной церемонии намеренно делается настолько низким, чтоб воды из него можно было набрать, только низко наклонившись. Дабы даже самые титулованные посетители почувствовали, что они не выше всех прочих.
По сторонам этого источника выбиты четыре канджи 五, 隹, 止, 矢. Сами по себе они представляют просто набор иероглифов без всякого общего смысла.
Однако, центральная купель имеет форму иероглифа 口, который в свою очередь может быть частью, присоединенной к каждому из четырех прочих.
Тогда "написанное" на каменном источнике становится фразой: 吾唯足知 (или в литературном виде - 吾れ唯足るを知る), которую с учетом буддийских поучений можно перевести как "каждый уже имеет все, в чем нуждается".
При этом сам источник оформлен в виде китайской монеты. Таким образом написанная на камне мудрость противопоставляется материальному богатству.
Такой вот каменный ребус, многие века служивший предметом размышлений и различных трактовок для поколений монахов и прочих, жаждущих истины.

14.


Внутренние помещения храма. По случаю хорошей погоды все распахнуто настежь и посетители могут полюбоваться росписью на раздвижных дверях.

15.


Фрагмент того самого умиротворенного дракона. Судя по лапке, он пока еще не очень умиротворился. Или грозит всем неумиротворившимся, чтоб не затягивали с этим.

16.


Собако-лев кома-ину на одной из дверей холла.

17.


Резные деревянные панели над проходом.

18.


Почему-то я не сняла весь Сад камней. Только эту половину и отдельно все группы камней.
Самый загадочный из всех садов камней. Неизвестно ни кто его спроектировал и воплотил, ни когда это произошло. И что вообще все эти каменюки могут значить.
Точно известно, что к концу 18го века сад уже существовал в том виде, в каком мы его можем видеть сейчас. А сейчас мы можем видеть пять групп камней, раскиданных в изящном беспорядке по огороженной площадке, покрытой разровненным мелким гравием. Всего камней 15, но они разложены так, что ни с одной точки, доступной для наблюдения, не видно все одновременно. Предполагается, что только воспарив душой в горние эмпиреи, можно увидеть этот сад сверху и все 15 камней в нем. Вот все века существования храма местные монахи и тренировали себя для воспарения. Теперь этим могут заняться все желающие. У меня не получилось. Я, видимо, недостаточно довольна тем, что уже имею.

19.


Одна из групп камней. Представляют ли все эти камни Японские острова, разбросанные в океане, или "тигрицу, перевозящую на спине своих тигрят через реку", или горные вершины, выступающие из облаков, или пять великих буддийских монастырей... Никто не знает. И у автора не спросишь концепцию, даже неизвестно точно, кто был этим автором.

20.



21.


Стена, окружающая Сад камней с трех сторон, также является частью пейзажа и влияет на восприятие. Высота стен немного понижается к углу сада. За счет этого видимая перспектива удлинняется и сад кажется больше, чем он есть на самом деле. Сама стена глинобитная и когда-то была светло-бежевой. Время раскрасило ее, дополнив почти монохромный пейзаж.

22.


Кажется, на оборотной стороне этого большого камня однажды были обнаружены выбитые имена - Котаро и Джиро. Судя по отсутствию фамилий, имена могли принадлежать людям из "неприкасаемых" каварамоно (садовников и каменотесов). Был ли Сад камней Рёан-джи спроектирован ими или они только обрабатывали камни для него - неизвестно.

23.



24.


Та же группа камней, что и на фото выше, но с другой точки. Здесь видно, как изменяется число камней в зависимости от позиции наблюдателя.

25.


Непросветлившись в Саду камней, пошла гулять по обычному парку вокруг храма и пруда. Это ворота в стене, за которой и прячется Сад камней.

26.


Резьба над воротами.

27.


В самом парке полно камней. То ли натуральных, то ли тщательно выбранных.

28.



29.



30.



31.



32.


Цветочная часть парка.

33.



34.


Явно самый просветленный обитатель храма, уж точно полностью довольный тем, что уже имеет.

35.



36.



37.



38.



39.



40.


Вернулась к пруду, но с другой стороны.

41.



42.



43.


Еще кучка умиротворенных почти драконов.

44.



45.



46.


На этом я наконец почувствовала себя умиротворенной как тот дракон. Но пришлось возвращаться в обычную жизнь.

Храмы, Местные пейзажи, Цветочки

Previous post Next post
Up