Тануки

Jul 27, 2008 17:32


Про японских тануков кто только не писал. Но как показал пост о деревенских новостях, не все хорошо знакомы с этим зверем. Зверек, однако ж, в японском фольклере столь же популярный, как в русском, например, медведь. Потому я решила собрать в кучку некоторое количество интересной, на мой взгляд, информации об этом звере. Как реальной, так и сказочной. Во-первых, мне самой такое интересно. А во-вторых, может, еще кому понравится.

Стало быть, тануки 狸 (иногда называют еще "муджина"):




(фотки сперты отсюда: http://www1.plala.or.jp/oshima/tanuki.gif и отсюда: http://www.uf.a.u-tokyo.ac.jp/hokuen/gallery/tanuki.jpg )

Тануки относится к семейству собачьих. Как волк и лисица, например. Часто при переводе его путают с енотом или барсуком (особенно в английских текстах). Но факт, что тануки - это енотовидная собака. Чисто внешне от енота отличается более коротким и лишенным полосок хвостом. А от барсука - также отсутствием полосок на спине и более короткой мордой лица. За пределами Японии встречается в Манчжурии и сопредельных областях Сибири.
В Японии водится практически повсеместно, за исключением, разве что, самых южных островов. Ест все, что может найти из съедобного: овощи, фрукты и прочие растения, семена и корешки, насекомых, речную рыбу и мелких животных типа лягушек и ящериц, разоряет гнезда птиц, имеющих неосторожность гнездиться на земле. Тануки, живущие вблизи океанского побережья, собирают выброшенную океаном рыбу, крабов и прочую морскую живность.
Никогда не приходилось слышать о тануках, живущих в качестве домашних любимцев (зоопарки не считаются). Не знаю, почему. Возможно, дикие тануки плохо приручаются и не слишком чистоплотны.
Еще в 70х годах прошлого века тануки был одним из объектов охоты и его мясо употреблялось в пищу (попадалось упоминание о супе "тануки-джиру"). Сейчас вряд ли кто рискнет есть мясо дикого тануки, страдающего целой кучей всяческих болячек и в том числе - паразитами. Последние годы поголовье диких тануки стремительно сокращается.
В современной жизни тануки охотно кормятся на помойках и любят разорять огороды, особенно расположенные на склонах гор или в стороне от домов. Поскольку в японских сказках тануки иногда изображается добрым, хотя и лукавым, богом удачи, их охотно подкармливают владельцы и обслуга гостиниц и придорожных ресторанов в горных и малонаселенных областях Японии.
Говорят, что в середине 50х прошлого века тануки были завезены в СССР в качестве возможного источника натурального меха. Некоторое количество сбежало или было выпущено. Потому в наши дни тануки в незначительном количестве водятся и на северо-западе европейского континента.

В общем, в реальной жизни тануки ничем особо интересным не отличается. Зато в японском народном фольклоре тануки - один из самых популярных героев.
Вот вам картинки, изображающие тануки как сказочного персонажа:




(сперто отсюда: http://www.jcollector.com/Japanese-Ceramic-Shigaraki-Tanuki-Badger-p/jc214.htm
И отсюда http://www.onmarkproductions.com/html/tanuki.shtml )

Обратите внимание на постоянно встречающиеся детали внешности: соломенная шляпа, большое пузо, бутылка саке в одной лапе и список долгов - в другой, и, самое примечательное, что обычно сильно шокирует иностранцев - непропорционально большого размера... э-э-э... тестикулы, скажем так.
Если спросить японца, какого размера могут достигать тестикулы тануки, то обычно услышите в ответ: хачи джо (八畳площадь, равная занимаемой 8 татами), то есть около 13 кв.метров.
Происхождение этой удивительной способности тестикул тануки к невероятному расширению можно найти в истории древних золотых дел мастеров из префектуры Каназава. Для того, чтобы получить тонкий лист золота (как у нас говорят, "сусального" золота), маленький шарик этого металла заворачивался в кожу тануки (с какого места кожа - не уточняется) и расплющивался молотком до необходимой тонкости. Понятно, что вместе с золотом меняла свой размер и кожа тануки. Так вот, у ювелиров Каназавы бытовало выражение, что "золото такое пластичное, а кожа тануки такая прочная, что даже маленький кусочек золота может покрыть 8 татами". А в японском языке словосочетание "шарик золота" (金の玉 кин но тама) близко по звучанию к слэнговому "кинтама" (мужские яйца). Ну, и результат.

В японской мифологии тануки и китсунэ (лисица) - оборотни, способные менять свой облик произвольно, по собственному желанию. Но если китсунэ обычно предпочитает превращаться в человека (особенно часто - в прекрасную девушку) и использует сложные приемы для перевоплощения, то тануки легко и без проблем превращается во что и в кого угодно.
Свою способность к трансфигурации тануки использует для дурацких, а иногда и опасных, шуток над людьми. Чаще всего страдают от шуток тануки охотники, дровосеки и путешественники.
Вообще, согласно японским сказкам, рассказам, мифам и прочим россказням, тануки - весельчак и сибарит, каких среди оборотней больше, пожалуй, и не найти.
Любитель выпить (потому всегда изображается с бутылкой саке), хорошо покушать (оцените размеры пуза!), не чурается общества красивых девушек. Очень часто изображается со свитком бумаги в одной из лап. Согласно сказаниям, это - список долгов рестораторам, которые тануки, как и положено завзятому гуляке, платить не собирается. Самый серьезный вред тануки причиняет тем излишне доверчивым, кто имел неосторожность взять у тануки деньги. Поскольку в качестве последних тануки обычно использует опавшие листья, временно превращенные в монеты.
Что касаемо размеров тестикул, то тут вовсе даже не то, что вы могли подумать. К какой-либо особой сексуальной активности тануки этот орган отношения не имеет. Сугубо утилитарное назначение:
Тануки может превращать свои тестикулы (отдельно от остального тела) в одеяло (ага, площадью 13 кв.метров!). И спать, укрываясь таким "одеялком". Может превращать их в плащ, чтобы прятаться от дождя. Может надувать их до размеров воздушного шара и перемещаться с помощью этого "летательного аппарата". Может использовать в драке с соплеменниками или людьми в качестве дубинки. Может даже превратить их в мелких вредных демонов для устрашения непокорных сородичей.
Вот несколько японских гравюр конца 19го века, представляющих варианты использования тануки своих тестикул 

  Рыболовные сети

  Лодка

  Дубина
(сперто отсюда: http://www.printsofjapan.com/Yoshiiku_tanuki_print.htm )

Особо продвинутые тануки могут превращать свои тестикулы в комнату или даже маленький домик и завлекать туда путешественников. Вот только случайно оброненный горячий уголек способен разрушить иллюзию и "комната" немедленно превратится в завывающего от боли тануки.
В общем, полезное приспособление, но не более того.
Одна из самых популярных историй в японском фольклере рассказывает о тануки, превратившемся в чайник (Бунбуку чагама .ぶんぶく茶釜) Есть несколько вариантов этой сказки (в одной тануки превращается в чайник, чтобы отблагодарить бедняка, накормившего его; в другой - чтобы наказать жадного монаха), но во всех вариантах имеется тануки-чайник и разрушение иллюзии при попытке вскипятить воду в этом "чайничке".

 Тануки-чайник

Картинка унесена отсюда: http://www.onmarkproductions.com/html/tanuki.shtml

Есть упоминания, что все эти чудеса перевоплощений могут производить только особо умные и продвинутые тануки, называемые "мамэдануки" 豆狸. Согласно традиционным поверьям, любой достаточно старый предмет или существо (старше 100 лет) может стать монстром, о-бакэ お化け по-японски. Вот и основательно состарившийся тануки переходит на качественно новую ступень и становится мамэдануки. Сколько всего может прожить тануки-оборотень затрудняюсь сказать, не нашла информации. Но, судя по всему, несколько сотен лет - без проблем.

Тануки традиционно считается покровителем всех гуляк и пьяниц. А также - одним из воплощений бога удачи Хотэи. Потому керамическую фигурку шутника-оборотня можно встретить около ресторанов, гостиниц и даже у дверей жилых домов.
В префектуре Шига, расположенной вокруг крупнейшего японского озера Бива, есть городок Шигараки, известный своей керамикой. Историю керамики Шигараки можно проследить вглубь веков аж до 12 века, а то и раньше. В 1876 году в семье потомственных гончаров родился мальчик Тетсузо Фудживара. После длительного обучения всем хитростям своего ремесла, вернулся домой, в Шигараки, и в 1935 году и представил новый дизайн керамической скульптуры тануки, который быстро завоевал популярность по всей Японии. В настоящее время сын мастера, Казуаки Фудживара, продолжает начатое отцом дело. А фигурки тануки из Шагараки самых разных размеров можно встретить в любом уголке Японии.  

  Казуаки Фудживара

В самом городе Шигараки тануки стоят на каждой улице и около каждого дома, не говоря уже о магазинах керамики около гончарных мастреских. Разных размеров, разного предназначения, на любой размер кошелька... Мы были в этом городке 3,5 года назад, в январе 2005 года. Кроме керамики, там особо не на что полюбоваться. Но и разглядывания всевозможных вариаций на тему тануки может хватить надолго.

  

Мое семейство между тануков. Зацените размерчики!



Сувениры, приобретенные в Шигараки: копилка, чайник, подставка для карандашей, детская книжка про Тануки-чайник

В 1994 году студией анимации "StudioGhibli" был снят полнометражный анимационный фильм "Хэйсеи Тануки Гассэн Пом поко" 平成狸合戦ぽんぽこ(в англоязычном прокате шел как " Pom Poko"). Очень рекомендую интересующимся посмотреть. Во-первых, это прекрасный фильм сам по себе, как и вся продукция детища Хаяо Миядзаки. Во-вторых, фильм набит просто "под завязку" всевозможными отсылками на японский фольклер и реалиями японской жизни. На сайте фанатов Миядзаки есть раздел вопросов и ответов, касаюшихся японской истории и мифологии, упомянутых в фильме. Познавательно. Тут помещаю трейлер к фильму.

image Click to view



На Ютубе можно найти почти все части на английском.

Кстати, "помпоко" - это словесная имитация звука, который издает тануки, барабаня себя по толстому пузу (в некоторых случаях - по тестикулам). Есть детская песенка про тануки, барабанящего по собственному пузу:

証 証 証城寺
証城寺の庭は
ツ ツ 月夜だ
みんな出て 来い来い来い
おい等(ら)の友達ァ
ぽんぽこ ぽんの ぽん

負けるな 負けるな
和尚(おしょう)さんに負けるな
来い 来い 来い
来い 来い 来い
みんな出て 来い来い来い

証 証 証城寺
証城寺の萩(はぎ)は
ツ ツ 月夜に 花盛り
おい等(ら)は浮かれて
ぽんぽこ ぽんの ぽん                                             
Шо шо Шоджоджи
Шоджоджи но нива ва
Тсу тсу тсукийо да
Минна дэтэ кой кой кой
Оира но томодача
Пон поко пон но пон

Макэруна макэруна
Ошо-сан ни макэруна
Кой кой кой, Кой кой кой
Минна дэтэ кой кой кой

Шо шо Шоджоджи
Шоджоджи но хаги ва
Тсу тсу тсукийо ни хана закари
Оира ва укарэтэ
Пон поко пон но пон

Приблизительный перевод (ну, очень приблизительный!):
Под луной во дворе храма мы с друзьями пляшем и стучим в животы-барабаны. Не уступайте монаху, танцуйте веселей!

Шоджоджи - буддийский храм в Кисаразу (префектура Чиба), построенный в начале 17го века. Согласно легенде, монах, живший в храме в те времена, очень любил музыку и постоянно играл на шямизене. И однажды к его храму пришли тануки и стали петь песню, аккомпанируя себе ударами по животам. Монах присоединился к их пению со своим шямизеном.
В 1919 году поэт Ногучи Уджо посетил этот храм и, услышав легенду, сочинил песенку, которую теперь знают по всей Японии.

Основные источники информации: http://www.obakemono.com/obake/tanuki/
http://www.onmarkproductions.com/html/tanuki.shtml
http://search.japantimes.co.jp/cgi-bin/ek20080715wh.html

Керамика, Этнографическое, Зверики, Псевдо-научные трактаты, Замшелые байки

Previous post Next post
Up