Японские модные журналы 17го века

Mar 15, 2013 21:21

Хочу вернуться ненадолго к одной из моих любимых тем - история местных нарядов.

Совсем короткий эпизод времен Эдо.

Вот представьте: после пары сотен лет почти непрерывных войн в стране наконец наступили мир и стабильность. Никто больше не поджигает города (по крайней мере, умышленно), не надо больше прятаться от вооруженных банд воюющих друг с другом самураев. И главное - можно наконец не оглядываться в одежде на то, что практично, удобно и не способно привлечь внимания очередной банды, а носить то, что реально нравится.

У горожан (и не только) появились деньги, которые эти самые горожане готовы были потратить не на хлеб насущный, а на удовольствие для себя. Ладно, можно хорошо покушать после долгих голодных лет. Но сколько ж можно кушать?! На сытый желудок хочется и себя показать, и других посмотреть. А кругом молодые люди такие интересные ходят... И девушки, и юноши... И очень надо соответствовать. Весь вопрос - в чем?!

Донашивать тряпки, оставшиеся от поколений предков? Или соорудить на дому из домотканного полотна что-нибудь красивенькое, раскрасив его дедовскими же способами? Так скучно ж! Все то же самое, уж обрыдло по самые небалуйся! Душа праздника хочет!!!

Короче, так или иначе, но возник спрос на распространение информации о модном и красивом на текущий момент. Потому как словами в письме не особо распишешь, что вот "сегодня видела красивую даму в косодэ с рисунком весенних цветов". Какие цветы-то? А где на косодэ их нарисовали? А размер? А количество цветочков???

Но рисовать-то умеют далеко не все, а тут удачно совпало с развитием массового издания гравюр...



Первыми тиражированными инструкциями, отпечатанными в середине 17го века, были руководства для строителей. Книги так и назывались "Хинаката хон (вариант - хинагата бон)" 雛形本 (дословно - "книга моделей"). В них детально описывались различные "стандартные" строения. Храмовые постройки в зависимости от назначения, жилые дома в зависимости от места и хозяина (жилые постройки строго регламентировались по сословиям, роду деятельности и местонахождению), подсобные помещения... Книги снабжались и достаточно детальными чертежами. Практично, чоуж.

Идею подхватили и изготовители нарядов. Это оказалось чертовски удобно: с одной стороны, есть типа каталога моделей, из которого потенциальный клиент может выбрать приглянувшуюся и заказать без особого геморроя и объяснения деталей "на пальцах", с другой - каталог также неплохо выполнял функции и рекламного буклета, если издавался самим изготовителем нарядов.

В общем, совершенно современный подход.

Первый такой каталог моделей косодэ - косодэ хинагата хон 小袖雛形本 - был издан в 1666 году в Киото.

Серия картинок из книги 御ひいなかた ("Го-хиинаката") этого самого года.

1.



2.



3.



4.



5.



6.



7.



8.



9.



10.



11.



Первые "косодэ хинагата бон" были черно-белыми гравюрами размера в половину листа "минобан" 美濃判 (т.е. примерно 20х28 см), собранными в брошюры под единой обложкой. И представляли собой примитивную схему платья и расположение элементов дизайна на этой схеме. Рекомендованная цветовая гамма иногда содержалась в примечаниях к схеме, а чаще - просто обсуждалась во время заказа наряда.

Подобные книги выпускал, например, Миязаки Юзэн 宮崎友禅 - мастер-красильщик, который ввел в широкое употребление метод окрашивания тканей, получивший его имя.

Идея понравилась и прижилась.

Большая часть "хинагата бон" выпускалась во время Эдо в Киото, поскольку именно в Киото на тот момент существовало развитое производство тканей. И все новейшие технологии ткачества и окраски испытывались прежде всего именно там.

Косодэ по дизайну, описанному в книгах "хинагата бон" в 1660-1680 годы, получили название "Канбун-косодэ" 寛文小袖 (по названию японского временного периода). Подобный дизайн встречался и позже и оказал очень существенное влияние на общее художественное оформление косодэ, а позже - и кимоно.

Канбун-косодэ, в отличие от косодэ предыдущего периода (Кэйчё-косодэ 慶長小袖), большей частью производившихся для высокопоставленных самураев, предназначались для захватывающего влияние сословия богатеющих купцов и всех, так или иначе связанных с их новой культурой. В первую очередь, понятно, известные и богатые куртизанки и дамы полусвета, артисты кабуки. Причем, мода того периода времени отличалась еще и довольно изрядным унисексом.

Катинки из "хинагата бон" "Косодэ-но сугатами" 小袖のすがたみ ("Зеркало косодэ"), год выпуска - 1682.

1.



Обратите внимание: здесь уже показаны не только схемы дизайна, но и как это может выглядеть "на живом человеке", а также модные на тот момент прически. Совсем как в современных модных журналах.

2.



3.



4.



5.



6.



Опять же хочу обратить ваше внимание: справа нарисован мальчик (меч видите?). Это к вопросу об унисексе.

7.



Дальше - больше. Успех "хинагата бон" заинтересовал и профессиональных "чистых" художников, мастеров гравюры. Книги становятся богаче и разнообразнее по внутреннему содержанию.

Картинки из "хинагата бон" 1684 года "Тосэй хаяри хинагата" 当世早流雛形 (примерно "Современные тенденции в моделях").

1.



Здесь, скажем, на первых страницах представлена внутренность мастерской по производству модных тканей. Слева - окраска и сушка готовых тканей, справа - вышивка, роспись и аппликация.

2.



И сами модели представлены тут не в виде схем, а в виде изящных картин. Наброшены на вешалку или веревку. И рядом - рекомендуемый автором пояс.

3.



4.



5.



6.



7.



8.



Заглавная гравюра из второй части той же книги. Мальчики - направо, девочки - налево.

9.



10.



11.



12.



Здесь справа нарисована стопка одеял. Верхнее украшено изображением мифического зверя кирин.

И некоторое количество "живых" Канбун-косодэ, дошедших до нашего времени. Картинки собраны по сайтам разных музеев.

1.



Типичнейшее Канбун-косодэ конца 17го века. Украшено изображениями футляров для писем, выполненных в технике "шибори" (узелковое окрашивание), вышивкой и аппликацией золотом на белом узорчатом шелке.

2.



Аналогично. Шибори и вышивка по белому узорчатому шелку.

3.



Бабочка и скрученный цветок. Шибори и аппликация золотом по черному узорчатому шелку.

4.



Косодэ дизайна "Канбун", но с явным влиянием более ранних.

5.



Косодэ из белого узорчатого шелка с рисунком глициний и ручными барабанами.

Окрашено в технике "шибори", с вышивкой и аппликацией золотом.

6.



Косодэ из белого шелка со шляпками и кленовыми листиками.

Кусочек этого косодэ поближе:



Здесь хорошо видна типичная техника украшения подобных нарядов. Те фрагменты, что "сеточкой" - окрашены "узелками". Поверх - вышивка.

7.



Тоже типичнейшее Канбун-косодэ. Очень четко видно, что основное окрашивание также производилось "узелками" - самая популярная на тот момент технология для окраски тканей.

8.



Дизайн целиком и полностью выполнен в узелковой технике. Количество узелков можете себе представить?

9.



Очень популярный вариант дизайна, включающий иероглифы. Чаще такие носили молодые мужчины, желающие продемонстрировать свой высокий культурный уровень.

Вот, имейте в виду: мода писать всякие слова на одежде появилась в Японии уже четыре сотни лет назад.

10.



Еще одно косодэ, целиком украшенное "узелковой" росписью.

Кусочек поближе:



Каждая "клеточка" - узелок, завязанный на ткани перед погружением в краситель.

11.



Здесь узелками окрашена половина фона косодэ. И поверх украшено вышивкой.

12.



Одно из известнейших сохранившихся косодэ эры Канбун, хранится в Национальном музее Токио. Здесь очень хорошо видна типичная для того периода "трехслойность" украшения: узелковое окрашивание, вышивка и аппликация золотом на черном шелке.

Вопрос к тем, кто дочитал: продолжать имеет смысл или это интересно только немногим фанатегам вроде меня?

Кимоно, Эдо, Картины-гравюры, Модные картинки

Previous post Next post
Up