Как уже упоминалось, один из домиков с тростниковой крышей в Каябуки-но сато превращен в музей.
Это собственно здание музея. Точнее, в комплекс "миямская усадьба" входят три здания, объединенные крытыми переходами.
Здесь на переднем плане - жилой дом. А слева сзади виднеется белый "амбар" - толстостенное двухэтажное здание без окон (кроме маленьких вентиляционных), в котором хранили всяко-разное.
Сам домик изнутри довольно сильно напоминает ширакавские избушки (о которых я писала три года назад:
http://zajcev-ushastyj.livejournal.com/141106.html). Но отличия все-таки имеются.
Это вторая хозяйственная пристройка к основному дому, на самом верхнем фото она не влезла в кадр (справа).
Мое семейство перед входом в дом.
Поразило, как низко нависает крыша: даже мне пришлось нагнуть голову, а муж наклонился довольно сильно, чтобы не впилиться лбом в жесткий тростник.
Стало быть, слева - основное жилое здание усадьбы, а справа - небольшая хозяйственная постройка. Как видите, соединены крытым переходом.
Взгляд из-под крыши на хозяйственную пристройку.
Гэнкан (прихожая). В этом доме фактически совмещен с кухней. Слева каменная фиговина - печка для готовки, которая сейчас используется как "витрина" для сувениров.
Дальше за кухней - типа столовой. Заходящий гость попадает сразу к "столу", в качестве которого выступает открытый очаг в полу с чугунком в нем.
Вид на кухню и вход со стороны "столовой". Печка "двухкомфорочная" хорошо видна. А за ней - раковина для мытья посуды и прочего. Слева от раковины - шкаф для посуды.
Раковина поближе. Внешность вполне историческая, а вот водопровод современный (проведен в начале 20го века). Для посетителей чай готовят и посуду потом моют.
Справа от входа на стене гэнкана висят всякие амулеты-обереги. Чтобы нечисть всякая в дом не проникла, лес-то рядом.
Очаг в столовой, центр жизни в доме. Здесь все и собирались за едой.
Деревянная решетка-дыморазбиватель над очагом. Как и в Ширакаве, чтобы горячий дым рассеивался под потолком. Потолка в столовой как такового нет - решетчатый настил, открывающий прямой выход дыма через крышу.
Слева видны окна на улицу. Прямо - типа гардеробной комнаты, где хранятся необходимые для жизни в доме вещи и куда убирали днем спальные принадлежности (футоны, подушки, одеяла).
Справа за кадром - проход в спальню, по совместительству - гостиную.
Собственно гостиная-спальня. Сейчас тут поставлен столик для гостей и разложены подушки. Можно посидеть, чайку попить с видом на деревню через открытую галерею-веранду справа. Слева осталась столовая. А в левом верхнем углу видна гардеробная.
В гардеробной хранятся всякие домашние вещи, которые желательно иметь под рукой каждый день. Короба с повседневной одеждой, всякой мелочевкой и прочее интересное.
С самого левого края - рукодельные ящички. Потом носки таби утепленные. Коробочки для мелочовки. Подушка "такамакура". Вдоль стены стоят ракетки "хагоита" для японской разновидности бадминтона. И еще не очень понятный хлам.
Чемоданы для одежды и белья. Почти трельяж напольный. Ящики, бадейки.
Коробки всякие и обогревательные приборы по древне-японски. Три ящика, поставленные друг на друга - небольшие хибачи, которые набивались горячими углями и около которых можно было греться.
А рядом две штуковины - разобранный котатсу. Вон та мелкая керамическая фиговина - собственно источник тепла, в плошку в центре тоже клали угли. Потом фиговину ставили внутрь деревянной решетки справа. И накрывали все это дело одеялом. После чего под одеяло можно было засунуть замерзшие ноги.
Одна часть в токонома - парадном углу гостиной-спальни - занята коллекцией светильников и подсвечников.
А это противоположная стена гостиной-столовой. В стене сделано широкое окно, открывающееся в соседнее помещение, где держали маленьких телят.
Вид из телятника через внутреннее окно на гостиную-столовую.
Пола в телятнике нет, утоптанная земля, застеленная соломой. И бадейки подвешены, на которых, видимо, теленку опускали корм и забирали продукты жизнедеятельности (навоз, в просторечии).
Телятник в полном размере. Гостиная-спальня - справа. Слева виден проход в хозяйственную пристройку и лестница на второй этаж.
Второй этаж, вид с лестницы.
Вид на тростниковую крышу изнутри.
Очень похоже на ширакавскую. Те же балки в распор, собранные паз в паз со втулками и без единого гвоздя. Та же основа крыши из толстых веток, связанных веревками из рисовой соломы. Те же плетенки из рисовой соломы нижним слоем, к которым "пришиты"-привязаны все теми же рисовыми веревками пучки тростника на крыше.
Разве что места существенно меньше, чем в ширакавских избушках.
Под крышей сушатся-хранятся всякие полезные в хозяйстве травы.
А также хранится всякий мелкий инструментарий для побочных сельских занятий. Как то: прядение и ткачество.
Как и в Ширакаве, второй этаж используется в качестве мастерской для мелкого крестьянского промысла.
Тот же кадр, снятый без вспышки. Чтобы лучше видна была разница в напольном покрытии. Слева - таки деревянные полы. А справа за загородкой виден свет с первого этажа. С этой стороны потолка (пола) как такового нет, только решетчатый настил. Потому что снизу - очаг, дым от которого через этот настил и поднимается к крыше.
Спускаемся по лестнице обратно на первый этаж.
И идем вдоль открытой галереи гостиной-столовой в узкий коридор, соединяющий основное здание (стена слева этому основному зданию и принадлежит) со складом.
Склад - слева. А прямо по курсу - тупичок коридора, в котором тоже лежат полезные в хозяйстве вещи.
На складе хранились всякие ценные, но не очень нужные в данный момент вещи. Сельхоз инвентарь не по сезону, одежда и обувь также не текущего сезона, посуда и утварь для особых случаев и все остальное, для чего в современных домах используются, скажем, антресоли и гаражи.
Подносы для сервировки еды.
Наборы для курения.
Обувка всякая. В том числе и парадная, и зимняя.
Кошмарно крутая лестница на второй этаж склада.
На втором этаже хранится что поценнее. Документы вот всякие.
Дорогая посуда для особых церемоний.
Хорошая одежда не на каждый день и прочие относительно ценные и дорогие вещи.
Крыша коридора-перехода от складу к дому. Стена дома и кусок крыши видны на заднем плане.
Открытая галерея-веранда вдоль гостиной-столовой (справа), выходящая в садик. В конце галереи ребенка зовет меня смотреть оставшуюся часть дома и вторую хозяйственную пристройку.
Галерея упирается в ванную, где стоит деревянная ванна-офуро.
Понятно, надо засунуть нос внутрь. Затычка слива воды и чугунка, куда снаружи (из-за стены дома) запихивали горячие угли.
Отдельно стоящая хозяйственная пристройка с внешней стороны имеет туалет. Вот этот треугольный ящик, подвешенный к внешней стене пристройки - писсуар. А бревнышко-ступенька ведет в собственно туалет.
Туалет типа сортир. Без изысков.
Вторичный продукт падает вниз, в специальную бадейку. А потом вывозится на поля в качестве удобрений.
Другая половина той же хозяйственной пристройки, справа от туалета.
Тут хранится сельхоз оборудование, нужное в данный конкретный момент. И прочий крупный инвентарь и условно полезный хлам.
Мы вернулись в гостиную-спальню попить чайку с видом на деревню.
Другая половина токонома. С красивым свитком, букетиком цветов, модельками избушек и прочими красивостями, которыми не стыдно похвастаться перед гостями.
Татами, кстати, интересные: необшитые тканью по краям. Видимо, деревенский упрощенный вариант.
Угол комнаты. Справа стена с окном в телятник. Конец галереи, скрытый бумажной дверью-ставней шёджи, который ведет в ванную.
Потолок гостиной-спальни. И центральная балка дома, становая жила.
Допив чаек, мы благодарим хозяев и покидаем дом с тростниковой крышей.