Остатки фоток из музея копилок в городе Амагасаки.
Отдел музея, посвященный японским копилкам, располагается в комнатке, отделенной от основного зала на первом этаже массивной сейфовой дверью. "Мейд ин Нихон". В смысле, "сделано в Японии". И сейфовая дверь, и все, что за ней.
Самые ранние образцы местных деньго-накопителей, представленные в музее, датируются Эдо периодом японской истории. Видимо, до этого времени специальных емкостей для монет не было и, если деньги заводились, их хранили в чем придется.
Денежные емкости времен Эдо и раннего Мэйджи. Слева - обрезок бамбука с дыркой в верхней части, в которую продевался ремень для переноски. И деревянные ящики, обитые железом.
Чуть поближе. Маленькая коробочка в центре предназначена для хранения крупных золотых монет в один "обан". Массивный деревянный ящик справа - средневековый японский сейф-копилка. Обратите внимание, какая длинная прорезь сверху. Чтоб обаны тоже пролезали, которые были 10-15 см длиной.
Гравюра, изображающая мужика, сорящего деньгами. На нижней части хорошо видно бамбуковое поленце, из которого хозяин и вытряхает свое состояние, чтобы произвести впечатление на даму.
Сейфы-копилки времен Эдо и Мэйджи. Из твердых пород дерева, обитые железом и с хитроумными замками.
Справа здоровенный ящик имеет замки, открывавшиеся специальными "ключами" (снизу торчат железки - это и есть ключи). А в центре - ящик, запиравшийся с помощью древнего аналога цифрового замка.
Ящики попроще. И маски демонов, от воров.
Сейфы-копилки более поздние по времени. Тут уже хорошо видны привычные отверстия для привычных же бородковых ключей.
К чему я вам показываю эти малоэстетичные и совершенно некавайные штуковины, когда в заголовке заявлено про манэки-нэко? А к тому, чтоб вы знали: вопреки распространенному мнению, манэки-нэко появились не так давно. А копилками стали и вовсе меньше ста лет назад. До "открытия" Японии в середине 19го века кавайные игрушки для хранения денег японцы не пользовали (по крайней мере, "ан масс").
Первыми копилками в форме более интересной, чем просто ящик, были копилки-замки и копилки-склады. Что, в общем, логично.
Копилки-замки и прочие башни.
Копилки в форме складов. Такие домики-сарайчики стояли (впрочем, они и сейчас стоят) на заднем дворе городских и деревенских усадеб и использовались для хранения всего, что в данный момент не нужно. Крестьяне хранили в таких урожай риса и прочий провиант.
Еще домиков-амбаров. И копилки более поздних времен в виде стопок банкнот.
По одной из теорий, свинья-копилка появилась на основе средневекового немецкого поверья, что свинья - символ удачи и достатка. И потому хранение денег в глиняной фигурке свиньи принесет удачу и дополнительный доход в дом.
Японцы пошли тем же путем: первые фигурные копилки в 19м веке были по совместительству и талисманами на удачу. В роли копилок побывали все местные символы удачи.
Один из древнейших символов сокровища земного и небесного. Наверняка видели похожие каплевидные шары на изображениях буддийских и синтоистских богов. Здесь они, как видите, используются для накопления вполне материального.
Модификация "шара сокровищ" в виде копилки, появившаяся перед Второй Мировой войной.
Очевидный и общеизвестный символ: корабль сокровищ, на котором семерка богов счастья перевозит сокровища, чтобы раздавать хорошим людям. Корабли тоже выступили копилками, собирая вполне конкретные сокровища.
И семерка богов удачи также поработала копилками, как все вместе, так и по отдельности. Особенно популярны в этой роли были господа Хотэй, Эбису и Дайкоку.
Использовалась как тушка бога целиком, так и голова отдельно.
Гляньте, какой Хотэй веселый! И с полными горстями монет.
Все тут.
А здесь единственный затесавшийся в стройные ряды японцев американец. Билликен - одна из первых запатентованных игрушек-символов, придуманная в 1908 году американской учительницей и иллюстратором Флоренс Претц. Купивший игрушку получал сильный талисман на удачу. Игрушка очень быстро стала чрезвычайно популярной и на волне этой популярности ее занесло в Японию, где Билликен получил статус божества удачи.
Интересная статья про Билликена есть в
Википедии (на английском только, к сожалению).
Тоже старый символ удачи и счастья, божество Фукусукэ, которого изображали в виде самурайчика с удлинненными мочками ушей. Фигурку Фукусукэ и сегодня можно увидеть в домах, чтобы счастье и удача не покидали.
Одна из немногих женских фигурок, приносящих счастье. Окамэ (Отафуку) тоже приманивает удачу. И деньги, если есть куда.
Ну, про Даруму, думаю, не надо никому тут рассказывать. Исполнитель желаний, японская неваляшка.
Было бы странно, если бы копилок в форме Дарумы вдруг не оказалось.
И, наконец, про манэки-нэко. Когда в самом конце 19го века манэки-нэко появился и стал знаменитым как талисман, приносящий удачу и счастье, можно было с уверенностью предсказать, что и его не минует участь деньгохранителя. Что и произошло, хотя и несколько позже.
Манэки-нэки разных лет и разных видов.
В центре - один из самых ранних образцов копилки манэко-нэко. Чугуниевый.
И самые разные манэко-нэки как продолжатели традиций талисманов удачи.
Правая поднятая лапа - приманивает материальные ценности. Богатство там всякое.
Левая поднятая лапа - подзывает посетителей-клиентов. Которые тоже в конце концов должны принести богатство.
На втором этаже музея к 90-летию банка (которому и принадлежит музей) устроили дополнительную выставку манэко-нэков.
Поскольку для банков талисман, приманивающий деньги и клиентов, должен быть самым главным.
Табличка, разъясняющая символизм цвета манэки-нэко.
Трехцветный (микэ), обычно белый с черно-рыжими пятнами - приманивает счастье.
Белый - удачу.
Черный - отгоняет болезни.
Золотой - для денег.
Красный (рыжий) - против болезней.
Розовый - приманивает любовь.
Еще раз про левую и правую лапы.
И про высоту, на которую поднята лапа: чем выше, тем больше удачи подманит.
Ну, а теперь просто любуемся котегами.
Заметьте, что многие коты повторяют прочие символы удачи. Здесь вот левый кот держит Даруму. А у правого на пузе нарисован корабль сокровищ.
В центре - большой белый - один из самых старых котов в коллекции, начала 20го века.
Современные коты. С лапами на шарнирах. Какую хотите, ту и поднимайте в данный момент.
Слева - тоже редкий кот. Манэки-нэко, сделанный в родном моем Фушими (район Киото). Один из первых котов-копилок, предвоенный. Первые коты-копилки не имели дырочки, откуда монетки можно было вытрясти. Эти копилки нужно было только разбивать. Потому поистине редчайший экземляр.
Современные коты дикой окраски и со стразеками. Справа виден кот на батарейках, он умеет качать лапой.
Коты в виде двух богов удачи, Эбису и Дайкоку.
Манэки-нэко, декорированные в цвета и униформу бейсбольной комады "Тигры Ханшина", за которую болеет весь Кансай и одним из спонсоров которой является банк-собственник музея.
Если кому интересно, тыщу лет назад я
писала уже про историю японских котов вообще и манэко-нэко в частности.
ВотЪ.