Осаризава. Окончание.

Oct 23, 2011 12:46


Значит, мы остановились на том, что передо мной появилась распутная доска.



В смысле, доска на распутье. С извечным предложением: иди ты... направо! Или налево.
Как совершенно справедливо догадались почти все, я таки повернула направо. Потому как притащившись в такую даль, повернуть с полдороги - ну совершенно некомильфо. А со страхом решила бороться любопытством, потому как все равно больше нечем было.

Ну что? Идем дальше?





Живописные окрестности, по которым я решила прогуляться.



Сплошная романтика, ага.



Вагонетки в тупике. Примерно с этого места началась, типа, музейная инсталляция на тему подземной жизни в середине прошлого века.


В большой пещере расположился вагончик-офис рудокопов. Вполне может быть, что настоящий остался с тех времен. А вместо людей расставили манекенов, одев их как рабочих.



Столовая, прямо под землей. Хотя вряд ли они готовили там же, в этом подземелье. Видимо, это обенто - обеды в коробочках, захваченные из дома. Но чаек вот дают в любых количествах и горячий (доисторическую электрическую плитку я там точно видела).



Мужик отдыхает. То ли после обеда, то ли до. Под доской объявлений и распоряжений. Вполне себе контора.



Рабочий несет чаек начальникам, обсуждающим планы на день в соседней комнате.



А здесь рабочие получают конкретные задания от начальника смены.



Выдача взрывчатки и развоз ее по местам.



Вагонетки выезжают на задание. В современной (относительно) части рудника все "полы" выстелены рельсами. Похоже, вагонетки ходили везде.



Вероятно, тоже был офис или типа того. Вахтерка-каптерка-раздевалка и т.п. Недобро и слепо смотрит темными окнами.



Потолок и фонарь. Я там честно снимала все подряд и на каждом шагу. Просто, чтоб занять себя чем-то и не зацикливаться на своих страхах.



Рукомойник. Причем, похоже, даже работающий. Краны новые, никелированные. И пузырек с жидким мылом вполне современный и новый. Интересно, для чего и кто им может пользоваться? Полы мыть в рудниках?



Вагончики с рудой.



И их водитель (машинист?).



Боковое ответвление, одно из. Тут коридоры очень широкие, два-три человека в ряд могут встать свободно и даже над головой достаточно места, рукой далеко не везде дотянешься.



Еще отходящий вбок коридор. Обратите внимание, как обтесаны стены и потолок: откалывали, похоже, целыми пластами.   



Подъемник для людей и вагонеток.



Еще паровозик. Но не с рудой, а с крепежом для стен и потолков.



Слева - люки сброса руды с верхних уровней. Под ними как раз проходят рельсы для вагонеток.



Еще подъемник для вагонеток.



Романтика, чо.



Кусок стены. Вот тут как раз видны капельки воды. Вода там везде: стекает по стенам, капает с потолка и выступов, хлюпает под ногами. С камеры то и дело приходилось стирать капли. И постоянный стук капель со всех сторон, неторопливый и размеренный, как отсчет времени.



Не помню уже, зачем я тут камеру на бок положила. Видимо, чтоб влезла наклонно-изогнутая стена справа. Хотя она все равно не влезла.



Сверху рабочий отколупывает руду отбойным молотком и она сыпется прямо в вагонетку снизу.



А отсюда руду, видимо, выгребали лопатами.



Рабочий с лебедкой.



Еще вагончики с рудой.



Очередная расщелина, уходящая вверх.



И такая же бесконечная.



Типа мастерской для мелкого ремонта оборудования.
Все эти фигуры в полный человеческий рост и в человеческой же одежде должны были, видимо, создавать образ кипения жизни в рудниках во время их активного функционирования. Реально же очень быстро я начала пробегать мимо них на максимальной скорости: неподвижные лица, застывшие фигуры, пятна плесени и ржавчины на одежде - зомби, елки-палки. Как есть зомби. И было ощущение, что они только прикидываются неподвижными, поровожая меня недобрыми взглядами.  



Свет в конце туннеля.



О! Я сделала большую петлю и вернулась к месту развилки, но с другой стороны. До выхода осталось каких-то полкилометра.



Потолок с дырой от очень основательного сверла.



Подарочек. Чтоб веселее было. Но красиво, ничего не скажешь. Эти огоньки еще мерцают так романтически.   



И фонари стали вот такими красивыми, а не просто лампами в металлической оплетке.



Место для романтического свидания, не иначе.



А это сразу за ним.



Короткий коридор, аккуратно забетонированный, выводит на площадку с двумя комнатами-складами, тоже аккуратно забетонированными сверху донизу.   



Хранилище взывчатки.



Не знаю, настоящая или уже пустые упаковки. Но судя по количеству и величине плесени на ящиках, взрываться это уже по-любому не может. Странно, что вообще не сгнило. Бетон от воды, похоже, не очень-то спасает, лужи там везде.

И сразу за поворотом от бетонного склада...


Экспозиция, посвященная временам Эдо.



Офис рудокопов-золотоискателей.
Правая троица - мастер дает задание на день старшему проходчику и его подчиненному. В каком углу копать и сколько нужно накопать.



В центре экспозиции разместили скульптурный портрет Джюзаэмона Нанбу - основателя промышленной золотодобычи в Осаризаве. Дело было начато в 1602 году. И под управлением клана Нанбу золотые рудники работали вплоть до конца 19го века, когда весь комплекс был перекуплен кланом Ивасаки (теперешний "Митсубиши"). 
На "занавесках" и фонарях - гербы клана Нанбу. С 17го века клану принедлежали земли хана Мориока со столицей в одноименном городе. Сейчас город Мориока - столица префектуры Иватэ.    



Левая троица: сидит и пишет - главный человек на руднике. Записывает ежедневную добычу и куда что ушло. Руководит направлениями рытья новых штолен и шахт, организует всю работу на шахте. Плюс, как самый важный начальник, еще и решает всякие вопросы жизни в поселке рудокопов. Короче, местный царь. А местный бог - клан Нанбу. Но их, как и положено, мало кто из простых смертных видел. 
Две дамы - сортировщицы. Им отдают добытую руду и дамы оценивают содержание золота в ней, которое и сообщают начальству. Начальство, исходя из этих данных, начисляет заработанное старателям.    



Коридор, уходящий вниз.



Стена за решеткой коридора с прожилками малахита.
Про малахит - не я придумала, там на табличке написано.



Обратите внимание: здесь на полу уже нет рельсов. Не знаю, реально ли этот коридор - времен Эдо, но антураж подобран аккуратно.



И ходы боковые уже совсем как крысиные лазы.



Отмывка золота. Мужики дробят руду в мелкий песок. Дамы промывают.



На промывочные подносы кукол накиданы монетки. Душам старателей былых времен.



Старатели идут в гору. Буквально: В гору.



Обувь - плетеные из рисовой соломы сандалии. И на спине мешок из рисовой же соломы, куда кладется золотоносная руда.



Мужик долбит, женщина отгребает.



"Нора тануки". Пробитый в скале коридор. Я бы туда просто не протиснулась. Продалбливали, видимо, по ходу золотоносной жилы.   



Видимо, здесь породы были помягче, коридор основательный и укреплен бревенчатыми конструкциями.



Еще один боковой ход.



Старатели за работой. За день один рудокоп мог пробить в скале ход на 30 см. Это максимальный проход.



Вот так и ползли по "танучьим норам".



Рабочий, укрепляющий коридоры штолен.



Механизация отсутствует как класс. Все руками.  




И сверху тоже долбят.  



Плохо видно, но в самой глубине этого лаза стоит фигурка рабочего, откачивающего-вычерпывающего воду из штолен. Затопление шахт было, похоже, серьезной проблемой. 



Сток для воды из штолен. Подсветили синеньким, чтоб лучше видно было. Ручеек там такой ощутимый.


Не знаю, из каких соображений эту сцену подсветили ядовито-зеленым.
В середине 17го века после подавления восстания христиан в Шимабаре начались гонения на всех японских верующих в Христа. Часть уцелевших христиан вместе с семьями попытались укрыться в старых штольнях Осаризавы. Уже действовавший в то время закон запрещал посторонним (не входившим в кланы золотодобытчиков) находится в катакомбах. В 1666 году солдатами клана Нанбу все христиане, прятавшиеся в пещерах, были убиты.   



А теперь представьте себе мою радость при виде этого. Никогда бы не подумала, что банальный эскалатор может вызвать столько теплых чувств. Справа от него видна лестница, которой, похоже, пользовались до установления эскалатора.  



Наверху стало понятно, что я дико замерзла и у меня красный отмороженный нос. Мне налили горячего чаю из грибочков шитакэ с золотыми блестками.

И на закуску - немного фактов и цифр из истории Осаризавы.

...В давние-давние времена поселился в горах Осаризавы злобный дракон с головой змеи, крыльями феникса и лапами буйвола. И повадилась эта скотина сложно-сочлененная таскать детей из окрестных деревень. На завтрак, обед и ужин. И безобразие это продолжалось довольно долго, пока однажды мудрый староста одной из древень не смог одолеть страшного монстра. Из распоротого брюха дракона в землю пролились золото, медь и свинец.

708 год - первое упоминание о золоте Осаризавы. Первое золото, добытое в горах Акиты, было использовано для украшения храма Тодай-джи в Наре и статуи Большого Будды. 
В начале 11го века власть в Тохоку перешла к Северным Фудживарам и золото Осаризавы составило изрядную часть богатства клана. 
В 13м веке золото Осаризавы украсило храм  Хираизуми и Золотой холл Конджики-до - усыпальницу тех самых Северных Фудживар. 
1481 год - обнаружение меди в горах Осаризавы. 
1590 год - Тойотоми Хидейоши отдает хан Мориока в управление своим вассалам, клану Нанбу. 
В 16-17м веках добытое принадлежало добытчику, мастеру и проходчикам. Работали в штольнях семьями, семейными кланами. Таким образом достигалась поддержка (как моральная, так и чисто организационная) и тесная связь всех работавших под землей. Реально одна семья. Один за всех... 
Добытым платили налоги владельцам - клану Нанбу. Клан, со своей стороны, обеспечивал работников подземелий едой и всем необходимым для жизни и работы, содержал поселки рудокопов.
В 1604 году было добыто 5000 кин золотого песка.   
1765 год - добыча меди составляла 650 000 кин в год (кин - 600 грамм).    
1789 год - клан Нанбу взял управление добычей меди и золота в свои руки. Теперь все добытое принадлежало клану, а рабочие получали зарплату.  
К 1863 году добыча меди упала до 200 000 кин в год. Говорят, что благодаря неразумной налоговой политике правительства Токугав. 
Но уже в 1865 году был опробован новый американский метод добычи с помощью взрывов. Добыча меди возросла до 1 000 000 кин в год.

В 1889 году рудники перешли к клану Ивасаки. 
1893 год - компанией "Митсубиши" установлена первая электрическая станция на древесном угле. Помпы, откачивающие воду из штолен, и подъемники стали работать на электрической тяге. 
1896 год - запущена гидроэлектростанция. Рудники Осаризавы осветились электрическим светом. 
1936 год - прорыв дамбы на реке. В затопленных штольнях погибло 374 человека.   
1940 год - добыча меди достигла 70 000 тонн в месяц. 
1943 год - добыча меди достигла рекордных 100 000 в месяц и количество рабочих на рудниках также достигло максимального количества - 4486 человек. 
В 1966 году были остановлены медеплавильные печи. За нерентабельностью. 
В 1978 году рудники официально прекратили добычу всех полезных ископаемых.

В настоящее время музейный комплекс "Осаризава козан" является национальным памятником индустриализации страны.    
   

Эдо, Местные пейзажи, Этнографическое

Previous post Next post
Up