Кутани-яки керамика.

Jul 23, 2011 15:50



Кстати, о Каназаве. С прошлой осени лежат фотки из музея "кутани-яки" - стиля керамики, разработанного в префектуре Ишикава.
Раз уж я вспомнила, то давайте и расскажу об этом.

 Помокнув с вечера в онсене Яманака, мы на следующий день посетили тамошний музей. 


Это тут. Музейчик не очень большой, но наглядный. И главное - действующая мастерская при нем. Можно посмотреть как делают реальную керамику, а при желании - и самому смастерить что-нибудь.

Значит, сейчас я вас буду грузить очень полезной информацией про историю кутани-яки и что это вообще такое, а вы попутно картинки смотрите.



Гончарный круг. Вот прямо в полу сделана дырка, чтобы сидеть, свесив ножки, и работать.

Стало быть, "кутани-яки" 九谷焼. Названо по месту появления, деревня Кутани в старом феодальном домене Дайшёджи хана Кага. Это теперь префектура Ишикава.

Первый владетель Дайшёджи, самурай из тамошнего правящего клана  Маэда, Тошихару, решил заняться развитием вверенной ему территории. И для начала произвел разведку местности на предмет имеющихся золотоносных руд. 
Кое-что нашел и начал их разработку. На одном из приисков были обнаружены выходы кварцевых трубок, именно того сорта, что используется при производстве высококачественной керамики.



Всякий традиционный инструментарий для лепки керамики.

Маэда Тошихару вызвал к себе алхимика Гото Сайджиро и приказал ему заняться разработкой производства керамики в Дайшёджи. Вот прям так, с совершенно пустого места. 
Гото Сайджиро свободой выбора не мучился за неимением последнего. И чтоб не "изобретать велосипед", решил воспользоваться опытом тех, кто производит керамику давно и успешно. 
С этой целью алхимик поехал в Бизэн (нонешняя префектура Сага), где занялся изучением "ака-э" - керамики, раскрашенной красной киноварью - под руководством мастера Сакаиды Какиэмона.



Фигушки и прибамбасы для тонкой отделки заготовок.

Научившись чему возможно, Гото Сайджиро вернулся в Дайшёджи, прихватив с собой одного из мастеров, согласившегося помочь с установлением производства керамики в Кага-хане. 
И где-то около 1655-1657 годов в деревушке Кутани была построена первая печь для обжига керамики. Накопив какой-то первоначальный опыт, Гото Сайджиро начал обучение гончарному мастерству всех желающих. Среди его учеников оказался и Тамура Гонзаэмон, ставший позже родоначальником целого семейного клана гончаров.



Заготовки перед росписью.



И еще немного.



А это сохнущие работы посетителей музея.

Кутани-яки относится к "иро-э" - многоцветной керамике. Основные цвета - те же, что используются и для росписи шелка в технике кага-юзэн: синий кобальт, коричневато-фиолетовый, желтый, зеленый и алый. На основе базовых цветов возникло несколько различных стилей. Например, "э-аотэ" - с использованием преимущественно зеленого и желтого цветов.



Приспособления для удерживания керамики во время росписи.



Рабочее место художника, расписывающего керамику.



Образцы пигментов-красителей. 
После обжига пигменты могут поменять цвет. Потому до того, как использовать приготовленные красители для росписи реальной керамики, оценивают их цвет на кусочках-осколках. Просто ляпают несколько пятнышек и обжигают как настоящую керамику.

Производство, начатое Гото Сайджиро, оказалось очень успешным. За короткий срок приобрело популярность в Кага-хане и заказы сыпались один за другим. Казалось бы, все отлично и керамика Кутани-яки будет цвести и развиваться... 
Однако, совершенно неожиданно в 1710 году производство было прекращено. 
Причина этого до сих пор неизвестна. Предполагают, что после смерти самого Гото Сайджиро и его покровителя, второго лорда Дайшёджи Маэда Тошиаки, на фоне начавшихся политических и экономических проблем в регионе, этим просто стало некому заниматься.



Вот эти ангары на территории музея скрывают печи для обжига. То, что слева, в деревянном сарае - реально действущая и в настоящее время печка. А вот прямо - археологический раскоп, по сути, остатки древней, еще времен Эдо-эры большой печи.



Древняя печь для обжига. По снимку сложно оценить размеры этого сооружения даже с моим мужем для масштаба, однако, занимает оно площадь примерно в половину футбольного поля.



Так это сооружение выглядело в рабочем виде. По сути, это целый комплекс печей с разным температурным режимом. 
Для первого "бисквитного" обжига температура нужна 800 градусов по Цельсию. 
Для обжига глазированного покрытия - 1300 градусов. 
Нагрев осуществлялся дровами и сложной системой поддува воздуха. Обжиг одной партии занимает 8-15 часов.



Одна из двух действующих печей в деревянном сарая. Вид с "фасада". Две дырки внизу у основания - для подкладывания дровишек.



Вид с боку. Вон в те "дверные" проемы и ставились подставки с "сырыми" керамическими заготовками, которые надо обжечь. 
Именно эта печь дает температурный интервал 800-1300 градусов.



Небольшая печка. Если я правильно поняла, для финального обжига (когда надо), если рисунок украшен золотым или серебрянным покрытием.



Стена печки. В глину замешана рисовая солома, для прочности.



Штабеля дров.

В 1807 году, практически сто лет спустя после загадочного закрытия первой печи в Кутани, владетели Дайшёджи решили восстановить Кутани-яки. И пригласили из Киото известного мастера Аоки Мокубея. 
Мастер открыл новую печь Касугаяма в местечке Утатсу-яма. 
К сожалению, у мастера Аоки было свое представление о том, как должна выглядеть керамика Кутани-яки. И это представление в корне расходилось с мнением клана Маэда, пригласившего мастера. Конфликт закончился тем, что Аоки Мокубей покинул Кага-хан. 
Но даже недолгое его пребывание в Дайшёджи возродило интерес местных жителей к производству керамики. Было заложено сразу несколько печей: 
Вакасуги в собственно Дайшёджи, под присмотром и патронажем правителей Кага-хана. 
Оно в Дайшёджи же, но под наблюдением и покровительством городского совета.
Йошидая в Ямаширо. 
Миямото, где установился стиль Иидая.
Эйраку, по имени основателя Эйраку Вазэн. 
Аоу Гэн'эмона в Коматсу. 
Минзан в Каназаве, где продолжили традицию мастера Аоки.

Печи были центром, вокруг которого группировались мастера, создавшие и поддерживающие определенный стиль. Потому и стили Кутани-яки носят названия печей.



Осколки и остатки керамики времен Эдо, откопанные при археологическом исследовании старых печей.

Стиль Аоки Мокубея - в китайских традициях, полноцветная картинка, представляющая фигурки в китайских одежках и интерьере, цветы и изображения животных также в китайском стиле. Понятно, что эта эстетика не очень понравилась патриотичному клану Маэда. 
Стиль Йошидая использует четыре из пяти основных цветов Кутани-яки (кроме красного) или традиционный стиль старого Кутани-яки, Аотэ, в зеленых и желтых тонах. 
Иидая стиль: тонкая графика в красных тонах, обычно изображающая жанровые сценки. 
Эйраку стиль: красная картинка с использованием большого количества золота.

Во времена позднего Эдо и начала Мейджи молодой и талантливый Шёза Кутани установил свой отдельный стиль Кутани-яки. Он не стеснялся использовать анилиновые красители, завезенные из других стран, в сочетании с большим количеством позолоты. И стиль Шёза Кутани был наиболее ярким, роскошным и запоминающимся на фоне более скромных традиционных. 
Именно стиль мастера Шёза больше всего известен за пределами Японии как "Японский Кутани" (Japanese Kutani).



Процесс создания керамики в стиле Кутани-яки в двух вариантах: рисунок под глазурью и поверх нее.  
Самая правая тарелка - "сырая" заготовка. 
После первого, "бисквитного", обжига при температуре 800 градусов в течение 8 часов заготовка становится терракотово-красной. 
На нее наносят "под-глазурный" рисунок синим кобальтовым пигментом. Или не наносят, как показывает нижняя линия стрелочек. 
Заготовку окунают в будущую эмаль и она становится равномерно-белой. 
После обжига при температуре 1300 градусов в течение 15 часов заготовка с рисунком становится блестящей с проявившимся этим самым рисунком, а та, где рисунка не наносили - просто гладкой и блестящей.



Собственно, керамика с "подглазурным" рисунком на этой стадии и завершена. 
А вот для керамики с рисунком поверх глазури все только начинается. На снимке выше показано, как наносится рисунок на заготовку. И какие цвета он приобретает после финального обжига.

На сем теоретическую часть будем считать законченной.

Теперь - только картинки готовой керамики Кутани-яки.



Образец полноцветной Кутани-яки начала 20го века.



Стиль Эйраку: золотом по красному. Эдо период.



Муж пытается разглядеть в лупу рисунок на чашечке для саке, выполненной в стиле Иидая: очень тонкий рисунок красным.



Через лупу и витринное стекло фотик фокусироваться не хотел. Пришлось снять отдельно и вырезать кусочек из увеличенного фото.



Это та самая чашечка. Представили себе тонкость рисунка?



Традиционная пяти-цветная Кутани-яки: синий, коричнево-фиолетовый, зеленый, желтый, красный.



Китайский стиль Аоки Мокубея.



Современные мастера заняты росписью. 
Я попросила разрешения их сфотографировать. Они разрешили, но очень засмущались при этом.

И немного собственно их работ: 


Пятицветная Кутани-яки и стиль Йошидая (желтый с зеленым или четыре цвета, без красного).



Стилизация под разбитую вазу в витрине музея. Оформлено как подставка для цветов.



Набор плошечек в стиле Иидая.



Одна из них поближе. Размер - примерно 7-8 см в диаметре. Все сюжеты росписи на одну тему - сельское хозяйство, крестьянская жизнь.



Квадратные плошечки того же размера также с сюжетами из крестьянской жизни.



Поближе.

А дальше мы просто пошли гулять по городку. И иногда заходили в лавочки посмотреть на продающуюся там керамику. Кое-где разрешали сфотографировать представленные изделия. 


Чашка для чайной церемонии.



Курильницы для благовоний.



Всяко-разное.



"Табуретки".



Спящий котик.



Кома-ину, собако-лев.



Тарелочки всякие.



Резные фигушки непонятного назначения и нетрадиционного вида.



Плошки всякие.



Пузырьки для саке. Вполне традиционные.



Старик со старухой Такасаго, символы долгой и счастливой семейной жизни. 
Вазочка справа тоже вполне традиционная. А вот динозавр-копилка - явно случайно затесался.

Керамика, Вещи и их история, Этнографическое

Previous post Next post
Up