Заводной Самурай. Сказка от NHK.

Apr 19, 2008 18:25


Решила я развлечься и вас заодно развлечь. Расскажу-ка я вам сказку про Заводного Самурая. Или, если по-нашему, по-нихонски, про Зенмаи Замурая. Сказку эту придумала не я, а Момоко Маруяма и Рёотаро Кувамото, и показывает NHK (местный гос.канал телевидения), но она мне очень нравится. Надеюсь, понравится и вам.


Мульт этот многосерийный появился на местном ТВ аккурат два года назад. Но стал уже настолько популярен, что поимел собственный сайт (где можно не только ознакомиться со всеми персонажами, но и прикупить себе DVD со всеми сериями), статью в Википедии и вообще засветился везде, где можно. Короче, оченно популярная история.

Есть в альтернативной сказочной реальности такой замечательный город - Каракури-Эдо. А раз реальность у нас альтернативная, то и город этот - не просто какой-то там сказочный городишко, а альтернативная версия славного города Токио. Причем, в таком виде, каким он мог бы быть, если бы славный Император Мейджи не решил бы, что японское - хорошо, а гайджинское - еще лучше. И потому не пережил славный город Эдо всяких реформ эры Мейджи. И не стал называться Токио. И порядки в этом славном городе остались те же, что и стописят лет назад. Типа, альтернативной реальности - альтернативную же историю. Электричества в славном городе Каракури-Эдо нет, разве что в виде лейденской банки. А само слово "каракури" означает примерно "механическая игрушка".

 
 

Виды города Каракури-Эдо

Так вот, в славном этом городе Каракури-Эдо когда-то жил молодой человек по имени Зенносуке ("Зен" в данном случае значит "справедливость", а "суке" - это совсем даже не то, что вы подумали. Окончание "суке" в мужском имени подчеркивает, что носитель имени - мужчина. Типа, не просто так Зен, а настоящий полковник мужчина, да еще к тому же - поборник справедливости). Так вот, несмотря на свое имечко, был этот Зенносуке сорванцом. Нормальным таким хулиганистым парнишей, которому палец в рот не клади. Потому как отгрызть может по самые уши. 

  Жители города Каракури-Эдо

Но пальцы он все же не грыз, предпочитая более съедобные вещи. Самым любимым лакомством парниши были данго - сладкие шарики из мочи-риса. Тут это реально достаточно популярное лакомство и разновидностей его - тыща, а может даже больше. И так он эти данго любил, что однажды решился украсть штучку. Из магазина. Не заплатив. Страшное преступление!
Настолько страшное, что Божество Судьбы Дайфукуноками, давненько следившее за непослушным молодым человеком, решило наконец-то вмешаться. И волей Дайфукуноками наш Зенносуке превратился в заводного самурая. Причем, в самом что ни на есть прямом смысле: вместо обычного самурайского хвостика на макушке у нашего героя появился ключик.   

 Дайфукуноками и Зенмаи Замурай

Понятное дело, что у любой заводной игрушки завод когда-то заканчивается. И чтоб закрутить его обратно, Зенносуке (теперь уже - Зенмаю Замураю) надо постоянно совершать добрые дела. Причем, не только самому вести себя примерно, но и наставлять на путь истинный всех заблудших овечек. Для чего добрый Дайфукуноками вручил Зенмаю специальный меч - Данго-кен, на который нанизаны те самые шарики из сладкого мочи-риса. 

  Зенмаи Замурай и Данго-кен
Эти самые шарики с Данго-кена обладают способностью утихомиривать самых буйных, пробуждать совесть в самых отпетых мошенниках и вообще - откапывать в глубинах души каждого все самое доброе и светлое. 

 
 

Раскаявшиеся мошенники и мерзавцы в ассортименте

О составе этих самых шариков можно только догадываться. Явно попадают под категорию сильнодействующих психотропных препаратов. Ну, да суть не в этом. Накормив нехороших персонажей своими данго и временно переведя их в категорию условно-хороших, Зенмаи Замурай получает луч с небес, который заводит ключик на его макушке. 



К Зенмаю приставлен некий дяденька, лицо которого скрыто шлемом. 


Задача дяденьки - записывать добрые дела Зенмаи Замурая и подсчитывать их. Потому как когда количество добых дел достигнет 108, Зенмаю будет возвращен его обычный человеческий облик. Дяденька этот, как не сложно понять, появляется в каждой серии, а иногда ему еще и сильно достается по забралу всякими побочными эффектами положительного воздействия.

И вот живет наш Зенмаи Замурай в своем Каракури-Эдо. Работает в магазине данго. Хозяйка магазинчика, Дангояобаба-сан, старушка во всех отношениях замечательная. 


За одним исключением: периодически она вспоминает, что в молодости отличалась изрядной привлекательностью и имела тучи поклонников. И пытается применить кое-что из своего когда-то весьма богатого арсенала соблазнения мужчин. Повергая в ужас все мужское население городка.



У всякого уважающего себя самурая должен быть слуга. Ну, чисто хвостик на макушке помогать завязывать. И наш Зенмаи тоже обзавелся таким слугой-другом: Мамемару (если по-русски, то что-то вроде Горошинка). Мамемару этому лет десять, наверное. И он - ученик ниндзя. Потому ходит в ниндзя-униформе и периодически пытается применять в деле свои как бы ниндзя-знания. С переменным успехом. Но с Зенмаем они - друзья до гроба.

 Зенмаи Замурай и Мамемару

Есть у Зенмая и сердечная зазноба: девушка-одуванчик Зукин-чан. Идеал японской девушки. Красивая, но скромная. Добрая, но решительная. Душевная, но строгая. Говорит тонким нежным голоском. 


На голове носит платок (отсюда и ее имя: "зукин" значит "платок"), потому как жутко стесняется своих кудряшек. Типа, настоящая японская девушка не может иметь на голове такую буйную кучерявость. С Зенмаем у них явная взаимная симпатия, но кроме этого - ни-ни! Девушка очень строгих нравов, в чем ее всячески поддерживает дед - весьма подозрительный старикашка. В том смысле, что подозревает всех мужиков в нечистоплотности намерений по отношению к своей любимой внучке. И в случае чего способен изрядно пообломать рога особо зарвавшимся поклонникам. 

  Зукин-чан с дедом

Однако ж, сам дед весьма неровно дышит к некоей местной красотке Камичоне-сан, как бы учителю оригами.

 

Первая красавица Каракури-Эдо Камичоне-сан. Гляньте, какое у нее мини-кимоно!

Олицетворением зла в этой истории выступает Намезаэмон: богатый бездельник. У которого тоже есть меч. Но на меч Намезаэмона нанизанны золотые монеты. 


Потрясая этим мечом, Намезаэмон пытается соблазнить Зукин-чан, нагадить Зенмаю и вообще ведет себя как редкое хамло. Посему вынужден регулярно принимать дозу волшебных данго с меча Зенмаи Замурая.
Один из самых занятных персонажей этой истории - Пьер. Гайджин. По легенде - португалец. 


Ну, да: португальцы первыми из европейцев обосновались в Японии, принеся в эту страну всякие европейские заморочки. Вот и Пьер: он не только сам старательно и с редким энтузиазмом изучает японский язык и искусство складывать бумажки в разные фигурки. Он же преподает жителям Каракури-Эдо английский язык и обучает их европейским манерам.
Это, так сказать, основные герои истории, которые появляются практически в каждой серии этого весьма популярного ноне мультика для детей младшего школьного возраста. Каждая серия - всего-то 5 минут. И тем не менее, даже в эти пять минут авторы умудряются каждый раз впихнуть полноценную историю с моралью и победившим добром. Короче, конкретный такой детский мульт о победе добра над злом.
Обычный вопрос: а зачем я вам это все рассказываю? Ну, во-первых, у меня, видать, еще детство в заднице играет. Несмотря на приближающийся совсем не шуточный юбилей. Люблю я мультики. Именно "мультики", а не анимацию-аниме, как это принято сейчас называть. Во-вторых, у меня двое детей, которые этот конкретно мультик прямо-таки обожают. Обе две, несмотря на существенную разницу в возрасте. Потому мне как бы интересно то, что они смотрят и любят. А в-третьих, лично мне кажется любопытным посмотреть тенденцию развития японского общества на примере конкретного мультика (эк завернула, а?).
Слушайте сюда, как говаривал мой учитель физики (по слухам - уроженец города Одессы).
Будем исходить из того простого факта, что раз эта история показывается государственным каналом (причем, показывается уже два года и регулярно!), то показываемое совпадает с государственной же политикой воспитания подрастающего поколения. Вот и посмотрим, кого и как хочет воспитать японское государство.
Вот, например, противостояние Зенмаи Замурай - Намезаэмон. Зенмаи - бедный, но добрый, честный и справедливый. Имеет постоянное место работы в магазинчике данго. Хоть и не по своему желанию, а по воле Дайфукуноками. А Намезаэмон - самый богатый и крутой фраер в Каракури-Эдо. Разбрасывая деньги направо-налево, этот гад заботится исключительно о собственном удовольствии и выгоде. Нарушая порядки в городе, ущемляя права и свободы других жителей. Ну, и пытается соблазнить Зукин-чан. Как обычно это принято у богатых бездельников, даже не собираясь на ней жениться. Потому что его еще более крутая и богатая мамочка против. Однако ж назвать Намезаэмона законченным мерзавцем тоже нельзя. Употребив внутрь (перорально, так сказать) порцию данго с волшебного Данго-кена, он становится весь такой белый и пушистый. И в острых ситуациях, когда даже Зенмаи Замурай не может справиться с проблемой, приходит на помощь. Правда, исключительно в тех случаях, когда неправильное развитие событий угрожает лично его благополучию. Такой вот разумный эгоист. Но сама по себе постановка бедный-хороший и богатый-плохой говорит о том, что бедным быть не стыдно. Стыдно быть эгоистом. Богатым эгоистом.
Проблема феминизма и эмансипации. Ну, нет тут такой проблемы. В мультике имеется три женских персонажа (не считая статисток): Дангояобаба-сан, Камичоне-сан, Зукин-чан. Все три принадлежат к разным поколениям. И ни одна из них не занимается борьбой за свои права, благо их никто и не ущемляет. Первые две - независимые работающие женщины. Одна содержит магазинчик данго, вторая - учитель оригами. Мужей нет, в предосудительных связях не замечены (если не считать заскоков старушки Дангояобаба-сан на предмет ее соблазнительности). У Камичоне-сан полно поклонников, но даже это обстоятельство не мешает ей оставаться образцом высоких моральных принципов. Зукин-чан - самая младшая в этой компании женских персонажей и пока живет под покровительством и защитой своего деда. Но она тоже собирается стать независимой женщиной и даже пытается работать. Что не очень нравится ее деду, считающему, что работающая девушка имеет больше шансов быть обиженной посторонними людьми. Эта идеальная японская девушка предпочитает дружить с добрым и бедным Зенмаи Замураем, а не с богатым Намезаэмоном. 

 
Хотя последний и водит ее в рестораны и приглашает в круизы. Мораль надо пояснять? Короче, хорошая девушка должна быть высокоморальной и независимой и дружить с хорошими мальчиками, а не с богатыми.
Ну, и лично меня особо привлекающая линия в этом сериале: отношения с гайджинами, сиречь - иностранцами. Основным персонажем-гайджином в этой истории выступает, как я уже писала, Пьер. Сравните его доброе, хотя и глуповатое лицо с традиционным древним представлением японцев о гайджинах (по теории моего мужа, изображаемое в виде злого вредоносного духа "тенгу"). 

  Фотка из моего архива: голова тенгу (злого духа)
Есть разница, не правда ли? То есть, если древние японцы полагали гайджинов воплощением зла, приносящими исключительно всякие гадости и мерзости на святую японскую землю, то ноне гайджины - все из себя такие милые и симпатишные. Ходят в японской одежде, изучают японский язык и оригами. Попутно разъясняя жителям Каракури-Эдо премудрости английского языка (ага, португалец учит английскому. Почему бы и нет?) и тонкости европейского этикета. В частности, правила ухаживания за девушками: в одной из серий Пьер дарит Камичоне-сан букет цветов, тем самым сподвигая на подобное Намезаэмона. Ну, то, что Пьер немного бестолковый и постоянно вляпывается в разные нелепые и смешные ситуации, совершенно не портит его в целом положительный образ. В конце концов, что еще ожидать от гайджина?
Регулярно в сериале попадаются и другие эпизодические персонажи-гайджины. 

 Команда корабля гайджинов
В целом, с тем же набором качеств: доброжелательные, приносящие некую относительную пользу, но бестолковые и постоянно попадающие в нелепые и смешные ситуации. В одной из серий даже появился русский. К моему великому сожалению, на Ютубе я не нашла эту серию. Я вам ее кратенько перескажу.
В общем, одним прекрасным солнечным утром Зенмаи Замурай, Намезаэмон, дедушка Зукин-чан и кое-какие еще жители Каракури-Эдо сидели на уроке английского, который им давал, как легко догадаться, Пьер. И тут за окном школы раздался какой-то непонятный шум. Выглянувшие в окно обнаружили стоящего посередь площади какого-то гайджина, который весь этот шум и производил. Причем, совершенно непонятно по какой причине. Да, а этот самый гайджин (непомерно гигантского роста и размера по сравнению с аборигенами Каракури-Эдо и рыжими волосами и усами) орал по-русски, что он хочет в туалет. Вокруг непонятного гайджина собралась толпа и все пытаются понять: что ж ему, бедолаге, надо, что он так кричит? Пьер растерянно сообщает, что "английский" этого человека очень уж странный и он, Пьер, ничего не понимает тоже. Тем временем русский, которому сильно приспичило, держась руками за причинное место и продолжая вопить "Хочу в туалет! Где туалет?!", начинает выплясывать "казачка". При этом он так топает ножищами, что с окрестных домов сыпется черепица. Разгневанный этим Зенмаи Замурай достает свой меч Данго-кен и отправляет в рот буйному гайджину парочку волшебных шариков-данго. После чего русский немедленно успокаивается и послушно позволяет Зенмаю отвести себя в туалет. Из туалета буйный русский появляется совсем уже тихим и совершенно счастливым. Ну, дальше следует стандартная завершающая сцена сериала: с неба падает луч и заводит ключик на макушке Зенмая. Типа, он все сделал правильно и потому заслужил удлиннение своей жизни. Как вам нравится такое представление японцев о русских?
Ну-с, подведем-ка итоги нашей поучительной беседе о подрастающем японском поколении. Стало быть, согласно этому сериалу, молодому человеку рекомендуется быть добрым, справедливым, иметь работу и не иметь денег. К девушкам относится почтительно и дружески. А девушкам - блюсти честь и дружить с хорошими молодыми людьми. К гайджинам рекомендуется относится толерантно и дружелюбно. Благо они (гайджины) - добрые и относительно полезные, хоть и бестолковые.

На закуску предлагаю вам посмотреть одну из серий. Там, конечно, все по-японски. Но мне кажется, что можно понять и так. Завязку сюжета я вам перескажу. Начинается история с урока оригами, который проводит Камичоне-сан. Среди присутствующих учеников обнаруживается некий новичок, работы которого отличаются редкостной аккуратностью и тщательностью исполнения. Новенький представляется мастером татами (циновок из рисовой соломы). Позднее Зенмаи Замурай видит новичка демострирующим свое искусство аккуратного складывания чего угодно толпе восторженных теток. Вдохновленный похвалами татами мастер начинает поправлять все вокруг. Придавая каждой вещи и каждой мелочи аккуратную угловатость. Тут появляется Пьер, который, как всякий гайджин, строгий порядок непереносит совершенно. Предпочитая некую долю художественного беспорядка. И вот Пьер и татами мастер сцепляются в противостоянии, норовя покалечить все и всех вокруг... 

image Click to view

Комиксы-манга

Previous post Next post
Up