Любимую игрушку увезли чинить, а я пока терзаю старый ноут. Тут все непривычно и все по-японски, потому процесс идет медленно. Но хоть вообще идет, и на том "спасибо".
Однако ж, драгоценный мой половин умудрился-таки перед отправкой поломатого компа вытянуть оттуда все самое ценное: фотки за текущий год и коллекцию линков. Посему я щщаслива по самые небалуйся.
Разбирая сохраненные фотки, наткнулась на подборку, сделанную аж в самом начале января. Почему я сразу не стала выкладывать - не знаю, наверное, настроение было неподходящее. Зато теперь можно вывалить.
В начале года мы совершали очередную велопробежку по городу. И занесло нас в самый центр, где улицы узкие и дома маленькие и тесно поставленные стена к стене. Там мы наткнулись на небольшой музейчик: дом в старостоличном стиле. В самом доме проводятся регулярно всякие небольшие выставки, в основном, местных товаров кустарного производства. А заодно можно посмотреть и устройство самого дома, основная конструкция которого не менялась несколько сотен лет.
Так что предлагаю вам полюбопытствовать как выглядел (a кое-где выглядит до сих пор) городской дом старой столицы.
Те, кто был в Киото, наверняка обращали внимание как выглядит улица старой застройки в районе, скажем, между улицами Каварамачи-Хорикава и Санджё-Шиджё. Стена к стене, темное дерево, фасад - решетка из узких деревянных планок, между которыми угадывается широкое окно, рядом - узкий проход во двор, иногда закрытый дверью.
Вот это - типичный вход в типичный же городской дом в Киото. Дом для семьи среднего достатка, тех, кого называли во времена правления Токугав "чёнин" или "мачинин" (町人), дословно - "горожанин".
Зайдем?
Сразу за входной дверью начинается генкан (прихожая). Пол - плотно утоптанная земля, иногда выложенная плитами или старой черепицей. Здесь надо снять обувь и тогда можно подняться на одну-две ступеньки наверх, в жилые уже комнаты. Справа вдоль жилых комнат идет крытая галерея, ведущая к "местам общего пользования", говоря по-советски, - кухня, ванна-туалет, кладовые. В галерее полы тоже земляные, а в комнатах, как несложно догадаться, - татами. Комнаты отделены от галереи раздвижными дверями, обычно деревянными.
Вид на генкан изнутри дома. Видны и наружные деревянные решетки, и вход в дом.
В самом генкане в тот день были выставлены небольшие экспозиции: саке местного производства и флейты.
Саке. Дегустацию тоже проводили, но мы, к сожалению, опоздали.
И флейты всякие:
Как довольно простые, так и очень богато украшенные и покрытые лаком и позолотой.
Вид от генкана в глубину дома.Такая вот одна длиииииинная комната, которая при желании легко делится на несколько отдельных раздвижными дверями-панелями фусума.
Справа видно ту самую галерею вдоль всей этой комнаты и дальше. А сама комната заканчивается типа верандой, открытой во внутренний садик дома. Сто лет назад веранда была совершенно открытой и только на ночь, зимой или в плохую погоду закрывалась раздвижными же деревянными "ставнями". Сейчас веранда застеклена.
За столиками всем желающим предлагалось поиграть в традиционные игры и игрушки.
Вот наши красотки потрошат предложенное. Карты, деревянные игрушки.
Для тех, кто уже умеет писать, разложены традиционные письменные принадлежности.
Можно красиво написать на полоске бумаги какое-нибудь новогоднее поздравление или просто иероглиф по теме. Напоминаю: дело происходило в самом начале января.
Готовые каракули:
Наша старшая рядом с собственноручно нарисованным иероглифом "тора" (тигр) в честь наступившего года Тигра.
Эту бумажку потом можно забрать домой, а можно и оставить музею на память.
За спиной у ребенки видна через стекло раздвижной двери кухня, расположенная в крытой галерее вдоль дома.
Вид на внутренний садик с веранды первого этажа.
Справа - просто скамеечка, посидеть теплым тихим вехером, полюбоваться. Белая стена напротив - складские помещения, типа амбара.
Лестница на второй этаж дома.
В этом доме лестница хитро замаскирована раздвижными панелями. Обычно же лестница открытая, под ней ставят ступенчатые же комодики для хранения одежды и/или небольшие шкафчики для всякой мелочевки.
Первый этаж - самый обитаемый. Тут обычно занимаются всякими делами и кушают. На втором этаже - только спят и отдыхают.
Тут, как видите, даже перильца никелированные имеются. Хотя обычно такие лестницы совсем без перил.
Окно выходит на улицу, потому застеклено матовым стеклом. В стародавние времена вместо стекол использовали плотную бумагу, иногда - с рисунком.
Вид на лестницу со второго уже этажа.
Эта ширмочка стоит прямо напротив лестницы, закрывает проход к стенному шкафу. Там, наверное, что-то личное хранится, чтоб любопытные не лазили.
Слева от ширмочки вывешены два кимоно и оби. Новогодние фурисодэ, кимоно с длинными рукавами для молодой девушки.
Кимоно мне нравятся, я их подробнее сняла.
Целиком.
И кусочек более крупно.
И второе.
В полный рост.
Отдельные подробности.
Оби в полную длину.
И отдельно - кусок из центра, с тиграми. В завязанном обычном узлом ("тайко") виде, этот кусок должен быть на узле сверху, самая заметная часть пояса и ансамбля в целом.
Красота, а?
Противоположная стена.
Тут тоже понаставлено всяких новогодних украшений.
Свиток в парадном углу.
Целиком.
И отдельно - сама картинка.
У меня не очень получилось передать цвета, они одновременно очень чистые и очень нежные.
Это вышивка. Костюмы театра Но.
А вот соседний "угол", заставленный всякими прочими новогодними сувенирами.
Чашки чайные с тиграми.
Веер с иероглифом "тора" и бамбуками и керамический тигр, который умеет качать головой.
Хагоита - деревянная "ракетка" для игры в древне-японский "бадминтон"-ханэтсуки. Игра до сих пор считается новогодним развлечением, хотя в наше время в нее мало кто играет, а хагоиты, в основом, используются в декоративных целях. Здесь вот сложная аппликация из шелка с подложкой для создния объемного эффекта.
Ну, и до кучи, напольная лампа в углу. Хоть и не новогодний сувенир, но тоже красивая.
В углу, где свиток и который ближе всего к "окну", выходящему во внутренний двор, стоит новогодняя же икэбана из сосновых веток.
Меня заинтересовала не столько эта простенькая икэбана, сколько окно, около которого она стоит. Первый раз вижу такое окошко в токонома (парадном углу). Обычно эта стена глухая.
А тут вон какая нарядная притолока.
Вид на "балкон" второго этажа. Сейчас здесь застеклено, а сто лет назад это окно закрывалось только бумажными сёдзи изнутри и деревянными панелями по краю "балкона" на ночь или в плохую погоду. Летом от прямых лучей солнца вывешивали занавески из тонкого бамбука "сударэ".
Вид с "балкона".
Внизу - зелень внутреннего дворика-садика, белое здание - склад-амбар, черепичные крыши справа - галерея первого этажа, кухня, ванная-туалет.
Потом мы вернулись на первый этаж и пошли обследовать "технические помещения".
Вид на кухню.
Кухня хоть и сохранила старинную планировку, изрядно осовременилась. Кафель вон везде, а еще газ и водопровод.
Но колодец остался. Хотя не знаю, действующий ли.
Печка-плита выглядит как и положено.
Заслонки очень красивые.
Мебеля кухонные старинные, с посудой.
Снято от плиты, которая справа. Хорошо видна вся галерея вплоть до самого выхода (там стоит кто-то).
Внутренний садик.
Это снято с той самой скамеечки в саду.
Вид на веранду первого этажа.
О-фуро, ванная.
Все забетонировано и даже ванна замурована в бетон. И водопровод уже имеется, ведрами воду таскать не надо.
Ванна железная, кстати. Вода нагревалась непосредственно в ванной (печка снизу, под полом, с доступом извне). Чтоб не обжечь пятки или еще какую нежную часть тушки, на дно клался деревянный круг.
Такая конструкция известна со времен Токугав и дожила аж до середины прошлого века, а кое-где и до сих пор жива.
Туалеты там не интересные, самые обычные, современные. Потому их снимать не стала.
Вид на галерею из маленького технического дворика.
В этом дворике можно сушить белье, чтоб оно никому не отсвечивало и не портило эстетику, и хранить всякий хлам, нужный и не очень. Велик вон тоже можно поставить, чтоб на улице не мешался.
Такие вот тут домики.