Создание жемчуга.

Jan 11, 2010 22:38


Очень интересными оказались версии о предназначении инструментов. Большинству сии жуткие приспособления показались связанными напрямую с детскими кошмарами о дантистах. Сочувствую дантистам.

Правильных ответов было 3 (три) штуки.
Из них конкретно правильный - один. Приветствуем знатока - ximik_nti !

Штуки эти, в общем-то, - таки орудия пыток. Но не для человеков, а для ракушек, бОльшей частью - устричных ракушек. И нужны они для создания вот такого:


На фото в прошлом посте - инструменты для имплантации ядра культивированного жемчуга в материнскую раковину.
Здоровенные щипцы справа - чтоб раскрывать створки раковин. Тонкий скальпель, чтобы подрезать мантию устрицы и сделать "карман", куда и вкладывается ядро будущей жемчужины.

Если вы помните, неделю назад мы были в Тобе. А город Тоба - родина Кокичи Микимото, самого известного из изобретателей культивированного жемчуга и создателя ноне международной корпорации "Микимото", самого крупного и известного производителя ювелирных изделий из этого самого жемчуга.

В городе Тоба есть музей компании "Микимото", где мы и погуляли перед парадным ужином. И сегодня я собираюсь рассказать вам немного о культивированном жемчуге и его создателе - Кокичи Микимото.

В Японии собиранием раковин-жемчужниц с незапамятных времен занимались преимущественно женщины. 
Ама (海女) - "морская женщина" - одна из древнейших женских профессий на побережье теплых морей, окружающих японские острова. 
Говорят, что ныряльщицы-ама появились в Японии порядка 2000 лет назад. Изначально их задачей было добывание со дна моря всяких съедобных деликатесов вроде устриц и прочих раковин, крупных креветок, морских ежей и т.п. И несколько позже к этому списку морских деликатесов присоединился и жемчуг.

Занимались этим преимущественно (но не исключительно!) женщины не из каких-то религиозных, мистических и/или прочих соображений, а по простым физиологическим причинам: распределение жировой прослойки в женском теле позволяет женщинам легче переносить длительное пребывание в холодной воде. А сезон добычи съедобных раковин - преимущественно холодные, зимние месяцы года.

Утверждают, что профессиональной одеждой ныряльщиц-ама изначально было нечто типа "трусов"-фундоши, скрученных из полоски ткани. Похожие фундоши в наше время можно увидеть на борцах сумо. 

  
 
Подобная "форма одежды" кое-где встречалась вплоть до середины прошлого века и даже дожила и до наших дней. Правда, туристам такое не показывают.

А в более многолюдных областях побережья, в том числе и в Тобе, к началу 20го века вошел в употребление значительно более скромный вариант: 

 
Белый короткий "халат" с завязочками и длинными рукавами и типа белого же чепца, поверх которого надевалась маска.

В наше время профессиональных ныряльщиц-ама практически не осталось. Но кое-где существуют и вполне себе процветают аттракционы для туристов и любопытствующих. 

 
Современные ныряльщицы-ама из города Тоба. 
В соответствии с установленным расписанием аттракциона, девушки ныряют в море на глазах у туристов и притаскивают из морских пучин всякую всячину. Которую потом и впаривают этим самым туристам за бешеные бабки.

Факт, однако, что в средние века (примерно так с 15го по 19й века) ама были весьма уважаемой и престижной профессией. Ныряльщицами становились дочери и жены рыбаков и крестьян, живущих вблизи моря. Хорошая ныряльщица за сезон зарабатывала много больше мужчины-рыбака или фермера и считалась хорошей и выгодной партией. К тому же, работать ама могли вплоть до старости. Говорят, что ама зрелого возраста (лет 40-50) могла находится на глубине дольше молодых.

С открытием Японии качественный и относительно недорогой японский жемчуг стал очень популярен в Европе и Америке. Естественная популяция раковин вдоль южного побережья Японии начала истощаться. Для выращивания женчужины в естественных условиях требуется несколько лет. Природа не успевала за растущими потребностями человеческих модниц.

10 марта 1858 года в семье владельцев ресторанчика удона в Тобе "Авасачи" Отокичи и Мото родился первый сын, которого назвали Йошиматсу. Говорят, мальчик с самого раннего детства показал упорство характера и ответственность. 
Неудивительно, что в 14 лет ему пришлось взять на себя ведение дел в ресторанчике. Вот только учиться он бросил, едва научившись писать-читать-считать. Видимо, решено было, что лишние знания не помогут ресторанному делу.

Однако, у мальчика хватило ума сообразить, что одним удоном сыт не будешь. И он берется за расширение семейного бизнеса, начав торговлю морепродуктами, всякими ракушками-креветками-водорослями. Надо полагать, именно тогда он тесно начал общаться с ама, "женщинами моря" (если, конечно, не начал знакомство с ними значительно раньше). Видимо, от них он и узнал, что море начало скудеть на жемчуг.

В 1878 году Йошиматсу отметил совершеннолетие и получил свое взрослое имя: Кокичи. И, поскольку времена изменились, заодно и фамилию - Микимото. В том же году он узнал, что пара энтузиастов в Китае развлекается тем, что изучает формирование жемчуга в раковинах и они уже выяснили, что жемчужина - это ответ раковины на раздражение, вызываемое случайно попавшим в мантию моллюска посторонним предметом. Идея возникла сразу: а почему бы не вводить этот раздражитель в раковину моллюска искусственно? Экспериментальное же подтверждение теории требовало времени и изрядных средств. 


Стенд из музея компании "Микимото", на котором представлены ученые и просто энтузиасты, пытавшиеся создать культивированный жемчуг. Кокичи Микимото - третий слева. Все они работали примерно в одно время - вторая половина 19го века.

В 1881 году Кокичи Микимото женится на Умэ, семнадцатилетней дочери местного самурая. Брак, еще пятнадцать лет назад бывший совершенно нереальным из-за сословных различий, видимо, был по любви. Злые языки болтают, что Кокичи женился на молоденькой Умэ ради ее приданого. Полагаю, что это не совсем так. Потому как в 1879 году, когда Микимото было всего 21 год, он стал самым молодым членом городской ассамблеи предпринимателей Тобы, а туда абы кого не выбирали и наличие твердого постоянного дохода было не последним условием для вступления.

Умэ оказалась чуть ли не единственным человеком, который поддержал идею Кокичи о создании культивированного жемчуга. Все остальные в лучшем случае полагали молодого человека полубезумным мечтателем.

Но Кокичи не сдавался. Почти 20 лет ушло у него на оптыты с разными моллюсками и разными материалами, которые могли бы послужить зародышем будущей жемчужины. Весь доход от ресторана и продажи овощей и морских деликатесов уходил на исследования. Опыты шли медленно и с большим трудом. Раковины не желали принимать инородные тела и дохли буквально от косого взгляда. На рост раковин и формирование жемчуга влияло тыща и одно условие: температура воды в море, наличие течений, как теплых, так и холодных, естественные враги, выжиравшие плантации устриц, паразитные водоросли и болезни самих раковин... Кокичи был на грани банкротства и только его семья и Умэ продолжали верить в его успех. 

 Картина Масаёши Исэ, представляющая Кокичи и Умэ.

Только в 1893 году первая полусферическая искусственно-выращенная жемчужина была наконец получена.

 Успешными оказались опыты с морской устрицей "Акоя". 
В зависимости от размера исходной раковины жемчужины могли достигать размера 3-10 мм.

Кокичи стремился закрепить успех и зафиксировать свое положение первооткрывателя и изобретателя культивированного жемчуга. Договоренностями и хитроумной дипломатией ему удалось запатентовать свой метод как первый и универсальный, хотя реально патенты на создание искусственно-выращенного жемчуга уже были зарегистрированы другими исследователями.

В 1899 году Микимото открывает первый магазин ювелирных изделий из культивированного жемчуга в Токио, в районе Гинза, где кучкуются всякие прочие дорогие модные магазины, в том числе и западных компаний.  

     
 
Первый магазин "Микимото" в токийской Гинзе.

Кокичи продолжал экспериментировать с раковинами и зародышами. И в 1905 году была получена первая полностью сферическая искусственно-выращенная жемчужина. Понятное дело, был немедленно получен патент на технологию производства, который позволил Микимото оставаться монополистом на рынке культивированного жемчуга на несколько десятков лет вперед.  

 
В том же, 1905 году, Кокичи Микимото встретился с императором Мейджи, во время посещения последним храма Исэ-джингу. Именно во время этой встречи Микимото произнес слова, ставшие фактически слоганом его компании: "Я бы хотел охватить жемчугом шеи всех женщин мира". 
Пока же эта фраза стала целью жизни Микимото Кокичи.

В 1907 году была открыта первая ювелирная фабрика "Микимото", занимавшаяся изготовлением всего спектра ювелирных изделий, не только из жемчуга. 

 Ювелирная фабрика "Микимото" в Токио, была одной из самых продвинутых и хорошо оснащенных для своего времени.

Однако, создание и успешное производство икуьтивированного жемчуга обвалило цены на жемчуг в Японии. И Микимото решает осваивать западный рынок. 
Первый магазин "Микимото" за пределами Японии был открыт в 1913 году в Лондоне. 

 Где тут "Микимото" я не вижу, но эта фотка приведена на сайте компании в качестве иллюстрации к факту открытия магазина в Лондоне.

Магазины за пределами Японии занимались не только продажей ювелирки, но в первую очередь им ставилась задача в пропаганде искусственно-выращенного жемчуга как достойной замены натурального. Благо к тому времени уже сложилось мнение, что культивированный жемчуг - не жемчуг вообще. Не иначе, завистники постарались.

В 1914 году Микимото открывает первую ферму устриц на Окинаве, острове Ишигаки. Постоянно теплые моря, омывающие Окинаву, и распространенные там особые виды устриц давали надежду на выращивание особо крупного жемчуга, в том числе и редких черного и золотого цветов. 
Но только в 1931 году первая черная жемчужина 10 мм диаметром была выращена на ферме острова Ишигаки. 

 Черный жемчуг (и золотой тоже) является особой гордостью "Микимото".

Микимото продолжает эксперименты и одновременно - активную агитацию за культивированный жемчуг. 
В 1927 году Кокичи в рамках своего агитационного турне по Европе и Штатам посетил знаменитого американского изобретателя Томаса Эдисона. 
Эдисон принимал японца у себя дома в Нью-Йорке. Похвастался своими успехами и поинтересовался достижениями коллеги. Микимото представил Эдисону свой жемчуг (сдается мне, подарил ему горсточку). После чего Эдисон торжественно объявил, что жемчуг, который производит Микимото - самый настоящий и даже лучше, чем настоящий.
"В моей лаборатории, - сказал американец, - только две вещи не могут быть сделаны: жемчуг и алмазы. Это настоящее чудо мирового масштаба, что теперь можно выращивать жемчуг, ранее это предполагалось биологически невозможным".

В 1930 году Кокичи Микимото был приглашен на торжественный ужин в Императорский дворец в Токио как один из 10 лучших изобретателей Японии. 

 В самом центре нижнего ряда - император Шёва (в очках), справа от него - Кокичи Микимото (седенький такой).

Чтобы доказать всем, что его компания всячески борется за качество выращиваемого жемчуга, в 1932 году Кокичи провел как сейчас бы сказали "пиар-акцию": в городе Кобе при полном собрании иностранных журналистов на глазах у них и прочей изумленной публики были торжественно сожжены несколько килограммов жемчуга низкого качества. 

 
Вот прям так, лопатами, жемчуг с мелкими дефектами поверхности засыпался в огонь. Здесь, кстати, Микимото представлен в своем облике, наиболее растиражированном в мире - котелок и черный плащ.  
Так или иначе, но уже к концу 30х годов компания "Микимото" завоевала свое место под солнцем, а сам Кокичи получил прозвище "Король Жемчуга".

После войны детище Кокичи продолжило свое победное шествие по миру. Действие патента на технологию жемчуга закончилось, но Микимото продолжал удерживать завоеванные позиции, благодаря строжайшему подходу к качеству и постоянному стремлению к новым разработкам и совершенствованию. 

 Микимото лично наблюдает за имплантацией зародыша в раковину.

Изделия компании выигрывали всевозможные международные и национальные премии качества. Компания открывала все новые магазины и представительства по всему миру. Попутно осваивая новые области приложения сил и денег (например, создание линии декоративной косметики "Микимото"). 

 Современное здание компании "Микимото" в Токио, офис и магазин.

Кокичи Микимото продолжал работать до самых своих преклонных лет. И несмотря на свой достаток (мягко говоря) вел очень скромный образ жизни.   

 
Он умер 21 сентября 1954 года в возрасте 96 лет. От старости.

К сожалению, при всех своих успехах в бизнесе, Кокичи был не очень счастлив в личной жизни. Любимая жена Умэ умерла в 1896 году, когда ей было всего 32 года. Кокичи так и не женился вновь до самого конца своей жизни.

 Бронзовый бюст Умэ из музея Кокичи Микимото.

Единственный сын, Рюзо, родившийся в 1893 году, отказался продолжать дело отца. В 20е годы, посетив Оксфорд, увлекся идеями Джона Рёскина, открыл в Токио "Рёскин-холл" в 1931 году, начал собирать коллекцию произведений Рёскина и попытался пропагандировать идеи прерафаэлитов среди токийской публики. Однако, в предвоенной Японии теорией искусств интересовались меньше всего и в 1937 году Рюзо Микимото был объявлен банкротом. Дальнейших сведений о его судьбе не слишком много, умер он в 1971 году. Судя по всему, до конца своих дней никак не поддерживая отношений с отцом.

Однако ж, с Микимото лично или без него, компания его имени продолжает оставаться мировым лидером производства культивированного жемчуга.

Так как же выращивают жемчуг в компании "Микимото"?

Прежде всего для получения жемчуга нужна устричная раковина вида "Акоя". Здоровая материнская устрица производит некоторое количество устричных же детенышей, о росте и питании которых заботятся не менее тщательно, чем о младенцах, оберегая их от любых потрясений и болезней. Прежде, чем устрица сможет заняться пестованием жемчужины, ей надо подрасти в таких вот тепличных условиях 2-3 года.

Затем наступает время подготовки ядра будущей жемчужины. Опытным путем Кокичи Микимото установил, что самым благоприятным для раковины имплантантом оказываются гладко отшлифованные шарики из створок пресноводного двустворчатого моллюска, в естественной среде обитаюшего на реке Миссисипи. 


Здесь показан процесс обработки раковин пресноводного моллюска для получения гладких шариков-зародышей. 
Понятно все вроде? Раковина нарезается сначала полосками, потом кубиками, а кубики ошлифовываются в шарики.

Зародыши могут иметь различный размер в зависимости от желаемого конечного размера жемчуга. 

 
Здесь представлен набор стандартных зародышей, используемых фирмой "Микимото" для производтсва жемчуга. Самый маленький - 3.03 мм, самый большой -  7.272 мм.

А тут показано, чем отличается натуральный жемчуг от искусственно выращенного:


Культивированный жемчуг, как правило, имеет более ровную и гладкую поверхность. Идеальная сфера - не редкость, а скорее обычная ситуация. Потому как ядро жемчужины составляет гладкую ровную бусину. 
Зародышем же натурального жемчуга может быть любой мусор, попавший в мантию моллюска. И сечение жемчужины этот мусор и показывает. И форма натурального жемчуга очень редко бывает идеальной.

Для того, чтобы уменьшить потери моллюсков при отторжении инородного тела и ускорить рост женчужины, вместе с зародышем в мантию моллюска вкладывается кусочек мантии другой ракушки. 



Тут плоховато видно, но надеюсь, примерно будет понятно. У живой устрицы отрезается край мантии (средняя часть фото). Темная половина этого края производит рост раковины снаружи, темную и грубую внешнюю поверхность устрицы. А бледно-розовая внутренняя часть обеспечивает рост перламутрового слоя внутри раковины. Вот этот внутренний слой мантии и отрезают для имплантации в устрицу, которая будет растить жемчужину (розовая полоска на крайней правой части фото).  
Эту полоску нарезают кусочками поперек. 
Делают надрез в мантии другой живой устрицы и в этот надрез, как в карман, прячут ядро жемчужины и кусочек мантии. В зависимости от размера ядра имплантируют одно, два или три ядра. К каждому ядру прилагается кусочек мантии для питания и максимально быстрого роста перламутрового слоя.

После этого издевательства устрицы помещаются в специальные проволочные сетки и опускаются в море. 


Аквариум в музее Микимото, показывающий как растут раковины в морских глубинах.

Для того, чтобы жемчужина достигла товарного вида и размера, нужно 2-3 года содержания раковин в очень ограниченных условиях. Температура воды должна быть не ниже 10 градусов Цельсия. Раковины нужно оберегать от холодных течений, хищников, штормов, роста паразитарных красных водорослей, которые способны убить устриц.

В течение этих 2-3 лет раковины регулярно поднимают на поверхность и проверяют их состояние. Погибшие раковины извлекаются из ячеек сетки.

Даже при такой нежной и почти материнской заботе около половины устриц не выдерживают присутствия постороннего тела и погибают. 


"Пирамида Микимото". 
50% раковин, в конечном итоге давших жемчуг. 
Из этого количества 5% - частично непокрытые перламутром ядра, фактически мусор. 
Около 17% - жемчуг непродажного вида, неправильной формы с серьезными дефектами поверхности. Идет на переработку. 
28% - жемчуг невысокого качества, с небольшими дефектами, но пригодный для недорогих ювелирных изделий. Этот жемчуг сдается оптом другим производителям мелких ювелирных изделий и не имеет права на фирменное название.  
И только 5% - истинный жемчуг, получающий название и покровительство компании "Микимото". То, из чего делают ювелирные изделия под именем и фирменным знаком Микимото.

"Урожай жемчуга". 


Здесь хорошо видны жемчужины самого разного качества. В том числе, и ядра, практически не покрытые перламутром.



Первоначальная сортировка жемчуга. Чисто отобрать зерна от плевел.

Дальнейшая сортировка по цвету: 


Основные цвета жемчуга, производимого в Японии: белый, кремовый, розовый, зеленый (синий), серебряный и золотой. Размеры от 3 до 10 мм.  
В более теплых водах Окинавы, Австралии, Индонезии и Филипин получают также черный жемчуг. И размеры "тепловодного" жемчуга могут достигать 20 мм.

Особая редкая разновидность ярко-розового жемчуга: 

 
Такое вырашивают только в Карибском море в особой разновидности моллюска Queen conch.

Цвет жемчуга определяется несколькими условиями. 

 
Это микро-снимок сечения жемчужины. Перламутровый слой состоит из плотно упакованных "кирпичиков" кристаллического карбоната кальция. Сами кристаллы - прозрачные и бесцветные. Тонкие прослойки белка между "кирпичиками" с микро-вкраплениями натурального пигмента устрицы и всяких постороних примесей вносят цветовое разнообразие. Общая интерференция таких слоев дает в итоге цвет самой жемчужины. Понятно, что варьироваться эти цвета могут в довольно широких границах. Самый ценный жемчуг обычно считают с ярковыраженным, чистым цветом.

Варианты цвета и форм культивированного жемчуга: 

 
Занятно, что в искусственно-выращенном жемчуге ценится так называемая "уникальность" формы, т.е. некруглая, неровная форма. Видимо, это придает выращенному жемчугу большее сходство с натуральным.

После сортировки отобранный жемчуг просверливают особым аппаратом, действующим максимально деликатно и без повреждения перламутрового слоя. 


Вот такая машинка.

После чего готовые бусинки тщательно сортируются уже окончательно для снизывания в нитки бус: 

 
Такие вот бусики-бусики.

Ну, и на закуску несколько фото самых известных ювелирных произведений компании "Микимото".

 
Пятиярусная пагода, копия пагоды храма Хорю-джи в Киото. 
Была впервые представлена в 1926 году на Международной выставке в Филадельфии. 
Содержит общим числом 12760 жемчужин. Отреставрирована в 1993 году.

Брошка-трансформер: 


Была представлена в 1937 на Международной выставке в Париже.Тогда же была продана и на некоторое время исчезла из поля зрения. В 1989 году была выставлена на аукционе в Нью-Йорке, где ее и приобрели нонешние владельцы компании. 
Брошка эта знаменита прежде всего тем, что состоит из некоторого набора деталей, которые могут соединяться по-разному, давая 12 различных украшений, брошек разного типа, пряжек для пояса, браслетов, шпилек и даже колец. 

 
Схема, показывающая трансформации брошки "Колесо стрел" (оригинальное название "Ягурума").

Копия американского "Колокола Свободы". 


Представлен в 1939 году на Международной выставке в Нью-Йорке. 
12250 жемчужин, 366 алмазов. 
Немедленно получил прозвище "Миллион-долларовый колокол".

Королевские короны, которые никогда не носил ни один король. 


"Жемчужная корона Микимото", 1978 год. 
872 жемчужины, 188 алмазов (по 0.1 карата), золото.

И вторая: 


"Жемчужная корона Микимото - 2", 1979 год. 
796 жемчужин, 17 алмазов (по 0.1 карата), золото.

Совсем свеженькое: 


2002 год. Корона для победительницы конкурса красоты "Мисс Вселенная-2002".

Красивые картинки и старые фото надерганы с сайтов компании "Микимото" и острова-музея компании "Mikimoto Pearl Museum". 
Паршивые картинки сделаны лично мной в этом самом музее. 



Отдельные японские личности, Вещи и их история, Этнографическое, Псевдо-научные трактаты

Previous post Next post
Up