Тэрадая

Dec 12, 2009 15:36



В прошлое воскресенье как-то спонтанно забежали в Тэрадаю. Раз уж это святое для каждого фаната Бакуматсу место у нас под боком, то пора было бы и наведаться наконец. За семь-то лет!

Под катом будет некоторое количество фоток (около четырех десятков) и слов, как моих, так и честно скопированных из разных интересных мест по теме, подсказанных нежно уважаемой мной _chimera_ - большим спецом по части Бакуматсу и отдельных темных личностей того времени.
Поскольку вылазка была незапланированной, то из фотиков под рукой оказалась только "мыльница". Ну, и фотки потому малоприглядные. И поскольку в теме я разбираюсь фигово (не фанат я Бакуматсу вообще и Сакамото Рёмы в частности), то фотала как-то на редкость бессистемно и бестолково. Но обнаружила это много позже, когда стала пытаться сложить все картинки в некое подобие рассказа.


В общем, кого не смущает все вышеизложенное - прошу под кат. А кому-нибудь может показаться просто любопытным посмотреть, как выглядела обычная гостиница-постоялый двор при большой дороге из Киото в Осаку полторы-две сотни лет назад.


Самым занятным для меня оказалось то, что гостиница все еще действующая. Т.е. в ней можно остановиться на ночь: с 5 часов вечера до 9 часов утра следующего дня. А в промежутках, с 10 до 17, она работает как музей.
Кажется, только в конкретно Рёминой комнате нельзя ночевать. Но я и сама не рискнула б: а вдруг там привидения водятся?



Это улица в Фушими. Справа, как видите, вполне себе современные стандартные постройки. А слева - та самая Тэрадая. Кучка народа толпится как раз напротив входа.

Большой фонарь на углу гостиницы с гербом и названием заведения.


Вид на парадный фасад и вход.


Теперь представьте себе, что никаких стекол и тем более - люминисцентных ламп, нет. И вы получите вид этого здания двести лет назад.
Два этажа. Нижний - практически глухая стена или окна, закрытые частыми деревянными решетками. Верхний этаж по периметру окружен узкой галереей (не весь, половина примерно). От солнца и любопытных взглядов внутренность второго этажа закрывают занавески-циновки сударэ из мелкого бамбука-саса и двери-ставни сёдзи, оклеенные бумагой. Типичнейший городской стиль Киото времен Эдо.
Вот на той рыжей деревянной табличке с крышей (побольше которая) написано такое:


Написано, думаю, понятно. Но если кому влом, то примерно так: "В апреле 1862 года господа патриоты про-императорской фракции, принадлежавшие к клану самураев из Сатсумы, в количестве 9 человек были изранены и убиты при выяснении тонкостей политического момента. В этой самой гостинице. Тридцать с лишним лет спустя в скверике рядом с гостиницей был установлен памятник этим патриотам, на котором выбито посвящение, написанное принцем Арисугава-но-мия Тарухито".
Вот этот памятник:


Вон та позеленевшая от времени стелла на заднем плане посвящена погибшим сатсумским самураям.
А фигура на переднем плане - Сакамото Рёма, тесная связь которого с гостиницей меня в первую очередь и интересовала.

Поскольку в дружной секте фанатов Бакуматсу не имею чести состоять, то приходится довольствоваться крошками с чужого стола.
Вот цитата из форумной записи, ссылкой на которую _chimera_ со мной и поделилась:
22 января 1866 года провинции Сацума и Чошу (или Тёсю) заключили тайный союз против сёгуната. А 23 автор этого союза Сакамото Рёма с коллегой-заговорщиком Миёши Шинзо свалился отпраздновать успех в свою любимую харчевню Терада-я. И был крайне - и неприятно - удивлен, застав там целую свору единомышленников, уже занятых тем же. Рёма с приятелем поднялись наверх, остальные продолжали гулять внизу, а служанка Орьо, из-за которой Рёма и любил это место, отправилась в баню отмокать и приводить себя в порядок. И поскольку баня находилась на другой стороне здания, она как раз первой услышала, что к харчевне приближаются солдаты. Вылетела из чана с горячей водой и кинулась вверх по лестнице, предупредить. Надо сказать, что само это действие подарило людям наверху не меньше минуты, потому что увидев через окно на освещенной лестнице совершенно голую очень красивую девицу, господа из местной милиции встали как вкопанные. Очнулись, выломали дверь, и человек 20 кинулось вверх по той самой лестнице.
И легли они там в полном составе - потому что Рёма к тому времени научился довольно быстро перезаряжать свой контрабандный Смит-Вессон, а его спутник был достаточно хорошим фехтовальщиком, чтобы его на это время прикрыть. К тому времени, внизу уже затихло. Миёши Шинзо хотел спуститься вниз, поискать еще противников, но Рёма сказал, что у него осталось всего четыре патрона, и надо уходить. Они выломали перегородку, спрыгнули с третьего этажа на склон и ушли. И только на полдороги к представительству Сацума в Киото (все провинции были обязаны иметь представительства в старой и новой столицах) выяснилось, что Рёма довольно основательно ранен.
У ранения были забавные последствия - полагая, что он может умереть, Рёма откупил Орьо у хозяйки гостиницы и немедленно на ней женился, а Сайго Такамори, опасаясь того же, настоял, чтобы Рёма с женой поехали в Сацума, к горячим источникам в горах Киришима. Сера помогла - и эта поездка считается первым медовым месяцем в истории Японии.

История эта пошла сильно на пользу Терада-я - туристам до сих пор показывают "сливовую комнату" с царапинами от пуль и зарубками от мечей на стенах. Как сказал праправнук хозяйки "Взяв на работу Орьо, прапрабабушка обеспечила будущее семьи."


Понятно, что оставить без внимания такую романтическую историю я никак не могла. Раз уж место действия находится в 15 минутах езды на велике.
Приехав на место и обнаружив, что в гостинице этажей всего два и третьего никогда не было (да и не могло быть: не рассчитаны эти здания на три этажа, уж больно конструкция хлипкая, даже без учета всяких землетрясений), решила было, что это неплохой повод поизгаляться над современными мифотворцами.
Однако ж, тут сработало "правило 13го удара" (13й удар часов не только порождает сомнения в истинности самого 13го удара, но заставляет сомневаться в истинности предыдущих двенадцати). И как мне ни было лениво, пришлось лезть в глубины Интернета на предмет поиска подробностей.
Про самого Сакамото Рёму рассказывать смысла нет. Про него написано и снято кучи всего, как и откровенного "мыла", так и вполне серьезных исследований из раздела "роль личности в истории". Короче, без этой личности истории Японии последних 150 лет не сложилось бы или сложилось совсем-совсем иначе.

Меня же, как даму неумеренно романтическую, заинтересовала короткая история любви Сакамото Рёмы. Всего-то три года, но каких!
Первый раз Сакамото Рёма встретил прелестную служанку постоялого двора Тэрадая в мае 1864 года.



Фото, найденные в Интернете. Слева - Сакамото Рёма, справа - Нарасаки Рё (больше известная под именем О-рё).
В 1864 году ей было 23, ему - 28.

Судьба О-рё до встречи с Рёмой могла бы послужить основой для душещипательного романа. Старшая дочь Нарасаки Рёсаку, небогатого самурая, по совместительству - врача, из клана Чошю. В семье кроме О-рё было еще две девочки и два младших мальчика. Девочки воспитывались в соответствии с представлениями о хорошем воспитании конца эпохи Эдо: изящные манеры, каллиграфия, икэбана, чайная церемония и т.п.
В 1862 году, вскоре после инциндента с Ии Наосуке, отец О-рё умер, не оставив своей семье практически ничего. Сначала был продан дом и все, что подороже. Потом в ход пошло все, что только можно было продать: кимоно поприличнее, домашняя утварь и мебель. Для того, чтобы готовить еду для семьи (даже при таком раскладе питались они один раз в день), приходилось одалживать посуду у соседей. Младший сын Кэнкичи, которому было всего 5 лет, был отдан в один из храмов Киото младшим служкой.

Самая младшая и самая красивая из трех дочерей Нарасаки Рёсаку, 12-летняя Кими, была продана в Шимабару как майко. Посредник, помогавший при продаже младшей, без ведома матери и старшей дочери вывез среднюю, 16-летнюю Митсуэ, в Осаку. Видимо, с целью продать в тамошний "веселый квартал" и ее. О-рё, которой в то время было 22, одна поехала в Осаку, нашла там негодяя и потребовала, чтобы он вернул ее сестру. Мерзавец продемонстрировал девушке свои татуировки и попытался запугать ее, угрожая убить. Но О-рё была настолько полна решимости, что в конце концов злодею пришлось-таки уступить и вернуть сестру.

Видимо, после этого эпизода О-рё и устроилась работать служанкой в Тэрадаю. Хорошие манеры и привлекательная внешность девушки пришлись весьма кстати.


Холл у входа в гостиницу. Все в портретах Сакамото. В дальнем правом углу, куда ведет белый пунктир, нарисованный на полу, располагается основная лестница на второй этаж.


Портреты Рёмы на всех стенах. Понятно, что в 1860-е их не было.

Тэрадая была основана фермером из деревни Тэрада, Исукэ, в конце 18го века. Во время, о котором тут идет речь, гостиницей владел Исукэ 6й, пра-пра-пра-правнук того первого Исукэ из Тэрады. Но реально заправляла всем в гостинице его жена, Отосэ.


Ряд старых фотографий в гостинице. Крайняя справа - портрет Отосэ, хозяйки гостиницы в середине 19го века. Ну, а крайнюю слева даму вы, думаю, легко узнаете. В центре - фотография О-рё в конце ее жизни.
Гостиница располагалась не только в удобном для бизнеса месте, на пересечении сухопутного и речного путей из Киото к морю, но и неподалеку от представительства провинции Сатсума в Киото. Хозяйка гостиницы весьма сочувствовала патриотам-сатсумцам и заведение превратилось фактически в филиал представительства. И все сатсумские патриоты-бунтовщики предпочитали столоваться именно в Тэрадае.


Одна из комнат гостиницы на втором этаже.

План гостиницы Тэрадая, какой она была в середине 19го века. Кликабельно для детального рассмотрения.

В этой гостинице (как, впрочем, и в остальных времен Эдо) нумера обозначались не номерами, а названиями деревьев, цветов и прочего растительного мира.



Фонарь в стене холла второго этажа. На бумажке написано "Не лапайте, пожалуйста".

Видимо, из-за близости хозяйки к сатсумским бунтовщикам в Тэрадае и оказался однажды прекрасным вечером Сакамото Рёма.



Тоже одна из комнат на втором этаже. За левой стеной находится любимая комната Рёмы, сливовая, где он обычно останавливался. Мое семейство тут для масштаба. Оцените размеры комнатки (примерно 5-6 кв.м.) и высоту притолок. Муж у меня не очень высокий, всего 175. И упирается головой в верхнюю планку. Покрупнели японцы за последние стописят лет, а?

Первое, на что молодые люди обратили внимание (помимо привлекательной внешности друг друга) - совпадающие канджи имен:
Рёма - 龍馬, О-рё - お龍. Канджи 龍("дракон") - оказалась общей для обоих.
"Это судьба", - решили Драконо-конь Рёма и Дракон О-рё. И два Дракона ударились в любовь.


Сливовая комната. Вид на галерею. Справа - токонома, парадный угол, где опять-таки портреты и сатуи Рёмы в ассортименте.

Не смотря на все свои нежные чувства к прекрасной О-рё, Рёма не спешил жениться. Ни дома, ни какого-либо постоянного пристанища у него не было. И заводить их в ближайшее время он не собирался: не до того. Из своей семьи он поддерживал отношения с сестрой Отомэ и старой своей нянькой. Именно им он и писал об О-рё и своих чувствах к ней и просил содействия и поддержки для О-рё.

Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

23 дня 1го месяца 2го года Кэио (по старо-японскому лунному календарю) или 8го марта 1866 года (по грегорианскому) Сакамото Рёма с товарищем Миёши Шинзо отдыхали от трудов праведных в гостинице Тэрадая.
Около половины девятого вечера оба самурая поднялись в любимую Рёмой комнату, где он обычно останавливался, на втором этаже после принятия ванны. На обоих самураях были только юкаты - пижамного типа кимоно, практически хлопковые халаты. В сливовой комнате для гостей уже были приготовлены футоны и расстелены одеяла.


Галерея второго этажа. Узенькая, всего сантиметров пятьдесят. Понятно, что стекол во времена Рёмы в окнах не было.



Вторая, черная, лестница Тэрадаи. Ведет со второго этажа (прямо напротив комнаты Рёмы) к туалетно-банной тыльной части дома. Красный огнетушитель приставлен к внешней стене ванной комнаты.

Освободившуюся после гостей ванну по обычаям того времени заняла О-рё.


Та самая ванна о-фуро, где сначала плескались гости гостиницы, а потом - прислуга.



Зеркало на полке в углу ванной комнаты.

Позже Рёма описывал события того дня в письме к своей сестре Отомэ:
"Мы поднялись на второй этаж и собирались было лечь спать, когда снизу вдруг донеслись подозрительные звуки, словно большая группа людей топала ногами прямо под нашей комнатой".
(Тут надобно отметить, что звукоизоляция в домах подобного типа, где стены частично дощатые, частично - бумажные, практически равна нулю.)
"В этот момент снизу по лестнице вбежала та женщина, о которой я уже писал тебе. И крикнула "Осторожно! Внизу толпа людей, у них пики и они собираются подняться по главной лестнице!"
Была ли О-Рё голышом или успела прихватить хотя бы полотенце - ничего не сказано. Понятно, однако, что увидеть нагую девушку не мог никто, кроме Рёмы и его приятеля. Черная лестница - абсолютная глухая, безо всяких окон.
Однако, предупреждение О-рё подарило Рёме и Шинзо пару минут до атаки врагов. Они успели нацепить штаны-хакама прямо поверх юкат и подготовить оружие: у Рёмы было два шестизарядных "Смит энд Вессон", не считая обычной пары мечей, и у Шинзо - пара мечей.


Токонома в сливовой комнате с портретами Рёмы и мечами (не знаю, настоящие или имитация).
Проход слева - типа, дверь, через которую атакующие пытались достать Рёму с товарищем при помощи пик. Позже Рёма выломал перегородку в соседнюю комнату, где и кучковались неприятели, и заварушка закипела со страшной силой.
Рёма разрядил оба пистолета в толпу нападающих, заставив их отступить. Шинзо прикрывал его с тылу как мог.
Видите на снимке сверху маленькую белую табличку на столбе около двери?
Вот оно поближе:


Утверждают, что это след пули от "Смит энд Вессона" Сакамото. Мне, правда, совершенно непонятна траектория пули, сделавшей такую дырку. То ли Рёма пугал атакующих, то ли атаковали они на карачках.
Не смотря на защиту Шинзо, одному из атакающих удалось достать Рёму своей пикой, разрезав основание большого пальца на левой руке Рёмы и указательный палец до кости. Кроме того, порезана была и правая рука Рёмы.
Заметьте, что дело происходило практически в темноте, освещенной только парой масляных ламп, и среди расстеленных одеял. Одеяла к этому времени были покрыты кровью, по углам корчились те, кого удалось подстрелить Рёме и порезать его соратнику.
Короче, ад кромешный.


Табличка, отмечающая след от меча. То ли Рёминого, то ли Шинзо, то ли вообще кого из недругов. Это столб двери в соседнюю комнату со сливовой.
Атакующие временно отступили и Рёма попытался перезарядить пистолеты. Но выронил магазин и тот немедленно провалился в кучу окровавленных одеял. Искать его в темноте, когда атака может повториться в любой момент, не было смысла. Рёма и Шинзо выскочили на галерею второго этажа и оттуда спрыгнули во двор гостиницы.


Двор гостиницы. Галерея сверху - как раз вдоль Рёминой и соседних комнат.
Обнаружив, что все противники собрались внутри дома около главной лестницы или возле главного выхода, на улице, Рёма и Шинзо ломанулись через забор в соседний дом, прошли этот дом насквозь, раскидывая все, что попадалось на пути, и вывалились на соседнюю улицу. Где и помчались, сколько было сил, в сторону предствительства Сатсумы. Пробежав пять кварталов, Рёма понял, что больше нет сил: бежали они босиком, как выбрались из гостиницы, в расхристанных и залитых кровью юкатах. К тому же раны Рёмы, хоть и не серьезные, сильно кровоточили. В общем, Рёма схоронился в темном углу, а Шинзо добежал-таки до Сатсумского штаба и привел с собой людей, которые помогли Рёме добраться до безопасного места.


Нонешний житель Тэрадаи. Интересно, как его зовут?

В общем, после этой бучи, буквально через несколько дней, Рёма и О-рё были мужем и женой. А 14-го апреля молодых вывезли из Киото в Кагошиму, сердце Сатсумы. Где оба были в полной безопасности, и пока Рёма залечивал раны, их никто не беспокоил. Медовый месяц, короче.

В письмах к сестре Рёма описывает беззаботное времяпровождение среди горячих источников в обществе своей молодой жены.

Медовый месяц закончился новыми экспедициями и договорами, новыми проблемами и боями. И то немногое время, что им еще оставалось, Рёма и О-рё имели возможность видеться не так уж часто.

А в декабре 1867 года Сакамото Рёма вместе с Накаока Шинтаро были убиты в Киото неизвестными и по сей день личностями. Вину за это приписали Шинсенгуми, но уже много позже стало известно, что они тут непричем.
Похоронен Сакамото Рёма на кладбище храма Рёдзен Гококу Джинджя.



Таблички-эма во дворе гостиницы Тэрадая, посвященные духу Сакамото Рёмы.

Какое-то время О-рё жила в семье своего погибшего мужа, вместе с его сестрой Отомэ. В возрасте 30 лет вышла замуж за купца Нишимура Матсубее, который был намного старше ее. Часто выпивала. Напившись, кричала Нишимуре "Я - жена Сакамото!" и обливала его остатками саке.
В 1874 году, в возрасте 34 лет родила сына, Нишимура Тсуру, который умер в возрасте 17 лет.
Судя по всему, последние годы жизни О-рё были безрадостны. Умерла она 15 ноября 1906 года в возрасте 66 лет. Говорят, именно от алкоголизма.
Похоронена в Киото, рядом со своим первым мужем Сакамото Рёма.


Памятник Рёме и О-рё в Кагошиме.

Бакуматсу, Отдельные японские личности, Этнографическое, Дома японские

Previous post Next post
Up