10 марта 1980 года состоялась премьера фильма Эльдара Рязанова «Гараж», наряду с другими его комедиями прочно вошедшего в классику советского кинематографа. Только в год проката картину посмотрели 28,5 миллионов человек. «Гараж» до сих пор остаётся одним из тех фильмов, которые мы все любим и знаем практически наизусть. Здесь представлены интересные факты из истории его создания.
Идею фильма режиссёру подбросила сама жизнь. Побывав на заседании настоящего гаражного кооператива сотрудников Мосфильма, Рязанов был настолько потрясён, что не смог не отразить увиденное и пережитое в сценарии.
Много лет спустя, в своей книге «Грустное лицо комедии, или наконец подведённые итоги», Рязанов писал: «Я приехал домой после собрания как оглушённый, ведь среди присутствующих было много моих знакомых, которых я считал порядочными. Но там я увидел сборище людей, лишённых совести, забывших о справедливости, людей равнодушных и трусливых. Как будто вдруг спали маски благопристойности, обнажив уродливость лиц».
Однако ещё больше расстроила режиссёра собственная реакция на реальные события, аналогичные разворачивающимся в фильме - поддавшись коллективному настрою, он не заступился за тех, кому пришлось «добровольно-принудительно» лишиться заветных гаражей. Так в фильме появился персонаж профессора Смирновского, олицетворяющий самого Рязанова, совесть которого хоть и ближе к концу фильма, но всё-таки заговорила.
Помимо этого, сам Эльдар Рязанов, как и некоторые его коллеги-режиссёры любящий сниматься в своих фильмах в эпизодических ролях, в «Гараже» играет начальника отдела насекомых, который проспал всё собрание на чучеле бегемота и в итоге получил таки «несчастливый билет». Так режиссёр как бы наказал самого себя за слабость, проявленную на настоящем собрании.
В качестве идеи для декораций к «Гаражу» был выбран зоологический музей, превратившийся в НИИ «Охраны животных от окружающей среды». Однако сами съёмки проходили не в настоящем музее, а в павильоне Мосфильма.
Также многие считают, что чучела животных намекают на не совсем человеческое поведение героев картины, хотя основная причина такого выбора всё же состоит в том, что Рязанов понимал, что «картинку» фильма, всё действие которого происходит в одном замкнутом помещении, надо как-то разнообразить.
Работа над фильмом шла в довольно необычном режиме - все сцены «Гаража» снимали в хронологическом порядке, а съёмочный период длился всего 24 дня. Для того чтобы уложиться в такие сроки, снимали одновременно тремя камерами, и актёрам, которые никогда не знали, кто из них в итоге окажется на первом плане, приходилось постоянно играть в полную силу, ни на минуту не выходя из роли.
А происходило всё это потому, что Рязанов традиционно хотел снимать только лучших актеров, которых надо было буквально «отпрашивать» из театров - максимум на месяц.
Актёров Рязанов старался подбирать так, чтобы они и в жизни были похожи на своих героев. Например, роль младшего научного сотрудника и матери-одиночки Елены Малаевой он писал специально под Лию Ахеджакову, зная о свойственном ей обострённом чувстве справедливости. Правда, это даже немного напугало в то время только начинавшую набирать популярность актрису.
А вот Валентин Гафт, напротив, попал в «Гараж» совершенно случайно. Хотя председателя правления кооператива и звали так же, как актёра - Валентин - в этой роли Рязанов изначально видел Александра Ширвиндта, который на роль утвердился, но, к сожалению, так и не смог найти время для фильма в плотном театральном графике.
И только когда съёмки уже начались, Лия Ахеджакова предложила Рязанову обратить внимание на Гафта, по счастливой случайности снимавшегося в это время в соседнем павильоне Мосфильма.
Кстати, это не единственная «счастливая случайность», связанная с актёрами «Гаража». Ольга Остроумова, игравшая дочку профессора Смирновского, случайно зашла к Рязанову в поисках кого-нибудь, кто мог бы помочь ей устроить ребёнка в детский сад. С детским садом режиссёр помочь не смог, а вот роль в фильме, после которой карьера актрисы пошла вверх, дал.
Но и на этом везение не заканчивается - именно на съёмочной площадке «Гаража» Гафт и Остроумова нашли… друг друга! Правда, Ольга в то время была замужем за Михаилом Левитиным, а сам Гафт - женат на балерине Инне Елисеевой. И только спустя 20 лет, пригласив Ольгу на свидание, он признался, что влюбился в неё ещё тогда, на съёмках «Гаража». В 1996 году актёры поженились.
Интересная история связана и с Андреем Мягковым, которому в «Гараже» досталась роль лаборанта Хвостова, напрочь лишённого голоса. Сам Рязанов признавался, что таким образом решил отомстить актёру.
Дело в том, что ещё за несколько лет до съёмок «Гаража» Мягков имел неосторожность нелестно отозваться о стихах Рязанова «У природы нет плохой погоды…», ставших словами к песне из «Служебного романа». Режиссёр предпочёл скрыть своё авторство, выдав сочинение за произведение английского поэта Уильяма Блейка. Всем стихи понравились, а вот Мягков решил, что они недостаточно изящны, за что в следующем фильме Рязанова и поплатился голосом.
Несмотря на невероятную харизму и дар убеждения Рязанова, нашлись и актёры, наотрез отказавшиеся от ролей в «Гараже». Так, Алла Демидова не захотела играть хамоватую директрису рынка Кушакову (эта роль в итоге досталась жене Мягкова - Анастасии Вознесенской), а Вячеслав Тихонов не захотел играть профессора Смирновского, потому что не верил, что такой «антисоветский» фильм сможет вообще выйти на экраны.
Впрочем, такие опасения возникли не только у Тихонова. Сам Рязанов понимал, что «Гараж» показывает советское общество далеко не в самом приглядном свете. И уверенности в том, что картина сможет пройти процедуру сдачи в Госкино, не было ни у кого. Но тут «Гаражу» неожиданно повезло. Буквально накануне сдачи картины состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Брежнев потребовал беспощадно критиковать общественные недостатки. И оказалось, что «Гараж» как раз как нельзя лучше отвечает на новый призыв партии.
Публика приняла картину «на ура» - ещё бы, такой звёздный состав актёров и нетривиальный для того времени сюжет! Но были и другие мнения. Например, исполнительнице роли заместителя директора НИИ Ие Саввиной «Гараж» очень не понравился, о чём она, не стесняясь в выражениях, сообщила Рязанову прямо на премьере, глубоко обидев режиссёра.
«Мне бы очень хотелось, чтобы «Гараж», который сфокусировал наши недостатки, устарел как можно скорее», - признаётся Эльдар Рязанов. - «Здесь мои гражданские чувства преобладают над эмоциями художника, для которого естественно желание, чтобы его творение жило как можно дольше. Но - увы! - «Гараж» по-прежнему зеркало нашей неприглядной жизни…»