ДЕЛО КУЧМЫ: ОПЯТЬ БЕЗ ШАМПАНСКОГО?-1

Jun 24, 2012 17:07

Ольга Загульская

Прошлым летом, когда Печерский райсуд Киева удовлетворил иск Леонида Кучмы о признании незаконным закрытия уголовного дела против Николая Мельниченко, возбужденного 4 января 2001 г., и направил его в Генпрокуратуру для возобновления досудебного следствия, я, проанализировав обстоятельства и факты, не разделила оптимизма президента относительно того, что теперь будут устанавливаться настоящие заказчики убийства Георгия Гонгадзе («2000», «Дело Кучмы: рано пить шампанское», 15.07.11).



Прошел год. Лицо, обвиняемое в разглашении государственной тайны, подделке документов и в превышении власти и служебных полномочий, разгуливает по Европам и Америкам, без каких-либо действенных претензий с украинской стороны. Будучи объявленным в розыск и с мерой пресечения в виде ареста (согласно интервью главы СБУ Игоря Калинина «Интерфакс-Украина», 24.03.12), Мельниченко, тем не менее, не числится среди клиентов Интерпола. А президент Украины, обвиненный на основе предоставленных им материалов, все так же в поле зрения Генпрокуратуры и она ищет всевозможные пути, чтобы продолжить его уголовное преследование.

31 мая коллегия судей судебной палаты по уголовным делам Высшего специализированного суда Украины (ВССУ) перенесла рассмотрение кассационной жалобы прокурора на постановление Печерского райсуда Киева об отмене постановления о возбуждении уголовного дела против второго президента Украины по обвинению в превышении власти и служебных полномочий, которые привели к убийству журналиста Георгия Гонгадзе. Вопреки ожиданиям Леонида Даниловича последний день весны 2012 г. так и не стал последним днем его уголовного дела.

По словам председательствующего судьи Михаила Вильгушинского, тут же растиражированным всеми СМИ, слушанья продолжатся 26 июля. Этот же день фигурировал в письменном уведомлении, в котором расписывались адвокаты Николая Мельниченко Николай Недидько и Павел Сычов («УП», 1.06.12).

Но, заглянув на сайт ВССУ, все с удивлением увидели, что следующее судебное заседание состоится месяцем ранее, 26 июня. Эта же дата стоит в повестках, которые позже получила защита беглого экс-майора.

Плоды июльской жатвы

Анализ политического контекста показывает, что когда бы ни рассматривалась кассационная жалоба Генпрокуратуры по делу Кучмы, получаются неплохие дополнительные политические дивиденды.

А о том, что под последнюю и решающую судебную инстанцию подбирается максимально комфортное время, красноречиво говорят сроки, в которые ГПУ реагирует на решение судов, упраздняющих постановление о возбуждении уголовного дела против него.

На решение Печерского райсуда Киева от 13 декабря 2011 г. апелляция ГПУ поступила уже 19 декабря. Кассация на решение Апелляционного суда Киева от 20 января 2012 г., которое оставило в силе решение Печерского райсуда, была подана почти через 4 месяца.

Да и процесс над Пукачем все время подстраивается под некое событие и то ускоряется, то замедляется в связи с уровнем перспективы его достичь.

Итак, чем могло бы разродиться удовлетворение прокурорской жалобы 26 июля? Этот день приходится на середину лета, связанную с максимально высоким уровнем отстраненности общества от политики и событий, происходящих в этой сфере. Из-за старта в августе парламентской избирательной кампании и сокращенного до трех недель отпуска, большинство политических игроков гарантированно будут находиться за пределами Киева или даже Украины, и всепоглощающе наслаждаться последними днями отдыха. На это же время традиционно приостанавливают работу многие ведущие печатные СМИ.

А политическая тишина, как показал опыт, - необходимое условие успеха. Рабочее состояние политиков и журналистов, на которое припало возбуждение уголовного дела весной 2011 г., повлекло за собой коллективные депутатские обращения к Генпрокурору, заявления общественных деятелей и организаций, глубокий и разносторонний анализ каждого шага сотрудников ГПУ и субъектов процесса в прессе. Пришлось не только попридержать свою прыть, но и закрыть несколько ведущих направлений работы (например, использование в качестве надлежащего и допустимого доказательства «пленок Мельниченко» и его показаний в суде).

Зашаталась и придуманная мотивация совершения преступления. Мотив - убийство Гонгадзе по приказу Кравченко, начитавшегося критических статей журналиста о власти (постановление о возбуждении уголовного дела против Алексея Пукача от 4.09.10, «УП», 16.09.10), сменившийся позже мотивом - убийство по приказу Кучмы, возмущенного содержанием критических публикаций о себе (постановление о возбуждении уголовного дела против Кучмы от 21.03.11, «УП», 30.03.11), 30 августа 2011 г. дополнился мотивом личной мести Пукача Гонгадзе как американскому шпиону и организатору государственного переворота.

Такой неожиданный для многих поворот в толковании причин совершения преступления явился следствием возникших проблем с закреплением за Юрием Кравченко вины. В случае неудачи в этом направлении фактор мотива сохраняется за счет того, что в то время руководитель «наружки» действовал сам по себе.

Конец июля - это и отпускное время президента. А все самые взрывные события в жизни страны имеют обыкновение совершаться в его отсутствие в столице: первые дни уголовного дела Кучмы припали на восточно-азиатское турне, арест Тимошенко - на отдых у Черного моря, взрывы в Макеевке 20 января 2011 г., - на визит в Японию, серия взрывов в Днепропетровске 27 апреля сего года - на рабочую поездку в Крым.

Пребывание главы государства вдали от рабочего кабинета и в оторванности от обычных контактов предоставляет организаторам происшествий некую свободу действий. Они получают возможность попридержать вмешательство правоохранителей и затереть следы, насадить виденье проблемы в необходимом ракурсе и предложить нужные безальтернативные способы ее разрешения.

Кроме того, ясно, что отсрочка с рассмотрением кассации до 26 июля, а тем более удовлетворение ее - не самый лучший фон для баллотирования Леонида Кучмы в кандидаты в депутаты, чего он не исключал, отвечая на соответствующий вопрос журналистов. И не только его самого, но и его зятя Виктора Пинчука.

О том, что не допустить их обоих к гонке важно, свидетельствует реакция рупора ГПУ по «делу Гонгадзе» - газеты «День»: «Покончить с этим делом и со спокойной душой выдвигаться на выборах не вышло» («Кучму «подвесили…», 01.06.12). Муж главреда Евгений Марчук, напомним, небезосновательно подозревается в причастности к тайной прослушке кабинета Кучмы, а посему в последнее время демонстрирует не присущую ему ранее полную солидарность с позицией Генпрокуратуры.

Для ряда стратегов из Партии регионов и Леонид Кучма, и Виктор Пинчук - чуждые элементы, никак не вписывающиеся в составленную ими карту-гипотезу победителей по мажоритарным округам. Ведь даже

войдя в пропрезидентскую депутатскую группировку, они останутся самодостаточными и самостоятельными политическими игроками, рассудительно подходящими к регулирующим жестам Михаила Чечетова или его сменщика. И уж тем более не будут подчиняться теневым руководителям парламентского процесса.

Участие Кучмы в выборах, к тому же, будет восприниматься как свидетельство его невиновности, что идет вразрез с обязательствами по вынесению ему обвинительного приговора.

Что касается Виктора Пинчука, то и он, как оказалось, в решении этой задачи существенная помеха. Всемирно известный адвокат, его публичные выступления с оценкой уголовного дела, статьи в прессе, документальный фильм и другие мероприятия - все это может повториться и с тем же исходом.

Поэтому как-то не верится, что Алексей Подольский, как и фотокорреспондент «Дня» чисто случайно оказались у входа в Высший специализированный суд в то время, когда из него выходил Пинчук.

Больше похоже на то, что Виктора Михайловича туда зазвали намеренно. Чтобы он попался на глаза Подольскому и в журналистский кадр подвешенного на крючок издания, а Мирослава Гонгадзе получила повод подать заявление в Генпрокуратуру о давлении на суд со стороны влиятельного родственника обвиняемого, что, помимо имиджевых потерь для него, чревато возбуждением уголовного дела.

Бдительность охранников не позволила получить желаемое фото. Мирославе пришлось довольствоваться оглашением соответствующих намерений со страницы в Facebook. И ждать, когда будут легализированы материалы скрытой съемки, или пока Пинчук снова не попадет в какую-нибудь ловушку.

Обвиненному в давлении на суд Пинчуку труднее было бы развернуть активность по защите своего тестя, в первую очередь на международной арене, что существенно облегчает ход судебного процесса. Кто будет считаться с тем, что говорят украинские адвокаты и политики и пишет отечественная пресса?!

Ну а если политическая конъюнктура вновь сложится так, что уголовное преследование Кучмы придется приостановить или даже завершить, хотя бы будет возможность отыграться на малом - объяснении фиаско подкупом судей. Артподготовка в этом направлении была проведена еще при первой презентации его дела. Мало какое интервью Мельниченко обходилось без пресловутых 25 млн. долларов, которые семья президента якобы готова заплатить или заплатила за удовлетворительное судейское решение. Пинчук в здании суда за час до слушания дела его тестя - задел для продолжения разговоров на эту тему в этом году.

Муссирование темы подкупа судей - это, кроме того, серьезный инструмент давления на людей, вершащих правосудие. Им, по сути, заранее рисуют перспективу в случае положительного для президента судебного решения - быть обвиненным во взяточничестве в особо крупных размерах.

Продолжение следует

Тимошенко, Кучма

Previous post Next post
Up