ДЕЛО КУЧМЫ: ОПЯТЬ БЕЗ ШАМПАНСКОГО?-2

Jun 24, 2012 16:59



Ольга Загульская

Неожиданная преграда

Приняв во внимание перечисленные выше обстоятельства, можно допустить, что 26 июля, как дата рассмотрения кассации по делу Кучмы, не оговорка судьи, она до определенного времени существовала в планах.



Но в первой половине мая Европа под впечатлением насильственной транспортировки Тимошенко в больницу, синяков на ее теле, голодовки, объявленной ею в знак протеста против принудительной госпитализации, и ее фотографий после почти 20-дневного воздержания от приема пищи, сменила увещевательную манеру общения с украинской властью на ультимативную.

Лидеры 13 стран отказались приехать в Украину на саммит глав государства Центрально-Европейской инициативы. Депутат Европарламента Марек Сивец заговорил о возможной дипломатической изоляции Украины, глава шведского МИДа Карл Бильд не исключил применения санкций Евросоюза. 14 мая на официальном сайте посольства США в Украине появилось заявление правительства США с призывом освободить Тимошенко из тюрьмы.

16 мая ожидалось посещение Тимошенко содокладчиками ПАСЕ по мониторингу Украины Майлис Репс и Мариэттой де Пурбе-Лундин, прибывающих с целью оценки реализации Резолюции этой организации о функционировании демократических институтов в Украине.

Под угрозой оказалась святая из святых для власти - финал европейского чемпионата по футболу. Представительство Европейского Союза в Украине, а также высокие представители ряда европейских стран (Швеции, Бельгии, Нидерландов, Австрии, Италии, Испании) заявили о намерении не посещать Украину во время матчей Евро-2012. Обсуждение вопроса бойкота футбольного чемпионата попало в повестку дня заседания Совета иностранных дел ЕС, назначенного на 14 мая. Депутат Европарламента от Великобритании Чарльз Теннок призвал футбольную сборную своей страны требовать перенесения ее матчей с Украины в Польшу.

Дело начало набирать нешуточные обороты. Посему повторить 15 мая акт 23 декабря 2011 г. - оставить обвинительный приговор Тимошенко в силе и оправдать все действия досудебного и судебного следствия в ее отношении стало реально взрывоопасно.

Направление дела на новое апелляционное рассмотрение, возврат в суд первой инстанции или же отправление дела на дополнительное расследование также неприемлемо. Под удар ставится тезис Рената Кузьмина «Тимошенко получила самое справедливое в мире судебное рассмотрение», высказанный в интервью немецкой Die Zeit (8.05.12).

Соответственно, был задействован единственный оставшийся выход - перенесение рассмотрение кассационной жалобы адвоката Александра Плахотнюка на 26 июня. Как и позже с Кучмой, по чисто формальным причинам, не поддержанным обвиняемой стороной.

Вместе с тем понятно, что удовлетворение просьбы об отмене решений судов двух первых инстанций и закрытии уголовного дела в связи с отсутствием в действиях Тимошенко состава преступления - за гранью возможного, даже притом, что Юлия Владимировна с 8 декабря пребывает под арестом по делу ЕЭСУ, и из зала суда не выйдет на свободу.

Ведь это прямое признание безосновательности возбуждения «газового» уголовного дела и процессуальных нарушений в ходе его расследования и судебного рассмотрения. И соответственно, вскрытие обмана, который в течение долгого времени звучал в кабинете Виктора Януковича, и привел к колоссальным имиджевым потерям страны и ее руководства.

Полностью доверяя своим докладчикам, президент до хрипоты убеждает европейских и американских функционеров в несомненной справедливости суда над Тимошенко, в то время как очевидны многие его изъяны. Из-за расхождения в оценках состояния верховенства права в Украине сорвалось подписание Соглашения об Ассоциации с ЕС, состоялся политический бойкот футбольного еврочемпионата, не вышли на стадию реализации ряд совместных экономических программ.

Грубейшая дезинформация президента, кстати, осуществлялась и по делу Кучмы. Собрано достаточно доказательств относительно причастности Леонида Даниловича к преступлению - убийству Гонгадзе и незаконных действиях относительно журналиста Подольского, - так его презентовал Ренат Кузьмин 22 марта 2011 года. Притом что теми доказательствами были «пленки Мельниченко» (полученные неизвестно каким, но в любом случае незаконным путем и не отвечающие критериям, прописанным в Конституции), сам Мельниченко (без расследования инкриминируемым ему преступлений) и свидетельства Алексея Пукача (не только не подтвержденные, но и опровергнутые опрошенными свидетелями, в частности Литвином и Джигой).

Какой будет реакция президента Януковича на такой совокупный финал, нетрудно предугадать, вчитавшись в фрагмент его интервью Виталию Коротичу на Первом национальном 19 мая: «Если там будет даже намек на то, что там будет подтягиваться что-то, чтобы подтасовывать какие-либо факты обвинения - этого нельзя допустить. И я убежден в том, что сегодня ответственность всех участников этого процесса, я имею в виду и следователей, и прокуроров, и судей, и, безусловно, адвокатов, она чрезвычайно тут большая».

Все виновные будут привлечены к ответственности. Кроме того, под угрозой окажутся другие уголовные дела, возбужденные и продвигаемые путем фальсификаций, запугивания и насилия над обвиняемыми и свидетелями, в первую очередь «дело Гонгадзе». Свежевсплывшие показания Пухликовой по поводу того, чего ей министр не мог говорить в принципе, яркое тому подтверждение.

В результате вскроется вертикально и горизонтально интегрированная система преступных деяний, происходящих в Генпрокуратуре, СБУ и судебных органах.

При «разборе полетов» исполнителям не будет резона покрывать заказчиков. Не дожидаясь официального расследования, они во всех деталях расскажут прессе, от кого получали задание формировать так называемую доказательную базу под заранее вынесенные обвинительные приговоры, раскроют механизм решения этого вопроса в судах. И одно и другое тяжелейшее уголовное преступление, отягощенное фактором сговора.

Во избежание этого апокалипсиса для ряда высокопоставленных лиц уже сейчас делается все возможное и невозможное, чтобы дискредитировать будущее решение Европейского суда в глазах главы государства, представить его как политическое, а в доказательство этому привести выводы американской правовой экспертизы. Для предотвращения негативной характеристики состояния украинского правосудия в международных документах (заявлениях, резолюциях, рекомендациях и т.д.), которые ложатся на стол президенту, группа поддержки организовывает демарши на международных мероприятиях, а справедливые оценки украинского неправосудия относит к рангу осквернения имиджа Украины.

Для демонстрации своей мощи и непотопляемости, а также стимулирования исполнителей разных грязных проделок придумываются все более вызывающие и изощренные действия по отношению к Тимошенко. А почему бы и нет, если с самого начала дело поставлено так, что вся вина ложится на президента?

Валерий Хорошковский, прямо причастный к возбуждению всех «газовых» уголовных дел, теперь щеголяет такими милыми Западу фразами: «я не воспринимаю, чтобы дело Тимошенко держало мою нацию в заложниках», «наш парламент мог бы принять экстраординарные решения в деле Тимошенко». А Виктора Януковича на основе заведомо ложных ориентировок выставляют перед мировой общественностью в качестве безответственного, не уважающего презумпцию невиновности лидера государства.

Вся Партия регионов вместо того, чтобы беречь честь президента, грудью ложится на защиту опорочивших его судей и прокуроров.

Два в одном

Ну, кто сомневается, что при таком контексте постановление Высшего спецсуда по рассмотрению гражданских и уголовных дел 26 июня будет не в пользу Тимошенко, особенно с учетом того обстоятельства, что без обвинительного приговора по «газовому» делу не было бы дела ЕЭСУ, по которому истекли сроки привлечения к ответственности? Не сложно спрогнозировать и гневную реакцию Европы и Америки.

Чтобы это вселенское негодование хотя бы немного притупить выставляется дело Кучмы. Тот же Высший спецсуд и в тот же день признает закрытие уголовного дела против него необоснованным. Какие могут вопросы относительно гонений на оппозицию и избирательного правосудия, если за шаг до полного избавления от уголовного преследования дается задний ход по отношению к президенту, не являющемуся чужим для партии власти?

Для синхронизации этих двух судебных процессов в дату следующего заседания ВССУ по делу Кучмы уже после оглашения решения коллегии судей вносится изменение (вместо 26 июля появляется 26 июня), по недосмотру, надо полагать, не внесенное ранее.

К этому времени, надо полагать, должны подоспеть выводы американской юридической фирмы Skadden Arps. Официально ее привлекли для помощи Министерству юстиции и Уполномоченному Украины при Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) в подготовке позиции украинского правительства в деле «Тимошенко против Украины», в связи с тем, что защита экс-премьера подала в ЕСПЧ дополнительные документы к ее жалобе от 2011 года, которые касаются нарушения права на справедливый суд.

Исходя из этого обстоятельства, перед этой группой юристов была поставлена задача юридической оценки справедливости заключения Юлии Тимошенко. Она изложена в комментариях Виктора Януковича изданию Bloomerg (13.06.12). Вместе с тем понятно, что компания, нанятая для того, чтобы доказать непорочность украинского правосудия в Европейском суде, не может дать негативную оценку его функционированию! Конечно же, она будет позитивной. Ведь получив оплату, принято играть только заказанную музыку. А кто это правило нарушает, лишается заказов.

Впрочем, действие в пределах полномочий, полученных от клиента и не выходя за рамки согласованной с ним позиции - фундаментальный принцип адвокатуры.

Признание правомочности украинского правосудия международными экспертами, кроме бонусов по делу Тимошенко, должно будет нейтрализовать тех представителей власти, которые осуждают уголовное дело против Кучмы, что окончательно развяжет руки в его продвижении. Как так, авторитетные заграничные эксперты величают украинский суд как в высшей мере справедливый, а кто-то в президентском окружении высказывает сомнения относительно безупречности его решения, и тем самым бросает тень на действия судей по делу Тимошенко? Подобного рода «святотатства» ни один «регионал» не может себе позволить.

Ну и американский адвокат Кучмы Алан Дершовиц или кто-то другой его уровня получает солидного оппонента в лице управляющего партнера фирмы Skadden Arps Грегори Крейга, в послужном списке которого защита Кофи Аннана, Александра Солженицына, газеты «Вашингтон пост» во время «уотергейта». Крейг лично, по словам Александра Лавриновича, будет возглавлять работу, которую заказала украинская власть.

Пригласить адвоката такой величины и оплатить из государственного бюджета его услуги для того, чтобы объявить президента Леонида Кучму виновным в убийстве Гонгадзе в открытую не представляется возможным. А под дело Тимошенко - без проблем. Ведь все положительные оценки украинского правосудия со стороны Крейга и его партнеров по ее делу автоматически будут экстраполироваться на все другие дела, станут прикрытием для любого беззакония, сдерживающим фактором для возмущения со стороны представителей правящей партии по делу бывшего президента.

Рука об руку с зародыша

Если проанализировать историю дел Кучмы и Тимошенко, что видно, что они с самого начала рассматривались как взаимодополняемые, поскольку продвижение их по отдельности сопряжено с немалыми трудностями. Дело Кучмы чувствительное внутри страны, в первую очередь в верхушке «регионалов», дело Тимошенко чувствительно за границей. В то же время первая группа лиц благосклонно относится к разбирательству с Тимошенко, а Запад долгое время требовал привлечения к уголовной ответственности украинского президента.

Правомерно считалось, что пустив эти дела по параллельным путям, время от времени пересекающимся, можно избавиться от обеих групп оппонентов, поскольку каждая из них, положительно оценив действия правосудия в одном случае, вынуждена будет минимум промолчать в другом. Беспрепятственно сбиты, таким образом, будут обе цели.

Кроме того, будут удовлетворены заказчики из-за пределов страны (по делу Кучмы), что, помимо определенных сиюминутных выгод, предохранит от внешних посягательств на власть, частью которой являются отечественные реализаторы заграничной воли, или же поможет получить власть в полном объеме.

Не удивительно, что автором постановления о возбуждении обеих этих дел является заместитель Генерального прокурора Ренат Кузьмин лично, оба фигуранта проходят по одной и той же статье «превышение служебных полномочий», заседание Высшего спецсуда по делу Кучмы было назначено 14 мая, за день до рассмотрения кассации по делу Тимошенко. У Кучмы и Тимошенко - один и тот же судья Родион Киреев, что позволило бы без лишних усилий подгонять процессы один под другой.

Уголовный процесс против Кучмы был запущен в третьей декаде марта 2011 г., накануне предъявления обвинения Тимошенко по «газовому» делу. Наложение судебных заседаний позволило бы с одной стороны, распылять внимание прессы, политикума и граждан, т. е. взаимно глушить процессы, а с другой, беспредел прокуратуры по «делу Гонгадзе», который, ожидалось, найдет общественную поддержку, переносить на дела оппозиции.

И если бы весной 2011-го все пошло согласно плану, Кузьмин упек бы бывшего президента за решетку и на основе узаконенных «пленок Мельниченко» возвел бы в ранг ведущего коррупционера конца 90-х действующего премьера Николая Азарова, а затем завершил бы начатое в 2004 г. экс-майором дело и таки наградил бы лаврами фальсификатора выборов и гонителя журналистов действующего президента Виктора Януковича, завоевал бы за эти поступки славу бесстрашного украинского Катани, с почестями был бы принимаем «в лучших домах Лондона и Парижа», западным защитникам Юлии Тимошенко не с руки было бы клеймить украинское правосудие.

Но ни украинская оппозиция, ни Запад не клюнули на приманку. Не рискнули поощрять Генпрокуратуру в ходе ее разбирательств с Тимошенко и Луценко. Даже Юлия Владимировна восприняла новость о возбуждении уголовного дела против Кучмы без особого энтузиазма и злорадства.

В связи с провалом дела Кучмы в 2011 г. пришлось задействовать другую, не менее привлекательную комбинацию - сначала суд над Тимошенко, а потом для сглаживания негативных эмоций от него - суд над Кучмой, или максимальное сближение терминов двух судов.

Не даром ведь Ренат Кузьмин в многочисленных заграничных презентациях «злодеяний бывшего премьера» не устает напоминать о своей роли в том, что дело Пукача слушается в суде, а президент Кучма висит на крючке и вот-вот разделит его участь.

Продолжение следует

Тимошенко, Кучма

Next post
Up