Великолепный Владычанский двор или Дворец епископа стоит в конце улицы Йована Змея, той самой с множеством проходных арок и пассажей в уютных внутренних двориках. Это, наверное, самое красивое здание города. По крайней мере, самое необычное, т.к. никак не ожидаешь увидеть посреди провинциального сербского городска в австро-венгерском стиле роскошный итальянский дворец. А, может, даже не итальянский, а мавританский или португальский. В общем, какой-то роскошный, южный, совершенно нездешний.
Альбом:
Сербия Первый епископский дворец был построен в Нови-Саде еще в 1741 г. и один из его фасадов выходил на расположенный на берегу Дуня рыбный рынок со всеми вытекающими из этого запахами и прочими «прелестями», о которых весьма живописно сказано в Википедии: «Вонь и крики, многочисленные лягушки, отсутствие чистого воздуха и солнца были большой проблемой для епископа». Видимо, из-за этого вместо того, чтобы горевать, когда первый дворец в июне 1849 г. был разрушен взрывом, горожане сразу взялись за строительство нового. Проект дворца принадлежит известному сербскому архитектору Владимиру Николичу (1857-1922). Николич построил в Воеводине несколько великолепных дворцов, некоторые из них еще будут на моих фотографиях. Однако при строительстве Дворца в Нови-Саде не обошлось без интриг. Вокруг проекта был поднят шум из-за того, что Николич доводился крестником одного из влиятельных сербских священников и будущего патриарха Георгия Бранковича.
Альбом:
СербияПоэтому под проектом дворца в итоге была поставлена подпись другого человека. Зато Нови-Сад в 1901 г. получил великолепное здание, стиль которого трудно определить. Известно, что Николич создавал свой шедевр под влиянием австрийского архитектора датского происхождения Теофила Хансена (1813-1891), который считается выдающимся представителем венского неоренессанса с его детальной проработкой фасадов и интерьеров и синтезом нескольких архитектурных направлений.
Альбом:
СербияТак или иначе, в новисадском Дворце епископа знатоки находят элементы восточных византийских фасадов, итальянских ренессансных дворцов и даже двойные окна и трилистник, характерные для средневековых сербских монастырей.
В 1984 г. перед Дворцом, на месте креста из розового мрамора, который перенесли во двор расположенного рядом собора, был установлен памятник выдающемуся сербскому поэту Йовану Йовановичу Змею.
Альбом:
Сербия
Альбом:
Сербия
Альбом:
Сербия
Альбом:
Сербия
Альбом:
Сербия
Альбом:
Сербия