Внутригородской транспорт Сочи

Oct 26, 2014 19:41


Всегда с особым удовольствием читал посты о транспортной составляющей посещенных блогерами городов. По Сочи у меня набрался кое-какой материал на отдельный пост, так что попробую и сам впервые написать что-то подобное :) Да и отличная тема, чтобы начать разговор об этом чудесном городе.

В основном буду описывать собственный опыт пользования транспортом в Сочи. А так как в 90% случаев это были пригородные электропоезда, то о них и о вокзалах будет львиная часть поста) Также попробую сделать некоторые выводы об организации системы внутригородских перевозок.



1. Начну с сочинского железнодорожного вокзала. Здание построено в 1952 году по проекту архитектора А.Н. Душкина. Это узнаваемый архитектурный символ Сочи, наряду с морским вокзалом и Зимним театром. По такому же проекту построен вокзал в Симферополе - воротах второй главной советской (а с недавних пор и российской) приморской курортной зоны.



2. Перед Олимпиадой, наряду со строительством ряда совершенно новых вокзалов на станциях в Адлерском районе города, отреставрировали и реконструировали и сочинский вокзал.



3.



4. Вид с платформы пригородных поездов в сторону Адлера (а пригородные стараются принимать на пути №6 и 7, и сейчас объясню почему). Жалко, что не сфотографировал широкий тоннель прямо из здания вокзала и эскалаторы на платформу.
Кстати, интересно, что станция Сочи - казалось бы, центральная в городе, для всех поездов дальнего следования является транзитной. Ничего здесь не формируют, оборот составов осуществляется по Адлеру.



5. Ласточки на Аэропорт. Увы, аэроэкспрессом в Сочи не воспользовался - как раз прилетел перед трехчасовым "окном" в движении, ждать следующего электропоезда столько не захотел) А уезжал из Сочи экспрессом до Краснодара. К слову, стоимость проезда до аэропорта из Сочи не отличается от обычной в электропоездах (48 рублей со станции Сочи), в отличие от дорогущих московских аэроэкспрессов)



6. С путей №4 и №5 нет турникетов на выход, что несколько усложняет процесс сбора оплаты за проезд. На многих остановочных пунктах на участке Сочи - Туапсе нет билетных касс, но вот кассиры-контролеры, которые обычно тут как тут, в сочинских электропоездах обилечивать пассажиров не торопятся) Предполагается, что в таком случае пассажир должен купить билет на выход (у турникетов всегда есть кассиры). На железнодорожном вокзале Адлера есть даже специализированная стационарная касса на выход.



Я в первые дни попадал в забавные ситуации, не зная этой системы) Жил я недалеко от платформы Мамайка - следующей остановки после Сочи, если ехать в сторону Лазаревской и Туапсе. Естественно, на платформе никаких касс быть не может. В первый же вечер поехал на электричке в Сочи. Поезд прибыл то ли на четвертый, то ли на пятый путь, которые не стали "отурникечивать", ведь сюда также принимают поезда дальнего назначения. Билет на выходе меня покупать не заставили, поэтому проехал я зайцем :) Как-то в другой раз, когда поезд подали на путь без турникетов на выходе, меня все-таки поймала кассирша и принудила к покупке билета.
А вот через два дня я поехал в Хосту, где мой выход уже преградил турникет, около которого никого не было) Я уже запаниковал - подумал, останусь на платформе, но спустя минут 10 кассир подошла и обилетила, открыв путь в город.

6. Вид на вокзал с привокзальной площади.



7. А вот такой "классический" ракурс испорчен сооруженной к Олимпиаде проходной - вход в здание только через досмотр. Такая система на всех вокзалах Большого Сочи, где довелось побывать.



8. Несколько видов платформы Мамайка, около которой и был расположен мой санаторий. Мне и в центр Сочи было гораздо удобнее добираться электричкой - это и быстрее (7 минут против получаса по серпантину на маршрутке №30), и удобнее, и даже чуть дешевле (16 рублей против 17 :). Что уж  говорить о поездках куда-то дальше, в Хостинский или Адлерский районы.
Платформа Мамайка расположена на однопутном перегоне Сочи - Дагомыс. Очень непривычно видеть один путь на таком пассажиронапряженном направлении) Вид в сторону станции Дагомыс (и Туапсе, соответственно).



9. Сами "Ласточки" я запечатлел безобразно, ну уж что есть. Двери сами не открываются, что ставит некоторых пассажиров в замешательство :) Надо нажать  кнопку на двери (после полной остановки поезда, когда сама кнопка загорится красным цветом), прямо как в Европах. На остановочных пунктах с низкими платформами вроде этой при открытии дверей автоматически выдвигается лестница.


Стандартная "Ласточка" состоит из 5 вагонов, но некоторые загруженные поезда (в основном из Туапсе) ходят сдвоенными. Они длиннее низких платформ, рассчитанных на прием восьмивагонных электричек, поэтому машинистам приходится проезжать платформу первыми тремя вагонами - надо иметь это в виду.
На участке Сочи - Туапсе практически на всех станциях и остановочных пунктах платформы низкие, а вот на станциях от Сочи в сторону Адлера и дальше платформы были реконструированы под прием "Ласточек" и сделаны высокими для ускорения посадки-высадки.

10.  А это вид в сторону станции Сочи. Вот там, справа у моря расположен пляжный корпус санатория "Октябрьский", в котором я и жил) Очень удобно - приехал вечером, вышел - и дома.



11.



12.



13.



14. Двигаемся в сторону Адлера. Сочи мы уже посмотрели, Мацесту пропустим, next station is Khosta :)
Довольно необычное расположение вокзала - под автомобильным виадуком.



15. РЖД внедряет единую на всех вокзалах страны систему навигации - удобно.
Кстати, на схемах автобусных маршрутов вокзалы обозначены как ТПУ - транспортно-пересадочные узлы.



16. С платформы хорошо просматривается еще один ведомственный санаторий РЖД "Мыс Видный".



17. Электронные табло. Вся информация дублируется на английском - это наследие Олимпиады. На всех вокзалах Большого Сочи объявление делает тот же самый приятный женский голос, что и в аэропорту Шереметьево, причем и на русском, и на английском (без акцента!).
В электричках остановки на русском объявляет женский голос, на английском - мужской, причем весьма забавным образом) "Краааснайа Полиааана" или вот еще, "Краснодаааа"))



18. Единственный остановочный пункт на участке Сочи - Адлер, которого реконструкция платформ не коснулась - Известия. До ввода нового графика в июне этого года плафторму Известия все электрички проезжали без остановки.



19. Совсем у моря



20. Платформу Известия до сих пор большинство электропоездов проезжают. С чем это связано, не совсем понятно, ведь здесь расположен довольно крупный Курортный городок Адлера. Понятно, что в центр Адлера отдыхающим удобнее добираться на автобусе, но ведь многие и в центр Сочи периодически выезжают.
О том, как востребованы электропоезда на платформе Известия, можно судить по данному фото.



21. Суперсовременный вокзал Адлера мы пока пропускаем, он достоин отдельного поста.



От Адлера дальше на восток (или юг?) электропоезда отправляются в трех направлениях - Олимпийский Парк, Красную Поляну и Аэропорт (в курортный сезон - основное).
22. Повторюсь, на платформе электропоездов в аэропорту не был, поэтому продолжим осмотр станцией Олимпийский парк.



23.  Станция Олимпийский парк является конечной для электричек, хотя часть путей сквозные для пропуска поездов, следующих в Абхазию.



24. Многие отдыхающие едут осматривать олимпийские достопримечательности самостоятельно, на электричке, не прибегая к услугам экскурсионных микроавтобусов. Нона экскурсию записаться можно тут же, прямо в электропоезде) Предприимчивые люди обходят вагоны и по прибытию на станцию собирают группу на платформе. Такая же система в электричках на Красную Поляну.



25. Неудобный лично для меня момент - электропоезда Туапсе-Пассажирская - Олимпийский Парк останавливаются на моей платформе, но, увы, поезда обратного направления проезжают ее без остановки.



26. Новые, "олимпийские", вокзалы оборудованы лифтами...

\

27. ...и эскалаторами.



28.  Не покидало ощущение, что сейчас, после Олимпиады, необходимости в таком большом вокзале нет, он явно недозагружен. Ну разве что на период проведения Формулы-1 на полную мощность будет использоваться)



Чтобы узнать время отправление ближайшего электропоезда и подстроить свою вылазку под расписание электричек, пользовался приложением "яндекс.электрички". Но многим отдыхающим предпенсионного возраста оно незнакомо, разобраться в вывешенных на вокзалах и платформах расписаниях им, видимо, не под силу, поэтому они отвлекают кассиров вопросами, "а на чем уехать обратно". Меня это дико раздражало - как-то я уже опаздывал на электричку на Красную Поляну, а вот такая наглая бабулька уже минут 5 занимала кассира.
Лайфхак: если на вокзале Сочи в пригородную кассу большая очередь, а вы уже опаздываете на электричку, бегите в тоннель к турникетам - билет можно купить там, у девушек-контролеров и без утомительного ожидания)

29. Раз уж зашел разговор о Красной Поляне, покажу и новые вокзалы этой новопостроенной железнодорожной линии.
Выше 100 км/ч электропоезда "Ласточка", расчитанные на скоростное движение, разгоняются только на перегоне Адлер - Эсто-Садок.


Что интересно, линия на Красную Поляну (кстати, уже после моего визита конечная станция была переименована в Роза Хутор) электрифицирована переменным током, в отличие от основной, "прибрежной", линии Туапсе - Адлер (точнее, Горячий Ключ - Адлер), работающей на постоянном токе. По этой причине на "горных" маршрутах могут работать только двусистемные электропоезда "Ласточка".

30. С Сочи до Красной Поляны отправлялось всего 5 электропоездов в сутки, неудивительно, как они были загружены( Но! есть еще поезда из Красной Поляны в аэропорт (об этом мало кто знает), и, если вы опоздали на последнюю электричку в Сочи, можно доехать без толкотни с пересадкой в Адлере) Мне так было даже удобнее.



31. Все тот же хай-тек, как будто и не в России.



32. Вокзал в Красной Поляне здорово наполняется после прибытия и перед отправлением электричек на Сочи.
Кстати, здесь есть даже кассы дальнего следования.



33.



34. Вид на вокзал со стороны городка "Роза Хутор"



35.



36. Перегон Красная Поляна - Эсто-Садок



37.



38. А это вид со стороны "Горки Города", до которого, кстати, от станции довольно далековато



39.



40. Случайный кадр внутренности "Ласточек" :) 2 - это не номер вагона, а номер класса. В двух последних вагонах есть места 1 класса, но они используются как служебные помещения для кассиров и полиции.



41. Во вторую вылазку в Красную Поляну решил уехать со станции Эсто-Садок. И зря, она расположена очень далеко от основных интересностей - но в Олимпиаду использовалась для доставки спортсменов и зрителей на комплекс "Русские Горки".



42. Не знаю, как будет этой зимой (а по поводу будущего сочинских электричек есть серьезные опасения, об этом ниже), но вместе со мной здесь садились три калеки, да и проезжая эту станцию в прошлые разы, обратил внимание, что не особенно людно было на здешних платформах.



43.



Электрички в Сочи также имеют оборот по зонным станциям (Дагомыс, Лоо, Лазаревская), как и везде. Наибольшая интенсивность движения поездов - на участке Сочи - Адлер. До Туапсе поездов было не так много, и все они были забиты до отказа.
Жаль, я не сохранил расписание в курортный сезон, но сейчас по моему часто используемому маршруту Мамайка - Сочи едет всего 9 поездов, а было около 13. Не нахожу привычных электричек на 12:15 или 14:05.
Сейчас железнодорожники перешли на зимний график, и, неудивительно, что в несезон число электричек сократилось.
Но кардинально поменялась и конфигурация движения - если в летне-осеннее время основная часть поездов шла в аэропорт, теперь туда из Сочи отправляется всего 3 электрички в день, а остальные поезда перенаправлены в большей мере на Олимпийский парк.
Ну и по поводу будущего: перевозки "Ласточками" осуществляет Дирекция скоростного сообщения ОАО "РЖД", дочерняя компания, для которой внутригородские пригородные перевозки не являются приоритетом. Цены на проезд довольно гуманные, понятно, что кто-то должен компенсировать убытки, а договора с администрацией Краснодарского края на обслуживание маршрутов нет. Видимо, в курортный сезон на это закрыли глаза, но сейчас вопрос встал достаточно остро - уже отменен ряд поездов с конечной станцией в Дагомысе или Лоо. И если не договорятся, то ситуация будет просто смешной - вложены огромные деньги в инфраструктуру, но из-за бюрократических проволочек и совершенно дурацкой системы бюджетных взаимоотношений при организации пригородных перевозок в нашей стране эта инфраструктура будет простаивать.
Жаль, если так случится, ведь сочинцы и отдыхающие получили по-настоящему удобный вид городского транспорта - мои коллеги, отдыхавшие в этом году в Лоо и Лазаревском подтвердили, что электричкой в Сочи и быстрее, и удобнее, чем автобусом по страшным серпантинам.

Наверное, уже слишком много про электропоезда и вокзалы, пару слов про уличный общественный транспорт. Он представлен только автобусами и маршрутками - ни трамваев, ни троллейбусов в курортном городе нет. Интересно, что Сочи - один из самых крупных городов нашей страны, в котором нет электротранспорта (если не самый крупный после Тюмени и Архангельска, хотя и там, и там он когда-то был). Почему в советские годы не построили троллейбусную систему - это горячая тема для дискуссий на специализированных форумах любителей общественного транспорта :) Я склоняюсь к мысли, что по серпантинам (тогда еще) на пути из Сочи в Адлер и (все еще) в Лоо довольно неповоротливый троллейбус бы не проехал, а необходимости организации системы маршрутов исключительно внутри центра Сочи не было.

44. Нумерация маршрутов, которые связывают части Центрального района Сочи - двузначная, автобусы в Адлер или Хосту (а вроде бы даже и те, что по Адлеру ездят) начинаются с 1xx.



45. На Курортном проспекте. Интересно, что проезд в больших автобусах стоит дороже (такие, как справа на фото, по Сочи - 19 рублей), чем в маршрутках-микроавтобусах (слева на фото, 17 рублей). Оплата при входе. Стоимость проезда от Олимпийского парка до Адлера не вспомню.



46. Ну а закончу я свой транспортный пост фотографией остановки с поэтическим названием "Светлана". Она так именуется по названию района, но подробнее об этом как-нибудь в другой раз :)



2014 sochi & moscow trip, ржд, железнодорожное, Краснодарский край, общественный транспорт, Сочи

Previous post Next post
Up