Строгая и лаконичная вышивка blackwork появилась, согласно некоторым историческим данным, на Среднем Востоке: Коран запрещал насыщенные дизайны и излишнюю витиеватость. Изначально такая вышивка содержала в себе только горизонтальные и вертикальные стежки (и никаких диагональных), была симметричной и геометрически квадратной.
Говорят, что в Европу blackwork добрался через бывшую на протяжении семи веков под игом Мавритании Испанию, в частности, через Екатерину Арагонскую.
[Spoiler (click to open)] Поскольку речь о вышивке, предлагаю освежить свою память историей жизни этой прекрасной дамы вот тут.
Однако еще у Джеффри Чосера есть следующие строчки в «Кентерберийских рассказах» (конец XIV века):
Whit was hir smok, and broyden al bifoore And eek bihynde, on hir coler aboute, Of col-blak silk, withinne and eek withoute.
Что переводится следующим образом:
Белой была ее блуза, вся вышита впереди И также позади, вокруг воротника, Черным как смоль шелком, внутри и снаружи.
Можно утверждать лишь что именно Екатерина Арагонская, очень любившая вязать кружева и вышивать, ввела в моду blackwork: придворные дамы, следуя примеру королевы, взялись за иголку и пяльца. Обшивались рукава, манжеты и воротнички. Вышивку называли «испанской работой», однако после скандального развода Екатерины и Генриха VII, когда все испанское, да и сама Испания, оказалось в немилости, стали называть «черной», и это не только благодаря используемой черной шелковой нити.
Придворный художник Ганс Гольбейн Младший в своих работах тщательно документировал вышивку - он был не только художником королевского портрета, но и ответственным за разработку одежды короля, пуговиц, постельного белья и домашних вещей. В его честь двойной стежок называют «стежком Гольбейна». Этот стежок похож на стежок «вперед иголку», вышивать им гораздо проще, чем счетным крестом, а главное его достоинство - это то, что он одинаково выглядит с лицевой и с изнаночной стороны.
Со временем красный шелк стал альтернативой черному. Вышивка алого цвета получила название Scarletwork. Далее появился Greenwork, стали добавляться различные цвета и оттенки.
Следующий виток в развитии этой вышивки произошел благодаря знатной даме Элизабет, которая привнесла в узоры более традиционные английские темы: фрукты, цветы и травы в качестве центрального элемента. Она же стала заполнять каждый сегмент узора вышивкой сложных геометрических узоров, с контрастами цвета и тьмы, различными штриховками.
Аристократы использовали в вышивке и металлические нити, известные как серебряно-позолоченные, для украшения и оживления черной-белой вышивки. Промышленное производство металлических нитей очень скоро вытеснило позолоченную серебряную нить, вокруг шелковой нити стали обматывать золотистую или просто оставлять золотую металлическую проволоку.
Сословия пониже практиковали blackwork в классическом варианте, чтобы имитировать кружево, ношение которого облагалось налогом во времена Тюдора и раннее якобинское время. Позже кружево вообще было запрещено Королевским указом к ношению всем, кроме высочайшей знати, и вышивка в технике blackwork стала символом аристократии, стремящейся выдвинуться.
Несмотря на то, что вышивка blackwork упоминается в литературе и присутствует на полотнах живописцев, сохранилось не так много образцов вышитой ткани, сделанной в первой половине XVI века.
По современным стандартам, даже самые богатые люди того времени жили в антисанитарных условиях. Мыло было дорогим и неочищенным, сделанным из таких малопривлекательных ингредиентов, как коровьи экскременты и крапива. Ткани такой коктейль разрушал очень сильно, поэтому стирка при дворе Тюдора популярностью не пользовалась: время от времени стирали нижнее белье, роскошные одеяния старались не трогать.
Лучший черный шелк для вышивки импортировали из Голландии, но стоимость делала его недосягаемым для низших сословий, и единственной альтернативой становились вручную окрашенные нити. Малопривлекательная комбинация материалов типа коры бузины, измельченной скорлупы грецких орехов и серной кислоты давала смесь едкую, но цветоустойчивую. Масла и грязь, остающиеся на ткани при носке, разрушали волокна ткани так же эффективно как используемые красители. Часто единственным доказательством того, что дошедшие до нас костюмы были украшены вышивкой, являются дыры или светлые области на ткани.
До Елизаветы I, чей гардероб до сих пор является предметом оживленных дискуссий, мода на blackwork не угасала. Однако текстильная промышленность развивалась, предлагала все больше цветных и разнообразных нитей, и черную вышивку постепенно забыли как унылую и вышедшую из моды. Возрождение началось только в 20-30-х годах прошлого столетия, в основном, в виде отдельных фигур, заполненных узорами, в строгом стиле Тюдора. В 60-х годах начали более свободно использовать геометрические узоры, позволяющие создавать глубину тона и объемность, стали снова выпускать книги, схемы и наборы.
Мифы
Как и всякое историческое рукоделие, blackwork оброс мифами и приметами.
Например, одно из «правил» гласит, что изнанка должна быть столь же аккуратной, как и лицо. Однако это лишь дань викторианской одержимости идеалами, и истиной не является: профессиональные вышивальщицы Средневековья и Ренессансы работали на скорость, дабы повысить заработки, поэтому изнанка была аккуратной, но не идеальной.
Еще один миф: blackwork должен быть обратимым (одинаковым с обеих сторон). Такие исторические образцы существуют, однако это скорее исключение, чем правило. Чтобы работа в этой технике была обратима, нужно пройти каждый элемент дважды: с лица и с изнанки, что имеет место только на исключительных вещах (к примеру, на свадебном полотенце).
Также мифом является то, что blackwork обязательно должен быть черным. Много исторических примеров его опровергают: испанские работы, выполненные голубой нитью, платки и воротнички на старинных портретах с красной нитью, лаванда на вышивке испанской королевы.
И в заключение самый бессмысленный миф, повествующий нам о том, что количество нитей в каждом стежке должно быть неизменным. Мастер разрабатывает тот узор, который видит на конкретной ткани, и стежок может захватывать две-три и более нитей. К слову, многие образцы подтверждают, что мелкие ошибки почти не исправлялись, дабы не оставлять на ткани лишний прокол.
Практика
Материалы
Ткань. Черная вышивка может быть сделана на любой ткани с одинаковым количеством нитей пересечения на единицу длины и ширины. Требуется достаточно точное геометрическое выравнивание ткани.
Нитки. Традиционно это - черный шелк, однако можно использовать любые черные, да и не только, нити. Красиво смотрится вискозная нить, или х/б нить с жемчужным блеском. Шерстяные нити брать не очень желательно - они лохматятся и не дают четких очертаний. Стежки
Основными являются всего два стежка: назад иголку (backstitch) и стежок Гольбейна (двойной наметочный). Могут использоваться и другие стежки (стебельчатый, к примеру), однако в одной работе лучше использовать не больше трех видов стежков, чтобы не перегружать исполнение. "Назад иголку"
Стежок Гольдбейна
Нюансы
Чтобы подчеркнуть светотеневые эффекты используется разное количество сложений нити. Красиво смотрятся работы, в которых контур центрального элемента вышит в два сложения, а его геометрическое заполнение - в одно. Чтобы передать затенение, можно взять нить на два тона светлее/темнее основной.
Схемы бывают двух видов: контурные (швом обозначаются только контуры объектов) и оттеночные (более трудоемкие, которые используют в работе много оттенков одного цвета). Пара советов
☼ Стоит избегать длинных протяжек на изнанке работы, поскольку протянутая нить будет просвечивать на лицевую сторону. Если есть необходимость в протяжке, можно обмотать нить на изнанке вокруг готового стежка.
☼ Золотой нитью начинают работать после того, как работа черной нитью завершена полностью.
☼ Вышивка пойдет проще и быстрее, если перед началом работы ее внимательно изучить, и для себя определиться с порядком перехода от одного участка работы к другому.
☼ Для контура лучше использовать более толстую нить (или несколько сложений), так дизайн будет выглядеть изысканней.
☼ При создании собственных схем стоит иметь в виду, что можно менять толщину стежков, а также тона нити, это добавит дизайну игру света и тени.
Информация и изображения взяты из открытых источников А тем, кто прочитал все, напомню, что за статьей последует авантюра. Скоро в эфире!:)