Современный читатель любит тексты покороче.
Проходи мимо, современный читатель. Этот текст длинный, с продолжением.
Давненько я не рассказывал об истории нашего края. Ещё в прошлом году, работая в архиве по одной теме, параллельно набрал ещё ряд, любопытных для себя. Вот, например, история о том, как строилась первая в Мордовии центральная электростанция.
Статья вышла в "Столице С" около месяца назад. Естественно, у печатной полосы есть свои размеры. Поэтому свой изначальный текст я серьёзно - раза в три! - сократил, убрав весьма любопытные моменты (чем-то нужно было жертвовать). Здесь выкладываю полный вариант.
Картинок не будет, не ждите. Я не нашёл ни одной фотографии электростанции...
Итак, "Век освещения", часть 1.
Освещение в квартире и на улице, телевизоры, компьютеры, телефоны, утюги и тысячи других приборов - все это работает благодаря электричеству. Помещая вилку в розетку, кто-то разве задумывается над тем, откуда оно берется? Мы настолько привыкли к электричеству, что даже не представляем, как без него жить. Еще в начале прошлого века практически каждый дом Саранска освещали свечи и керосинки. Только в 1913 году - с началом строительства первой центральной электрической станции - началась массовая электрификация главного города в уезде. О том, как бельгийский капитал, американские, английские и немецкие технологии сделали Саранск ярче - ДЕНИС ТЮРКИН.
Кино и ток
Условно говоря, и до постройки стационарной электростанции в Саранске не царил мрак. Электроэнергия вырабатывалась в электротеатре (кинематографе) братьев Карла и Владимира Фишер с помощью динамо-машины, от которой работал киноаппарат. Владельцы предприятия, узнав о планах на строительство большого конкурента, вышли к городскому голове с прошением о «разрешении им впредь до открытия городской электрической станции отпускать световую энергию для частного освещения». Было это в августе 1912 года. Власти сделали лишь одно ограничение для предпринимателей: мощность электроэнергии не должна была превышать «двухсот лампочек, считая каждою силой света в 16 свечей». К тому же Фишеры заплатили 100 рублей за право «делиться» электричеством. Но стоит знать, что мощность их предприятия была сверхмала и едва ли обеспечивала «токовыми потребностями» и сотую часть города...
Начало
Итак, электрификация Саранска была одним из самых значимых событий в жизни города. Во всяком случае, журналы переписки Городской Думы о благоустройстве за 1913-1914 годы были заняты фактически только этими записями.
С предложением сделать Саранск ярче на местных чиновников вышел представитель Русского электрического общества «Динамо», инженер-механик Федор Богатырев. Его заявление начиналось так: «Ознакомившись со всеми местными условиями города, настоящим имею честь покорнейше просить Городское Управление не отказать мне в разрешении постройки и эксплуатации центральной электрической станции за мой счет, страх и риск…» Сложно представить, чтобы нынешние бизнесмены общались таким образом со властью. Петицию Богатырева Саранская Городская Дума обсудила 25 октября 1912 года. Инженер-механик выступил с просьбой взять в аренду 500 квадратных саженей городской земли на срок в 25 лет и расставить по городу будки и столбы для воздушных проводов, а также проложить подземные провода. По истечению арендного срока он обязался передать предприятие в собственность города. Богатырев предлагал следующие расценки за кВт*час электроэнергии: для частных лиц - 30 копеек, для промышленных целей - 15 копеек. Причем эти тарифы должны были действовать весь срок аренды - то есть четверть века, а подключение горожанам не стоило бы ни копейки! Вот эта экономическая обстановка, видимо, была в то время. Никакой инфляции! Подсчет электроэнергии должен был вестись «электромерами», то есть счетчиками, которые горожане брали бы в аренду за 75 копеек в месяц, а промышленные предприятия - за рубль. Также Богатырев обязался безвозмездно установить (и обслуживать!) на улицах Саранска 50 ламп накаливания силой света 100 свечей каждая и отпускать электроэнергию для нужд городского управления со скидкой в 30%, то есть конечная цена для чиновников составила бы 21 копейку за кВт*час. К тому же инженер обязался застраховать все имущество от пожара и внести 5 тысяч рублей залога перед строительством, срок которого должен был составить 10 месяцев.
Договор
Городская Управа поручила саранскому голове Михаилу Никитину войти в переговоры с Богатыревым. Мэру пришлось ехать в Санкт-Петербург, где квартировался инженер-механик. Переговоры завершились успешно, стороны ударили по рукам. 20 января 1913 года Саранская Дума постановила отдать Богатыреву концессию на «устройство и эксплуатацию в Саранске электрического освещения». Правда, только обоюдного согласия для хорошего дела было мало. Заявление Богатырева предстояло пропустить через бюрократическую машину, главным механизмом которой помимо Министерства внутренних дел оказался пензенский губернатор Анатолий Лилиенфельд-Тоаль. В начале февраля он прислал городскому голове письмо, в котором указывал на некоторые слабые стороны договора и законодательную невыстроенность. Например, осуждалась монополия концессионера. «Такой договор не стеснял бы частных лиц в свободном выборе наиболее для них выгодных предложений предпринимателей», - переживал и.о. губернатора. Также он отмечал опасность пункта, говорящего о возможности дальнейшего выкупа предприятия городом. «Прогресс техники в настоящее время столь значителен, что даже самые правильные и строго проверенные расчеты могут в ближайшем будущем оказаться в полном несоответствии с изменившимися техническими данными, например, изобретением новых источников света, способов передвижения и т.п. - резонно подмечал чиновник. - Поэтому условия пользования предприятием могут спустя несколько лет оказаться убыточными».
После того, как все шероховатости, на которые обращали внимания пензенские власти, были сглажены (или пропущены - вышло и так!), 10 апреля 1913 года городской голова Михаил Никитин и Богатырев заключили договор №741 о строительстве электростанции. К слову, перед этим на специальном заседании в Саранской Думе за проект проголосовали 12 гласных и только четверо оказались против. Демократия! Заключенный договор связывал Богатырева по рукам и ногам различными обязательствами и штрафами в случае невыполнения этих обязательств. Поразительно, как его компания вообще взялась за электрификацию провинциального городка на таких условиях. Но, видимо, ожидаемая прибыль должна была все перекрыть. Как станет понятно в дальнейшем, эти расчеты не оправдались… Интересно также, что согласно заключенному договору об эксплуатации электростанции в Саранске могли появиться трамваи! Во всяком случае, в документе есть такой пункт: «Городскому обществу предоставляется право передавать концессии на предмет эксплуатации электрической тяги трамвая». Почему в дальнейшем этот вид транспорта не появился в Саранске - загадка. Есть версия, что из-за холмистой местности. Мол, опасно спускать трамваи с горок. Но это больше похоже на легенду...
Как только стороны скрепили договор подписями, Богатырев передал станцию в эксплуатацию «субподрядчику», крестьянину Леонтию Лукьянову. О последней личности нужно рассказать подробнее, так как интересно его социальное положение: по сути, он был крестьянином-предпринимателем. Происходил указанный господин из деревни Кавторовки Саранского уезда Ромодановской волости (там до сих пор живут люди с такой фамилией!). Как следует из переписки Лукьянова с городскими чиновниками, предприниматель жил в Москве в гостинице «Люкс», а во время визитов в Саранск останавливался в доме Кубанцева в номерах Полякова.
Кстати
Первая стационарная электростанция в России была построена в 1897 году в Санкт-Петербурге. Ее мощность составляла 525 кВт. В соседнем Симбирске (ныне - Ульяновск) электрификация города шла почти такими же темпами, как и в Саранске. На родине Ильича первая электростанция с двумя дизель-генераторами суммарной мощностью 530 кВт была пущена 13 января 1913 года.