Понятие «социализм» неоднократно являлось предметом исследования, в том числе и в рамках концепции социальных индексов, и, обобщая все ранее сказанное по этой теме, позволю себе сформулировать определение социализма следующим образом: «Социализм - это общественная формация, в основе которой лежит стремление к социальной справедливости и деятельности государства в интересах граждан». То есть социализм воспринимается через понятия «справедливость» и «граждане».
Понятие «справедливость» - весьма неоднозначное, поскольку большинство сходится во мнении, что справедливость в своем абсолюте недостижима, по причине несовершенства человеческой натуры, и даже в самом отрегулированном обществе все равно будут иметь место проявления мздоимства, корысти, обмана и взяточничества, являющиеся первопричинами социальной несправедливости. Поэтому, в предложенном мною определении я делаю ударение на стремлении к справедливости, подчеркивая взвешенный подход к этому понятию.
Вместе с тем, понятие «социализм» неотделимо от понятия «гражданин», поскольку именно гражданская позиция членов общества является внутренним двигателем и механизмом, которое заставляет государство ощущать всю меру ответственности за свою деятельность. Здесь нельзя не упомянуть величайшего китайского философа Конфуция (Кун Фу-цзы 551-479 до н.э.), предметом учения которого, помимо прочего является искусство управления государством. Это искусство Конфуций считал равным искусству справедливости.
Он ввел три категории долга: 1) по отношению к родственникам, 2) к общине, 3) к государству. То есть именно Конфуций подчеркнул связь понятий «справедливость»- «ответственность» - «гражданин» -«государство». Сегодня мы можем однозначно сказать, что «гражданин - это член общества, ощущающий и проявляющий в своей деятельности свою ответственность, перед: 1) родственниками 2) общиной 3) государством», в ином случае мы констатируем лишь наличие homo sapiens и не более того.
Таким образом, именно учение Конфуция позволяет нам в полной мере приблизиться к сути рассматриваемых понятий, чтобы поступательно двигаться дальше.
Напомню, что именно Конфуцианский закон «Великое учение», я считаю доказательным основанием концепции социальных индексов. Повторим этот Закон для себя еще раз:
В древности желавшие высветлить светлую благодать ... предварительно упорядочивали свое государство, желавшие упорядочить свое государство предварительно выравнивали свою семью, желавшие выправить свою семью предварительно усовершенствовали свою личность, желавшие усовершенствовать свою личность предварительно выправляли свое сердце, желавшие выправить свое сердце, предварительно делали искренними свои помыслы, желавшие сделать искренними свои помыслы предварительно доводили до конца свое знание. Доведение знаний до конца состоит в выверении вещей.
За выверенностью вещей стоит совершенство знания, за совершенством знания следует искренность помыслов, за искренностью помыслов следует выправленность сердца, за выправленностью сердца стоит усовершенствованность личности, за усовершенствованностью личности следует выравнивание семьи, за выравненностью семьи следует упорядоченность государства, за упорядоченностью государства следует уравновешенность Поднебесной».
Считаю, что предлагаемое мною математическое «взвешивание» всех социальных достижений и отклонений и последующее формирование системы социальных индексов, начисляемых членам общества в соответствии с обоснованным расчетом, является ни чем иным как «выверением вещей», что является финальным звеном в «Великом учении» Конфуция. Именно выверение вещей, по идее Конфуция, станет основой для упорядочивания семьи, государства и общества.
Таким образом, еще раз хочу подчеркнуть, что предлагаемая мною концепция социальных индексов, призванная способствовать формированию социалистического общества социальной справедливости, является логичным, последовательным звеном в цепочке смыслов «справедливость» - «ответственность» - «гражданин» - «государство».
Считаю, что принципиальное разделение ответственности гражданина, предложенное Конфуцием, перед: 1) родственниками 2) общиной 3) государством, является, во многом, универсальным и определяющим четкие границы гражданской ответственности. Считаю, что социальные индексы следует разделить на категории именно в соответствии с Великим законом Конфуция, что позволит сделать их упорядоченными.
Так, предлагается все социальные достижения и соответствующие им индексы разделить между этими тремя категориями гражданской ответственности и присвоить им соответствующие индивидуальные цвета. Например, индекс, начисленный за службу в армии, будет зеленого цвета, как относящийся к категории «государство», 10 лет безупречного стажа вне государственных структур - синего цвета, как относящийся к категории «община» (если понимать под «общиной» все официальные и неофициальные сообщества частью которых мы являемся) и так далее. Определение пропорций значимости индексов между категориями позволит конвертировать эти индексы по достижении гражданином установленного возраста (например, 40 лет), для целей осуществления государством полного расчета с гражданином, исходя из положений
п. 4 А концепции социальных индексов.
Подчеркну, что я не настаиваю, что цвета должны быть именно такими и что возраст, при котором конвертация индексов будет произведена без понижающих коэффициентов, должен быть именно таким, но система будет упорядоченной, понятной и оттого устойчивой именно при соблюдении таких правил.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, считаю, что социальные индексы, после их тщательного математического взвешивания и обоснования, должны быть разделены на категории, согласно конфуцианским принципам разделения ответственности гражданина перед: 1) родственниками 2) общиной 3) государством, с последующим присвоением категориям соответствующих цветов и определения их относительной значимости, для целей конвертации при изъявлении гражданином желания получить единоразовый гарантированный объем материальных благ, в соответствии с
п. 4 А концепции социальных индексов.