Ну, если есть чёрные мифы о России ( и много), то появиться чёрным мифам о Петербурге просто сам дьявол велел. Вот о них я и расскажу.
Вообще - мифы Петербурга возникли буквально с момента основания. Стоило только лопатам первых строителей вонзиться в землю невской поймы, как оттуда буквально фонтаном заабили мифы. Прямо как нефть.
И начнём мы с самого главного мифа.
БЫТЬ ПЕТЕРБУРГУ ПУСТУ!!!!!!!!
Появление этих слов приписывают двум людям: первой жене Петра I - Евдокии Лопухиной, которую он сперва приказал насильно постричь в монахини, а потом и вовсе заточил в Шлиссельбургскую крепость. Вторым был некий дьячок Троицкой церкви, в пьяном виде увидивший кикмору.Ну с дьячком всё ясно - пить надо меньше, чтоб не мерещилось. А вот с Евдокией Лопухиной другое.
Первую жену для будущего императора, а тогда ещё московского царя Петра выбрала мать - царица Наталья Кирилловна. Её почему-то принято считать женщиной недалёкой и где-то даже глуповатой. Хотя это не так. Да, роль женщины в средневековой Руси была несколько иной, чем сейчас. Но. Царь есть царь и жениться он должен на самой лучшей. Для царя и партия должна быть соответствующая. На выборы царской невесты свозили девушек из лучших боярских родов со всей страны. И это были своеобразные "конкурсы красоты". Девушка должна была быть не только красива и здорова ( ей рожать наследника престола огромного государства), но и хорошо образована и умна. С девушкой беседовали самые образованные люди - проверяли насколько она образована, как воспитана.Тщательно проверяли её семью, изучали родословие - не запятнали ли её родители и иные родичи себя неблаговидными поступками. Потом девушек осматривал придворный лекарь - на предмет здоровья. Так что дурочку царь в жёны бы не взял. Для того, чтобы стать царской женой девушка должна была быть самой-самой. Остальные девушки, "не прошедшие конкурс", получали "поощрительные призы" - вознаграждения из казны. А само участие в ярмарке царских невест существенно поднимало их статус и увеличивало шансы на удачное замужество. Что касается роли женщины - то она была весомой. Мужчина занимался общественными делами - службой, несением всевозможных повинностей, если был крепостным, а женщина была полновластной хозяйкой дома. Если она была из богатой семьи - купчихой, боярыней, - то ей и только ей подчинялись слуги, мамки, няньки и сенные девки, или кто там ещё был. Кроме того, по Домострою, который у нас совершенно неправильно воспринимают как методичку по истязанию мужем жены, женщина была полностью материально независима от мужа. Да, муж обязан был кормить и содержать семью, приносить в дом заработок. Но. Женщина могла и сама зарабатывать деньги и сама ими распоряжаться. То, что она приносила в дом мужа в качестве приданого - принадлежало только ей. И неважно, что это было - пара штук холста и одна-две овцы, или сундук золота и сотня-другая душ крепостных. Это была её собственность - и точка. И муж не имел права прикасаться к этому. Собственность матери, в случае её смерти, наследовали дети, а не муж. А вот жена, в случае смерти мужа, - становилась полновластной хозяйкой ВСЕЙ его собственности! И обретала право голоса наравне с мужчинами. Но это всё к слову. К Домострою я ещё вернусь. Интересная книжка.
Итак - Евдокия Лопухина. Бедная девушка вряд ли знала, что на самом деле её ждёт весьма незавидная судьба. Мужем Петруша оказался неважнецким. Питая глубокое недоверие и презрение ко всему русскому Пётр больше времени проводил на Кукуе - в Немецкой слободе, где быстро сошёлся с Францем Лефортом и тому подобными авантюристами на русской службе. Там же жила и его любовница - голландка Алисия Монс. Естественно - бедная Евдокия страдала. Естественно - пыталась, как все женщины в её ситуации, "принимать меры". Меры обернулись против неё. Пётр разлучил её с сыном и сослал в монастырь. А Пётр тем временем затеял переустройство России на европейский лад, которое неизвестно чего больше принесло нам - вреда или пользы. Потом затеял войну с Швецией, в которой не было такой уж необходимости - приневские земли шведы и так бы потеряли. В начале 18 века Швеция стремительно теряла позиции сверхдержавы. Вобщем - узнав о строительстве нового города в устье Невы, а потом и о женитьбе неверного мужа на польско-литовской потаскушке Марте Скавронской, которую Пётр чуть ли не за ноги вытащил из-под своих преображенцев, глубоко оскорблённая в своих чувствах несчастная Евдокия, в инокинях Елена, - выкрикнула в сердцах своё проклятие.
А насчёт "быть пусту"... Давайте разберёмся. Как я уже писала, основываясь на вполне достоверных исторических фактах - устье Невы было освоено и обжито чуть ли не со времён неолита. И места эти были отнюдь не гиблые. Пойма реки. Мягкий морской климат. Плодородные земли. Богатые рыбой воды. Оживлённые торговые пути. Где уж тут гиблые места? Где? Миф, что здесь до основания Петербурга ничего не было, родился именно с подачи Петра. А как же Ниеншанц? Который был построен на месте новгородской крепости Канцы, а она, в свою очередь, на месте сожжённой новгородцами Ландскроны? А как же новгородские окладные и писцовые книги, подробно перечислявшие здешние деревни, угодья и урочища? Легенду о гиблых местах придумали сами строители, которых сгоняли сюда из среднерусских губерний. Да, там не было и нет белых ночей и чёрных дней. Наши декабрьские сумерки не полярная ночь, но что-то на неё очень похожее. Да. раз в сто лет наводнения на Неве катастрофичны. Но с этим стали бороться с момента основания города. Намывали берега, подсыпали грунт. Питер нарастил за 300 лет своего существования такой же культурный слой, как, например, Новгород. А Новгород постарше. Ну и потом - с переносом столицы в 1712 году, жить в городе стало выгодно. Появилась возможность заработать деньги и сделать карьеру. В Петербург стало престижно ездить на заработки. "От каждого порога в Питер дорога", "Псковской да витебский - народ самый питерский".
Да. Пару раз жуткое пророчество чуть не сбылось. В первый раз в 1918-20гг., когда эпидемия испанки и массовые расстрелы, проводимые большевиками, уменьшили население города больше, чем на половину. Плюс эмиграция и просто бегство в деревни от голода. Из 2,5 млн жителей в 1914г., осталось чуть больше 700 тыс. Но едва закончилась Гражданская война и "военный коммунизм" и наступил НЭП - город стремительно наполнился людьми. Да, это были уже совсем другие люди, но и они в скором времени стали осознавать себя петербуржцами.
Второй раз был в блокаду. И снова город воспрял. Хотя второй раз был пострашнее. опять из более чем 2 млн жителей в живых после блокады осталось около 300 тыс. А вообще - точное число жертв неизвестно до сих пор. Ну и после войны, когда пошли последние сталинские "посадки" и высылки - "ленинградское дело" 1948г.
И сейчас - большинство питерцев - горожане в первом поколении. Вообще - Питер - город гастарбайтеров. И строили его гастарбайтеры. и живут тут гастеры. Или их потомки. Только стыдливо молчат про это))))))
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ....