![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_1_1024.jpg)
Сбылась детская мечта - сходил в гости на Чебоксарский шлюз! На прошлой неделе, я уже рассказывал «
Как работает нижегородский шлюз», а сегодня можем сравнить его с чебоксарским. Как обычно, обо всем по порядку. Поехали на очередную закрытую территорию!
#2. Обычно, все привыкли видеть шлюз со стороны дороги-моста через Волгу. А это вид с противоположной стороны шлюза. Для начала просто посмотрите на две фотографии. Это шлюз до сброса воды:
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_3_1024.jpg)
#3. А это после сброса воды. Вот примерно на столько и опускаются\поднимаются суда, проходя шлюзование:
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_2_1024.jpg)
#4. Мы специально прибыли сюда пораньше, т.к. в это время, обычно, много судов. Однако в этот день желающих прошлюзоваться не было... Поэтому отправили местный катер на спецзадание. Верхние ворота шлюза опущены и катер свободно входит в шлюз:
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_4_1024.jpg)
#5. Швартуется и начинается сброс воды... так, стоп на катере не интересно. Нам повезло и на подходе нефтяное судно. Буду рассказывать и показывать на его примере, буквально через пару фоток.
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_5_1024.jpg)
#6. Все считают, что Чебоксарский шлюз - это часть Чебоксарской ГЭС. На самом деле это две разные организации, поэтому попасть сюда не так просто как на ГЭС. Но благодаря Ирине Беликовой (специалист по связям с общественностью Чебоксарской ГЭС), нас пустили и сюда.
Итак, справа сама ГЭС, слева шлюз. Чебоксарский шлюз имеет две нити, или камеры, которые работает независимо друг от друга:
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_6_1024.jpg)
#7. Шлюзы имеют номера 17 и 18:
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_7_1024.jpg)
#8. А теперь вернемся к шлюзованию. В аванпорт, «Капитан Сергеев» уже толкает нефтеналивные баржи и направляется в один из шлюзов:
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_8_1024.jpg)
#9. Верхние ворота опускаются, открывая судну доступ в порт:
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_9_1024.jpg)
#10. Максимальная высота 17,5 метров. Для примера, некоторые трехпалубники не вписываются в эти габариты и вынуждены опускать некоторые мачты:
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_10_1024.jpg)
#11. Для сравнения, в шлюз пока вошла лишь половина баржи:
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_11_1024.jpg)
#12. А вот теперь полностью, я даже боялся, что она туда не влезет :)
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_12_1024.jpg)
#13. Вы думаете, что баржа перевозит нефть? Открою страшную тайну, она перевозит рассаду :). Сами смотрите, огурцы, помидоры, петрушка:
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_13_1024.jpg)
#14. Как только баржа вошла в шлюз, матросы швартуют ее, чтобы исключить раскачивание:
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_14_1024.jpg)
#15. Швартуют вот к таким плавучим буйкам, которые поднимаются и опускаются при наполнении\опустошении шлюза:
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_15_1024.jpg)
#16. Судно глушит двигатель. Начинают закрывать (поднимать) верхние ворота:
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_16_1024.jpg)
#17. Сразу же прилетают чайки, в надежде найти рыбу. К сожалению, в этот раз пусто:
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_17_1024.jpg)
#18. Начинается процесс сброса воды:
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_18_1024.jpg)
#19. Все ниже и ниже:
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_19_1024.jpg)
#20. И еще ниже... перепад уже 10 метров, "бьют фонтаны":
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_20_1024.jpg)
#21. За безопасностью прохода следят судопроводницы. Для них оборудованы небольшие будки:
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_21_1024.jpg)
#22. Здесь все самое необходимое: спасательный круг, жилет, можно даже поспать.
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_22_1024.jpg)
#23. Как только судно швартуется, судопроводница связывается с центральным пунктом и разрешает начать шлюзование. Если что-то пойдет не так, то у нее есть большая красная кнопка, при нажатии на которую, весь процесс сразу же останавливается
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_23_1024.jpg)
#24. Сброс воды из шлюзовой камеры, происходит частично за нижние ворота:
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_24_1024.jpg)
#25. Другая часть воды сбрасывается в нижний бьеф Чебоксарской ГЭС:
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_25_1024.jpg)
#26. Как только вода достигает уровня нижнего бьефа, судно отшвартовывают, открываются нижние ворота шлюза:
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_26_1024.jpg)
#27. и судно покидает шлюзовую камеру. Напомню, что весь процесс шлюзования полностью бесплатен. Однако, есть график начала\окончания навигации (середина апреля и октября), и если судно опаздывает и не вписывается в этот график, то за шлюзование придется платить. Стоимость примерно 240 тыс.руб - это стоимость работы одного дня шлюза (если за день пройдет несколько судов, то сумму между ними поделят)
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_27_1024.jpg)
#28. В чем особенность Чебоксарского шлюза. Если на Нижегородском шлюзе наполнение воды происходит через верхние ворота, то на чебоксарском используется донное наполнение. Т.е. вода не бьет напором спереди, а равномерно наполняет камеру шлюза снизу. Это позволяет практически исключить раскачку судов. Наполнение воды происходит через подземные галереи:
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_28_1024.jpg)
#29.
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_29_1024.jpg)
#30. Теперь отправляемся в центр управления шлюзом, который находится в этой башне:
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_30_1024.jpg)
#31. На каждую нить шлюза, установлено отдельное оборудование: слева и справа, соответственно:
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_31_1024.jpg)
#32. Все стенды собраны вручную, сотрудниками шлюза
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_32_1024.jpg)
#33.
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_33_1024.jpg)
#34. Общение с капитаном судна производится посредством раций:
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_34_1024.jpg)
#35. Никакие самые современные системы не заменят надежного друга:
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_35_1024.jpg)
#36. Блогеры за работой:
senpai_ed и ... кстати,
alexey_donskoy может пора и супруге блог завести? :)
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_36_1024.jpg)
#37. А это пространство между двумя камерами шлюза. Так сказать склад запасных частей. Если летом сотрудники шлюза заняты непосредственно шлюзованием, то зимой они занимается полным техосмотром и ремонтом механизмов
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_37_1024.jpg)
#38. Думаете зонтик здесь для человека? Нет, это для точности работы прибора. С помощью него, сотрудники измеряют на сколько "продавливаются" верхние ворота, когда вода сбрасывается из шлюза. В этот момент вода с верхнего бьефа давит на них и они прогибаются, вот за этим прогибом они и следят. Сотрудник сообщил, что все в норме:
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_38_1024.jpg)
#39. Помощник в это время находится на верхних воротах, его задача установить\убрать метку, на который наводится прибор:
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_39_1024.jpg)
#40. Машзал Чебоксарского шлюза
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_40_1024.jpg)
#41.
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_41_1024.jpg)
#42. Еще немного интересных наблюдений. Что необычного видите?
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_42_1024.jpg)
#43. А так? Видите ворота и рельсы?
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_43_1024.jpg)
#44. А это с другой стороны шлюза. Недостающая часть, поднималась и опускалась (да и сейчас может) и по этим рельсам завозились все механизмы при строительстве ГЭС
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_44_1024.jpg)
#45. За возможность попасть и увидеть как работает объект, огромное спасибо Сергею Олеговичу Марченко, всем сотрудникам Чебоксарского шлюза и специалисту по связям с общественностью филиала ОАО «РусГидро» - «Чебоксарская ГЭС», Ирине Беликовой.
![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_08_03_cheb_shluz/img_45_1024.jpg)
Для справки:
На написании поста ушло: 25 минут на отбор фотографий; более 45 минут на обработку; 90 минут на написание поста. Итого: ~3 часа :)
Это не считая времени на съемку. Но ведь этого того стоило? :)
Спасибо, что читаете мой блог и отдельное спасибо за обратную связь!
Читайте другие записи на эту тему:
Как работает Чебоксарская ГЭС
Экскурсия на Нижегородскую ГЭС ![](http://zalexey.ru/blog/blogtour/2014_07_28_nn_shluz/img_1_1024.jpg)
Фотоэкскурсия: Теплоход «Русь Великая» ![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9740/119543383.4b/0_bd849_9bae6196_XXL.jpg)
Здесь можно следить за свежими фотоотчетами: [
Подписаться на ЖЖ] [
ВКонтакте] [
Твиттер] [
Инстаграм] [
Фейсбук]
Для репоста или лайка используйте кнопки: