Nov 12, 2015 12:43
Тьмы комментаторов пишут, что успешная художественная акция - та акция, которую все потом обсуждают, что важен постакционный контекст.
Вот я и думаю. Подожжена деревянная дверь в здании ФСБ, она же - вход в ад. Она сгорела? Или пожар оперативно потушили? Это крайне важно сакрально, и как продолжение акции. И что произошло потом? Если в здании ФСБ заменили один деревянный вход в ад на другой, прикрыв экзистенциальное отверстие/экзистенциальную дырку, значит, входу в ад ущерб не причинён? Если деревянную дверь заменили на металлическую, защищённую от любого возгорания, то вход в ад укреплён, и акция работала на укрепление?
Что произошло с дверью, с важнейшей составляющей продолжения акции? Был ли постакционизм адских сил продуманной частью акции?
Общественная волна призывает постить картинку с надписью: «Сожги свой страх». Гражданское мужество Павленского не вызывает сомнений. Необходимость избавления от страха не вызывает сомнений. Но Павленского позиционируют как гениального художника. Свой страх он сжёг давно. В своей акции он поджёг (или сжёг?) вход в ад. Что происходит, если оборонная заслонка ада уничтожена? Если перегородка исчезла? Вероятно, при этом мы все оказываемся в аду, от которого до этого отделяла дверь? До этого «тамплиерский» орден ФСБ решал свои задачи, сосредоточившись на рыночном эквиваленте собственного «грааля», при радостной поддержке большинством населения, которому достаточно точечного намёка на общие контуры крюков. Настоящий ад таился за дверью. Если этот символ ликвидирован Павленским, то мы - в настоящем аду. Вся энергия лубянских подвалов, ранее закупоренная дверью, теперь вырвалась наружу. Или успела только слегка обгореть, и повсюду пахнет палёным, палёной адской местью за беспокойство. Тогда художник подставил нас. Он откупорил сосуд с силами, которые лучше не беспокоить. Путин, ФСБ, режим - это пена, плоские категории. Высказываний о них тьмы. Сакральная акция гения глубже, должна быть глубже. И символизм её не многозначен, а неоднозначен. Как и символизм эволюции от прошедшей акции к нынешней. От глухой, безнадёжной прибитости к брусчатке Красной площади, к тысячелетним холодным, равнодушным камням, - до поджога (сжигания) потайной дверцы в ад, где дремали духи скорби. Вся символика обеих акций тоталитарна, полна ужаса и боли. Художник не ищет свободы, он играет с мощными силами, надеясь победить их в одиночку.