Безальтернативность национализации. Часть первая.

Nov 24, 2011 15:06




Не смотря на заунывные телевизионные мантры действующей власти о стабильном росте экономики, не взирая на бодрые обещания ангажированных политологов и лидеров партии власти, о приближающемся экономическом прорыве, в который вот-вот устремится Россия, не заметить назревающего политического кризиса (на фоне продолжающегося экономического) невозможно. Очевидно, что страна испытывает не отдельные преодолимые временные трудности, а вот уже более 20 лет движется в совершенно не верном направлении. То, что миллионы людей в России чувствуют интуитивно, профессионалы могут показать в цифрах.

Профессор МГУ, заместитель главного редактора журнала «Экономист» Сергей Семенович Губанов в своём разговоре на радио «Говорит Москва» с заведующим кафедрой антикризисного и стратегического менеджмента Российского государственного торгово-экономического университета Маратом Мусиным, высказал своё мнение по этим вопросам.

«В результате антигосударственных реформ Россия стала работать на доллар, а тем самым - и на США. Вклад России в 6 трлн. долл., выжатых Соединенными Штатами из остального мира в 2001-2008 гг., составляет 15,4%; в абсолютном выражении это 800 млрд. долл., или примерно среднегодовой ВВП России. В таком объеме сложился даровой вывоз наших внутренних ресурсов, за которые страна получила фиктивные американские бумаги. Это наши прямые товарные потери по 100 млрд. долл. в год.

Они составляют от 15 до 20% ВВП ежегодно.  Но долларизация означает не просто частичную работу России на США. Долларизация означает еще работу экономической системы России против экономического развития России.

Приведу два аргумента. Первый - долларизация есть первопричина деиндустриализации российской экономики, массовой трудовой деквалификации россиян. Второй - долларизация ввела в действие модель проедания национального богатства России.

Начнем с первого аргумента. Чтобы он был понятнее, возьмем пример Валерия Вениаминовича Бабкина, почетного профессора Санкт-Петербургского технологического университета.



В нефтехимическом комплексе вслед за сырьевым переделом идут 4 перерабатывающих передела. Тонна нефтегазового сырья стоит 105 долл. - это добывающий передел. Первый передел переработки добавляет в расчете на 1 тонну сырья 55 долл. новой стоимости, второй - 170, третий - 500, четвертый - 760. Таким образом, чистый мультипликатор добавленной стоимости всего комплекса здесь - 7,24 (760/105). Это при полной внутренней переработке тонны сырья, когда все переделы связаны друг с другом вертикальной интеграцией.

Но межотраслевой связи переделов теперь нет. Каждый из них находится в частной собственности. Собственник добывающего передела отправляет сырье на экспорт, выручает с 1 тонны 105 долл., отчисляет часть сырьевой ренты в бюджет, а прибыль кладет в карман. Сырьевые собственники не внакладе. Зато стране достаются гигантские потери. В расчете на 1 тонну сырья, во-первых, национальное богатство России уменьшается на 105 долл.; во-вторых, Россия теряет еще 760 долл. неполученной добавленной стоимости; в-третьих, работает только добывающий передел, а все перерабатывающие остановлены.

Как видим, ради долларовой выручки компрадорский капитал блокирует работу обрабатывающей промышленности. Экспорт сырья служит обогащению олигархов, а не развитию производств с высокой добавленной стоимостью и высокой производительностью труда. Конечно, при национализации стратегических высот экономики долларизации не было бы: тогда на полную мощность работала бы наша обрабатывающая промышленность.
Продолжение следует...

национализация, плановая экономика, социализм

Previous post Next post
Up