Первые палубники "Накадзима". Часть третья. Окончание

Jul 28, 2017 16:48

Originally posted by avianikitoss at Первые палубники "Накадзима". Часть третья. Окончание
Оригинал взят у avianikitoss в Первые палубники "Накадзима". Часть третья. Окончание
Желая улучшить характеристики палубного истребителя Тип 90, инженер Накадзимы Сигенобу Мори (Shigenobu Mori) в 1933 году предложил прототип YM. Самолет этот, являвшийся совершенно новой разработкой, проектировался под явным влиянием Типа 90, который, к тому моменту, был принят на вооружение. Статические испытания прототипа были завершены весной 1934 года, а первый полет состоялся уже осенью. После внесения некоторых изменений, требование которых исходило от имперской военно-морской авиации, новый истребитель был признан соответствующим всем запросам и запущен в серийное производство в январе 1936 года. На производстве машина находилась вплоть до 1940 года, а общий объем выпуска составил 221 экземпляр. Наименование серийной машины звучало следующим образом: "Палубный морской истребитель Тип 95 Накадзима A4N1".



A4N1 пилот Юкихару Одзеки, 12 кокутай, Китай, март 1938 года

ОПИСАНИЕ

Накадзиме здорово повезло, что для своего нового истребителя компания получила двигатель Хикари (Hikari) мощностью 670 лс (730 на взлете), который сильно превосходил стоящий на Тип 90 450-сильный мотор. Этот мощный двигатель, помещенный в капот NACA, вращал двухлопастный металлический винт Гамильтон Стандарт (Hamilton Standard).



A4N1 Тип 95, пилот - Минору Судзуки. Иероглиф "HO" на хвосте - обозначение авианосца "Ryujo"

В целом каркас аппарата был цельнометаллическийм, в том числе из металла выполнялся и силовой набор крыла. Обшивка самолета (кроме носовой части) была тканевая. Сами крылья были эллиптическими, практически такими же, как у A2N3, с поперечным V в пять градусов и стреловидностью верхнего крыла в один градус. Элероны находились как на верхних, так и на нижних крыльях, а вот дальность Типа 95 была ограничена - топливные баки находились исключительно в носовой части фюзеляжа, а используемый на Типе 90 принцип (взятый еще у Воута) был отброшен. Чтобы соответствовать требованиям командования флота, были разработаны дополнительные сбрасываемые топливные баки, которые устанавливались под нижним крылом. Интересно, что в случае экстренного приводнения такие баки вполне могли выполнять функцию поплавков.



В полете самолеты из кокутая Йокосука

Заголовник, впервые установленный на A2N1, на этой машине был сохранен, а вот посадочное шасси представляло собой совершенно новую разработку. Центральная ось, соединяющая пару колес, была эластичной, хвостовое колесо оставили с предыдущих моделей, а перед ним разместили посадочный гак.
Хвостовое оперение целиком было аналогичным A2N3, вооружение осталось точно таким же, только 7,7 мм пулеметы устанавливались наверху фюзеляжа. Бомбовая нагрузка, размещаемая под нижним крылом, составляла 120 килограмм.

ТИП 95 НА СЛУЖБЕ

Изначально пилоты с энтузиазмом приняли появление Типа 95, в том числе и потому, что Тип 90 выпускался в очень малом количестве и не мог компенсировать потери палубных истребителей других типов. К тому же Тип 95, обладая такой же, как Тип 90 маневренностью, превосходил его по скорости на целых 59 километров в час, что был крайне важно, особенно в боевых условиях.
Первые экземпляры машины по традиции были направлены в кокутай Йокосука, пилоты которого традиционно уже испытывали машину и разрабатывали тактику ее использования. Вскоре самолет был передан и в известный "цирк Гэнды".



Пилоты с авианосца "Ryujo" позируют на фоне A4N1

Золотое время A4N1 было, тем не менее, довольно коротким. прототип Ka-14, который станет вскоре самолетом Мицубиси Тип 96, монопланом с низкорасположенным крылом , вышел на испытания в 1935-1936 годах, а первые A5M1 и A5M2 поступили на вооружения японцев в 1937 году. Эти новые машины превосходили маневренность Накадзимы, а скорость их была в районе 426 км/ч, то есть на 84 км/ч больше, чем у А4N1, который быстро перешел в разряд устаревших.



Пилот Касивагура из Татеяма кокутай, юг Токио, 1936 год

Во время первых месяцев "китайского инцидента", который был, на самом деле, обыкновенных захватом территории Китая японцами, истребители Тип 95 заменили Тип 90 на авианосцах "Hosho" и "Ryujo". 18 самолетов поступило на новый авианосец "Soryu" в декабре 1937 года. В апреле 1938 года A4N1 использовались для прикрытия с воздуха Нанкина, а также для поддержки сухопутных частей, ведущих боевые столкновения в группами противника.
События в Китае вынудили командование создать новые кокутаи и многие из них получили на вооружение Тип 95. Почти все такие авиачасти были направлены в Китай, но 11-й кокутай совершенно мирно проводил время в Манчжурии, откуда и вернулся в Японию в августе 1937 года. Приданный Третьему Флоту, он 5 сентября был переведен на аэродром Гунда рядом с Шанхаем. Основной задачей кокутая была поддержка наземных войск и прикрытие аэродрома от налетов самолетов противника. В октябре того же года все Тип 95 были заменены на A5M Тип 96.



Вынужденная посадка A4N1 из Оита кокутай, 1938 год

15 кокутай, созданный на базе кокутая Омура 25 июня 1938 года, был двумя неделями позже направлен в Аньцин (Anking). Часть располагала девятью самолетами Тип 95, и выполняла задачи по поддержке наземных частей в районе Ханькоу (Hankow) и в дельте реки Янцзы. Несколько 95-х с авианосца "Soryu" базировавшихся в Аньцине с мая 1938 года, были переданы в тот же 15-й кокутай A4N1 принимали участие в большом количестве перехватов китайских бомбардировщиков СБ, старавшихся перекрыть морские коммуникации японцев. В сентябре 15-й кокутай перевели на базу "Коуконг" (Kowkong - рядом с Фушанем в провинции Гуандун, недалеко от Гонконга, хотя, по версии AlexWW1 база находилась не там, а в районе Цзюцзяна), откуда они летали на задания в район Ханькоу и где они продолжали свои боевые действия. В декабре того же года кокутай расформировали.



A4N1 Хококу-го №86

Во время операций на юге Китайского моря, которые начались в октябре 1937 года и длились практически год, авианосец "Kaga" принял на борт и A4N1, и A5M2. Во время атаки аэродромов Тяньхэ (Tien Ho) и Баюнь (Paiyun) составленный из тройки Тип 95 и тройки Тип 96 эскорт вступил в бой с китайскими Гладиаторами (Gladiator). Шесть побед в том бою японцы достигли ценой потери двух Тип 95 и одного Тип 96. 30 августа 1938 года пять пикировщиков и шесть истребителей совершали налет на Наньюн (Nanyung), когда встретили в небе 21 китайский самолет, среди которых были Гладиаторы, Кертиссы (Curtiss Hawk III) и Девуатины (Devoitine D.510C). Японцы заявили о восьми победах, потеряв при этом две своих машины.
По первоначальному плану на Тип 95 должны были перевооружиться размещенные в метрополии, в основном на военно-морских базах, истребительные кокутаи, главным из которых был, конечно же, кокутай Йокосука. Кроме Йокосуки, перевооружить планировалось также Касумигауру, Канойу (Kanoya), Омуру, Татеяму (Tateyama), Куре (Kure) и Сасебо. Основной задачей этих кокутаев было патрулирование и береговая охрана территории метрополии.
Благодаря таким планам, а также большой активности "цирка Гэнды", этот маленький японский истребитель, разработанный Накадзимой, стал настоящей звездой многочисленных авиационных праздников, выступая на них даже тогда, когда в частях этот биплан уже заменили на новый Тип 96.



Редкое и не понятное обозначение на киле A4N1

В 1939 году большинство сохранившихся самолетов Тип 95 было передано в летные школы и тренировочные части для обучения пилотов-истребителей, где они и выполняли свою функцию всю первую половину войны на Тихом океане.

КОНЕЦ

Malcolm Passingham
Перевод avianikitoss и AlexWW1

Previous post Next post
Up