Итак!
Я готовился написать этот пост несколько лет. Но не было повода. И вот перед павильоном номер 70 (Москва) появился этот повод!
Все парижские виды скульптуры в одном месте
Поехали
Как многие из вас знают - это знаменитая скульптура были изготовлена специально для поездки в Париж на "Экспо-1937".
Но как она смотрелась там?
Итак начнем с предыстории. Я буду краток, но в конце текста вы найдете хорошую ссылку, где сможете найти достаточное количество дополнительной информации.
Часть первая
Москва
Архитектором павильона СССР был Борис Иофан, он же и является автором идеи скульптурной композиции.
Вслед за "Дворцом Советов", Иофан создавал павильон СССР как постамент под скульптуру. Молодой республике практически нечего было показывать. Первые три зала были еле заполнены, а в последнем четвертом кроме скульптуры Сталина вообще ничего не было. Именно из-за этого было решено строить монументальный павильон, который бы внешне оказывал сильное воздействие.
Для участия в закрытом конкурсе были приглашены скульпторы: Андреев, Мухина, Манизер, Шадр
По предложению инженера Петра Львова - было решено сделать скульптуру не дюралевой, а из нержавейки с помощью сварки.
Вот какие варианты предоставили участники (фото с
сайта)
Андреев
Манизер
Шадр
Изначально на эскизе Иофана скульптура была полуобнаженная, и придуманный шарф изначально слегка прикрывал мужскую наготу, однако в последствии Вера Игнатьевна одела. Она выбрала такую одежду, которая не акцентировала бы внимание на время. Мужчина был одет в рабочий комбинезон, а девушка в сарафан с открытыми плечами. И складки юбки удачно обыграли порыв ветра.
А вот версия Мухиной, с полуобнаженными фигурами
Итак вариант Мухиной утвержден. Настало время самой сложной процедуры - изготовление скульптуры как таковой. Для этого была за полтора месяца вылеплена полутораметровая модель, с которой снимали мерки и увеличивали в 15 раз.
Процесс изготовления был приблизительно такой: изготавливалась обратная форма из дерева, накладывались листы нержавейки и выбивался профиль. После чего крепили с каркасу.
Сборка на заводе, фигура рабочего (фото из архива В.И. Мухиной)
Для создания лиц и рук, пришлось лепить их в натуральную величину, после чего глина заливалась гипсом и из полученной формы уже выбивали лица и руки. (фотографии с
сайта о В.И. Мухиной)
Всем мозолил глаза гениальный ход скульптора - шарф. Директор завода даже донос написал, мол завалится от ветра из-за этого шарфа и вообще в складках виден профиль Троцкого.
Всеми правдами и неправдами скульптуру доделали.
После чего распилили ее на 65 частей, погрузили в 28 вагонов и отправили в Париж. В Польше столкнулись с тем, что некоторые части не проходили по габаритам. Тогда находчивый инженер В.М. Рафаэль (который сопровождал поезд) взял и просто автогеном аккуратно отрезали спорные части. А по приезду приварили обратно.
Часть вторая
Париж
Вот так выглядело место, где должно было проходить Expo-1937 с Эйфелевой башни. Павильон СССР слева на том берегу.
А вот вид, когда уже все построили
Когда скульптуру доставили в Париж, павильон еще не был готов, и часть рабочих, которые прибыли для сборки статуи были брошены на доделку вестибюля.
После чего начался монтаж скульптурной композиции:
Обратите внимание на кран - деррик, он держался не за счет противовеса, а за счет растяжек. Кстати во время сборки не обошлось и без диверсии, один из натянутых тросов оказался подпилен, но это вовремя заметили, и поставили круглосуточную охрану около них, т.к. видно по фотографии растяжки уходили далеко за пределы павильона. (фото из архива В.И. Мухиной)
Смонтировали скульптуру за 11 дней. 1 мая монтаж был закончен. Кран взяли и опустили вовнутрь павильона, где он и простоял до конца выставки.
А что-же было вокруг?
Была Эйфелева башня, а напротив находился павильон фашисткой Германии. Наши заклятые соседи после того, как закончили строить наш павильон - надстроили чуть выше свой, и сверху поставили орла со свастикой. Но когда наши начали собирать скульптуру они поняли, что лажанулись. И когда поняли какая будет итоговая высота у павильона СССР, в авральном режиме надстроили свой еще выше и опять пригвоздили сверху орла. Однако их павильон так и смотрелся как башня с гнездом на крыше. Так и вошло в историю это противостояние двух павильонов. Оно неоднократно обыгрывалось на открытках и фотографиях.
Выставка открылась 25 мая и закрылась 23 ноября 1937 года.
Вот три видео ролика о выставке:
Click to view
http://www.youtube.com/watch?v=Egr3HOYN2Hg
Click to view
http://www.youtube.com/watch?v=O9ELSzRbH6A Этот немного глючный, дайте ему загрузиться один раз он быстро проиграет, но на второй - нормально :)
Click to view
http://www.youtube.com/watch?v=2UcOTlBe15U Просто насладитесь видами:
(судя по всему современная окраска фотографии)
Вид на павильон Германии от скульптуры
Открытка выпущенная в наборе про павильон СССР
Ночные виды:
Противостояние:
Различные обложки
Барельефы скульптора Чайкова - о их истории после выставки в следующий раз
Что же было дальше? А дальше дошло до того, что "Рабочего и колхозницу" захотели приобрести горожане, которые привыкли к этой композиции. Однако этому не было суждено случится. Скульптуру решили вернусть в СССР, для чего приехала демонтажная бригада, которая грубо порезала скульптуру, загрузила в поезд, поездом до моря, по морю до Ленинграда, а из Ленинграда до Москвы опять поездом. В результате целыми доехала только голова рабочего и рука.
04 декабря открывается выставка в
музее архитектуры им. Щусева, там наверняка будет по-более интересных экспонатов.
Еще раз:
Я не ставил себе задачей подробно описать процесс сборки и т.д. показать - да, описать - это сделано довольно хорошо в нижеперечисленных источниках.
Источники:
Н.В. Воронов. "Рабочий и колхозница". Москва. Московский рабочий 1990.
Б. Терновец. "В.И. Мухина". Москва-Ленинград, ИЗОГИЗ 1937.
С сайта
http://vivovoco.rsl.ru/VV/ARTS/MUKHINA/MUKHINA.HTM там-же можно прочитать более подробно про сборку.
Большинство фотографий - открытки, на прочих, если известен источник, стоят копирайты.
Продолжение следует...