Выявление манипулирования общественным мнением на Интернет-форумах.

Feb 29, 2008 14:44

Статья большая, поэтому ниже дан только отрывок. Для прочтения всего материала лучше перейти по ссылке на мой сайт "Конкурентная разведка". Статья написана мною в соавторстве с профессионалом конкурентной разведки, имеющим очень богатый опыт работы на интернет-форумах. При написании этой статьи он взял псевдоним Илья Шилин.

Инициатором статьи был Илья, основной материал - его. Я помог ему дополнить статью и доработать ее. Затем она прошла обсуждение на форуме портала бизнес-разведчиков, где мы с Ильей Шилиным получили ряд ценных дополнений, которые вошли в статью.

Выявление манипулирования общественным мнением на Интернет-форумах.

Авторы: Илья Шилин, Евгений Ющук

С развитием Интернета жизнь компаний и политиков круто изменилась и с каждым днем продолжает меняться все сильнее. В число изучавшихся в классическом маркетинге людей, оказывающих влияние на покупки, сегодня оказались включены те, с кем объект воздействия не был знаком и, возможно, никогда не познакомится. Посторонние люди, и даже не сами люди, а их виртуальные образы, начинают оказывать влияние на решения в реальном мире. Реальные деньги и реальная власть теперь зависят от мнения, озвученного на специальных интернет-площадках, зачастую - анонимами. Де-факто Интернет оказывает влияние на мнение людей и через него - на доходы компаний и действия государственных чиновников. Интернет еще и стирает границы. Люди из разных стран, объединенные одним языком, могут общаться практически в реальном масштабе времени, независимо от своего местонахождения. А могут и не в реальном масштабе времени, а вернуться к теме, начатой много месяцев и даже лет назад. Таким образом, сегодня практически невозможно заткнуть рты недовольным или «закопать» неудобную тему в глубь Интернета насовсем. Эта новая реальность уже наступила. Основную роль в этой реальности играют, и еще, по-видимому, долго будут играть Интернет-форумы.

С появлением новых механизмов влияния на общественное мнение, тут же появились люди, которые ставят задачей манипулировать общественным мнением в новых условиях.

Считается (во многом справедливо, хоть и не всегда) что на форумах звучит искреннее мнение людей и поэтому степень доверия им высока. Разумеется, манипуляторы всех мастей просто не могли обойти форумы стороной. Инструменты манипулирования мнением людей на форумах сегодня интересует и бизнес, и политиков.

Сегодня в Интернете есть заказчики, готовые финансировать это манипулирование в своих интересах. Есть и исполнители, согласные выполнить манипуляции на форумах - за деньги, для развлечения или по идейным соображениям (например, из мести или наоборот из чувства уважения к кому-либо). Доступ на форумы открыт практически каждому. Нет ничего удивительного в том, что «засланные казачки» или «борцы за Светлую Идею» (как вариант - «против Темных Сил») регулярно вступают в виртуальные стычки на форумах. Однако никто не хочет быть проигравшим в этой борьбе, тем более - проиграть «виртуалу», злонамеренно созданному противником для имитации мнения реальных людей. А значит, надо владеть приемами распознавания и нейтрализации целенаправленной активности противника на форумах.

О том, для чего чаще всего проводятся активные мероприятия в форумах, как их распознавать и как им противостоять, мы поговорим в тексте статьи.

Основные проблемы противодействия манипуляторам на форумах

Основная задача - отличить того, кто на форуме работает, от того, кто развлекается. Последних довольно много и это создает серьезную проблему «информационного шума» или, скорее, «ложных целей». Проблема распознавания усугубляется тем, что технология «работающего» на определенном этапе мало чем отличается от потуг «развлекающегося». А последствия неправильных и поспешных выводов могут быть довольно удручающими.
Так поспешный и потому неправильный вывод о событии информационного нападения на форуме логично ведет к проведению соответствующих встречных мероприятий в отношении «вероятного противника», т.к. именно ему автоматически приписываются враждебные действия. Это может привести к нежелательным последствиям:

1. Отвлечь силы от направления, на котором действительно появится противник.

2. Спровоцировать противника на реальные враждебные действия.
Ведь нередко на важных для бизнеса или политики форумах присутствуют представители обеих (или более) враждующих сторон, и непонятная активность одной стороны может спровоцировать агрессию второй, которая, ориентируясь на внешние признаки, думает, что защищается от нападения. После этого начинается эскалация конфликта, причем уже вообще никто не сможет понять, кто и почему на самом деле начал агрессивные действия - каждая сторона искренне считает «нарушителем конвенции» противоположную сторону.

3. Даже при мирном развитии событий, ошибочное предположение подобного рода влечет за собой серьезные затраты и издержки, которых вполне можно было бы избежать.

Отличный пример того, как неверные выводы приводят к ощутимым «перемещениям виртуальных армий» и даже к рождению в ходе длительных «позиционных войн» устойчивых мифов - форум «Грани», имеющий четко выраженную политическую направленность и потому очень бурно реагирующий на любые значимые новости в Интернете. Согласно бытующей там легенде (среди либеральной общественности), всякая похабщина и матерщина, появляющаяся на форуме, является «секретной технологией спецслужб», якобы блокирующих таким способом интерес думающей части населения к означенному ресурсу. Разумеется, всемирная значимость самого ресурса никаких сомнений у его завсегдатаев не вызывает. Надо отметить, что такая завышенная самооценка характерна для завсегдатаев многих Интернет-форумов.

При этом надо сказать, что подобная технология действительно широко применяется в виртуальных войнах, правда она совсем не секретная, а общеизвестная и применяется всеми желающими. В приведенном примере обитатели «Граней» сознательно или несознательно совершают распространенную ошибку - путают способ проведения досуга определенной возрастной категорией с методами информационной войны.
Кстати в дальнейшем эта путаница, эта невозможность провести границу между развязным поведением определенной публики и целенаправленным воздействием извне способна стать методом воздействия на форумчан, который можно эффективно использовать. Правда на «Гранях» такой способ воздействия имеет ограниченную «целевую аудиторию» - проживающих длительное время за рубежом бывших наших соотечественников, а также прочую иностранную публику, интересующуюся русской тематикой (мы не будем детально рассматривать вопрос о причинах разного восприятия информации людьми, находящимися в разном информационном поле, просто примем это к сведению). На других форумах, в зависимости от степени равномерности владения форумчанами информацией, аудитория, подверженная влиянию этой техники, может быть шире или наоборот отсутствовать.

Способы входа манипуляторов в форум

Продолжение - на сайте "Конкурентная разведка"

форумы, интернет-форумы, Манипулирование общественным мнением, Интернет

Previous post Next post
Up