Сравнительная таблица христианства и европейского язычества

Jun 04, 2013 20:12

Финальная версия здесь.

Примечания для нелюбителей читать и любителей домысливать:

  • речь идет только о европейских, а не об азиатских или, тем более, мезоамериканских языческих культах с их массовыми человеческими жертвоприношениями;

  • таюлица является именно сравнением, а не утверждением "все, что в левой колонке - хорошо, все, что в правой - плохо";

  • автор - не язычник, а убежденный атеист, считающий, что любая религия плоха - но это не значит, что они плохи в равной мере.


Европейское язычество

Христианство

Основные добродетели

Сила, смелость, гордость, стойкость, красота, верность, готовность сражаться со сколь угодно сильным врагом

Слепая вера, покорность, непротивление и любовь к врагам (на словах), отказ от "мирского" ради "небесного" (фактически - от жизни ради смерти). Гордость ("гордыня") считается страшным грехом. Стойкость и верность, да и вообще любые положительные качества, одобряются лишь тогда, когда они проявляются в вопросах веры или, как минимум, с оглядкой на нее; стремление "быть хорошим" не "ради бога", а ради собственных принципов и самоуважения, может клеймиться как "гордыня". Ради веры надо "возненавидеть родных" и т.п.

Отношение к разуму

В основном уважительное (хотя в некоторых ветвях практиковались мистерии, где с помощью психоактивных вещ-в и практик людей вводили в "священное безумие", но это состояние временное и обратимое). Настоящий сумасшедший никак не может быть авторитетом. Хотя наиболее почитаемый тип героя - воин, а не ученый, от него требуется ум, умение перехитрить врага, а не одна лишь физическая сила.

Пренебрежительное; всячески подчеркивается преимущество слепой веры над "худым" человеческим умом. "Верую, ибо абсурдно". Обилие противоречий и откровенно алогичных концепций типа "триединой Троицы", запрета идолов в сочетании с играющими их роль иконами и статуями, запрета многобожия в сочетании с культом богородицы (фактически богини-матери) и святых (фактически младших богов). Культ убогих ("тех, которые у бога") и "блаженных", т.е. умственно неполноценных.

Отношение к науке, знанию

В основном уважительное; даже в обществах, где не было развитой науки, ведьмы/wizards и т.п.пользовались почтением не за "связь с нечистой силой", а за то, что, как и следует из названия, были "знающими/мудрыми". (При этом не следует путать такие события, как, напр., гибель Архимеда в результате военных действий, с преследованием ученых именно на религиозной почве.)

Пренебрежительное и открыто враждебное, если наука начинает входить в противоречие с религиозными догмами. Ведьмы/wizards - враги, подлежащие уничтожению, да и настоящие ученые часто тоже. Методы борьбы против науки со временем смягчились (от сжигания на кострах - к "обезьяньим процессам" и давлению через консервативное политическое лобби и СМИ), но суть не меняется. "Философия - служанка богословия" (лишь в этом качестве может быть терпима и наука в целом), "ученые не вправе играть в бога" и т.п.

Отношение к физическому здоровью, гигиене

Культ здоровья, силы, гармоничного физического развития. Бани занимают важное место и в романской, и в славянской, и в скандинавской традициях.

"Тело - сосуд мерзости и греха", "умерщвление плоти", почитание "святых", наносящих максимальный ущерб своему здоровью (в т.ч. живущим в максимальной грязи). Распространенное представление о греховности мытья (как и всякого обнажения и телесного удовольствия). Практически повсеместное исчезновение бань и канализации вплоть до новейшего времени (исключая страны, где языческая традиция в этом плане оказалась сильнее).

Эстетика

Преимущественно жизнеутверждающая (впрочем, встречаются и описания мук, принятых героем от рук врагов, или наказаний грешников). Культ красоты и силы.

Преимущественно мрачная, подавляющая. Смерть и пытки (как грешников в аду, так и праведников-мучеников) - один из самых популярных мотивов; собственно, самый главный символ - распятие, мучительная казнь создателя религии (что характерно, главный символ изображает именно смерть, а не воскресение Христа). Типичный образ святого - изможденный, нередко сгорбленный старик с суровым взглядом (кстати, термин "старец" или "старица" применяется даже к сравнительно молодым людям). Телесная красота - "греховный соблазн". Некрофильско-фетишистский культ кусков трупов ("мощей"). Каннибальский обряд евхаристии (употребление в пищу "мяса и крови Христа", причем, по мнению ряда конфессий, даже не в символическом, а в буквальном смысле).

Представление о высшей силе

Психологически боги ничем не отличаются от людей - также испытывают страсти, враждуют, завидуют, ревнуют, могут сражаться друг с другом и терпеть поражение и т.п. Картина наивная, но по-своему логичная - во всяком случае, не возникает вопросов, почему мир, управляемый такими богами, столь несовершенен.

Бог преподносится как абсолют, высшее совершенство, свободное от всех человеческих пороков, всемогущий, всеведущий и всеблагой - однако при этом он гневлив, ревнив, жесток, завистлив и т.п. до крайней степени, "попускает" зло и творит его сам (хотя с т.зр. христиан никакое зло, творимое богом, злом не является, даже если речь идет о широкомасштабном геноциде и вечных пытках).

Отношения с высшей силой

Поклоняйся, если хочешь, чтобы бог (тот или иной) тебе помог; отношения скорее деловые ("мы тебе - ритуал, ты нам - удачу в делах"). Бросать вызов богам рискованно, но особо выдающийся человек может стать равным богам и даже одним из них (как, например, Геракл). Последнее, впрочем, может профанироваться в политических целях, когда к сонму богов причисляется каждый очередной император.

Поклоняйся, если не хочешь, чтобы бог тебя наказал; ты должен молить его о милости, а уж окажет он ее или нет - это его божья воля, которую не тебе судить. Отношения "рабы -хозяин". Самый хороший человек отправится в ад, если не верит в бога (причем незнание об "истинном боге" не освобождает от ответственности). Напротив, самый закоренелый негодяй может попасть в рай, если перед смертью "обратится к богу". Человек всегда останется рабом бога и никем иным.

Представление о человеке

Человек может получить при рождении дар от того или иного бога, но в целом он делает себя сам, и кем он себя сделает, такого отношения и заслуживает. Культ героев (популярный мотив - герой побеждает превосходящего врага, восстанавливая справедливость).

Человек - существо изначально порочное, уже по факту своего рождения обреченное на проклятие и вечные муки. Спасти его может только бог. Культ мучеников (популярный мотив - мученик терпит одну несправедливость за другой, продолжая славить бога, "попускающего" - а то и прямо организующего - эти страдания).

Веротерпимость

В основном терпимы к тем, кто терпим к ним; оскорбления в адрес богов могут быть наказуемы (вплоть до смерти), но сам факт веры в других богов оскорблением не считается. Культурные ценности других религий, как правило, пользуются уважительным отношением, по крайней мере, как эстетические объекты.

Нетерпимость и агрессия, вплоть до пыток, убийств и полномасштабных войн, по отношению к тем, кто не верит в христианского бога или, что еще хуже, верит в него "неправильно" (сохраняется по сей день, напр., силовое противостояние между католиками и протестантами в Северной Ирландии, между католиками и православными в ходе балканских войн; в менее трагической форме - регулярные драки между конфессиями в храме Гроба Господня). Культурные ценности других религий активно уничтожались вплоть до самого Возрождения.

Отношения с другими народами

Своему народу отдается однозначное предпочтение; войны против других, в том числе захватнические, считаются нормальным делом

Формально - провозглашается равенство и "братская любовь" ("несть ни эллина, ни иудея"), на практике войны против других народов (включая единоверцев), в том числе захватнические, считаются нормальным делом и прямо освящаются церковью. В то же время по отношению к иноземным захватчикам, от монголов в средние века до нацистов, христианская церковь часто проявляла коллаборационизм.

Претензии на политическую
власть

Варьируются в разных культурах, но в целом ни одно европейское языческое гос-во, даже там, где верховный правитель принимал на себя должность верховного жреца, нельзя назвать теократией.

Весьма значительные и агрессивные. Светская власть пап и фактически теократический характер средневековых христианских гос-в. Светский монарх получал корону от духовного владыки. Собственные репрессивные органы (инквизиция в Европе, церковные суды и монастырские тюрьмы в России), которым светская власть безропотно подчинялась, проводя в жизнь их решения (либо же имел место теснейший альянс светской и духовной власти). Репрессивные законы в светских кодексах, карающие за непочтительное отношение к религии и церкви (существуют и в современном мире, хотя и значительно смягчены по сравнению со средневековьем). Иезуиты и другие духовные ордена, представлялвшие собой серьезную политическую силу и не гнушавшиеся любыми средствами. Государственный статус церкви (и соотв. ее содержание за счет налогоплательщиков) сохраняется в ряде стран (в т.ч. считающихся демократическими) до сих пор. Во многих странах, где церковь отделена от гос-ва, она продолжает активно вмешиваться в политику, напрямую или через лоббистов.

Вмешательство в частную жизнь

Незначительное

Весьма значительное. Жесткая регламентация "что есть, с кем спать, как одеваться" и т.п., с требованием регулярно "исповедоваться в грехах", т.е. де факто доносить на самих себя о любом нарушении этих правил.

Previous post Next post
Up