Dec 01, 2011 02:15
Я поделюсь впечатлениями от действа по присуждению премии в области искусства.
К результатам претензий нет, тем более, что часть сам экспертно оценивал и окончательный выбор в критерии попадает.
Начало было динамичным и обнадеживающим: без лишних вступлений называли победителей, награждали, фоткали. Уровень презентабельности был губернаторским, что замечательно в плане статуса на глазах муниципалитетов края. Правда, сразу насторожила вступительная фраза Мильграма "не знаю что сказать" - как и предполагал, неподготовленность заняла всего 15-20 минут. Впрочем, содержательно и со смыслом. Про смыслы или их понимание надо говорить особо.
Потом была вторая часть, где озвучивали муниципальный конкурс в формате культурного форума. Вот формат мне был понятен отчасти - смотр потенциала традиционных учреждений культуры, а вот результат этого процесса совершенно не понятен. Счас поясню.
Типа, у нас большой культурный проект, направленный на модернизацию культуры. И я лично всячески бьюсь за эту модернизацию в музейной сфере - стараюсь "сдвинуть крыши", "вынести сознание" и вложить новые представления в мозги. Надеялся, что и в других сферах так же. Но вот мне наглядно показывают лучшие образцы муниципальных культурных учреждений...
Замечательно аутентичны бабушки из Кочева, одна претензия - притопы у мужиков слабые, ибо именно они задают ритм и аккомпанемент народному пению. "Два притопа, три прихлопа" не метафора, а традиция. да такая, что русские гены просыпаются и готов поддержать ритм. Это мне понятно, зал тоже хлопает.
А потом... Ладно, когда выступают дети и чудесно, что с ними есть еще кому работать и есть творческие результаты. Зал хлопает горячо. Но потом!...
Когда зал заходится в ажиотаже на предмет выступления очередной псевдорусской "клюквы", я начинаю недоумевать.
Приходит осознание, что наши территории старательно воспроизводят культурные образцы 70-х годов 20 века, которые нам транслировали с большой сцены центрального телевидения (в этом смысле и муниципальные музеи Пермского края старательно воспроизводят идеологический стандарт тех же 70 годов). Нам показывают и мы положительно оцениваем вторичные, третичные и последующие УСТАРЕВШИЕ культурные образцы прошлого века и прошлой исторической эпохи. Образцы, которые просто размывают и нивелируют местную идентичность и прототипы оригинальной культуры. И тут меня настигает осознание и связанное с ним большое недоумение.
Либо надо заниматься модернизацией всех направлений культуры, либо пафос регионального культурного проекта не реализуем, надуман. Мы таки не создаем новых образцов современной культуры, а тиражируем образцы из прошлого, просто разной свежести и актуальности. А действительно новое и будущее при таком подходе и существующих механизмах просто не может быть узнано и признано.
Меня бы больше устроил вариант, когда под финал на сцену вышел бы Сява и сделал свой последний реп про красных человечков. Это могло быть шокирующим, но уместным. Уместнее, чем творческие номера от губернского центра (Перми, если кто не понял), где под занавес звучал военный губернский оркестр и местечково-патриотический гимн.
Ибо!... Либо проект модернизации культуры, либо пустые декларации. Обращаясь к сегодняшнему посту одного френда, хочется перефразировать: меню можно сочинить творчески любое, но желудок несовместимое не переварит.
Надо работать не с образцами, а с тенденциями. И создавать условия для их проявления и воплощения!
ой, это я про себя? сорри )))
культурная политика,
Пермский край