Пока я зрею на большой многоходовый пост о Чердынском музее, сделаю репортаж о посещенном вчерась корпоративном музее. Пространный, но однопостный. Под катом будет много картинок.
Что я заметил, в корпоративных музеях (как и в краеведческих) сохраняется советский стандарт: этапы большого пути, персоналии начальников, выпускаемая продукция, всякие подарки и сувениры. Музейное там: личные вещи, награды, документы. Сейчас еще повсеместная музейная тенденция - средовые уголки.
Другая характерная черта корпоративных музеев (особенно прибыльных предприятий) - доминирование интерьеров над содержанием.
Главный экспонат музея, на мой взгляд - география деятельности Лукойла. Земной шар ворочается в любом направлении, что тоже символично.
Экология - тренд современности, поэтому есть в экспозиции такое природное вкрапление, говорящее о том, что теперь можно жить к ПНОСу ближе.
Еще примечательно, что долго спорили нужно ли делать эту вставку, насколько она уместна. Получается, что экспозиция насквозь символична, хотя создатели этого даже не предполагали.
Пока шел рассказ директора, я заглянул в ближайший зал (не по порядку, а по доступности) и сделал несколько снимков, пока люди отсутствуют в кадре.
Сказал бы, что не понятно о чем зал. Но если напрячь серое вещество, то понятно - рассказ о досуге и уровне жизни сотрудников предприятия.
Нет, экскурсовод, конечно, все пояснит и разжуется, но я то по принципе "читается/не читается" экспозиция.
Примечательно, что при общем взгляде тема читается, а вот в деталях уже не так отчетливо
Все же поставим плюсик. Тем более, что с характерными плоскостными решениями соседствуют пространственные.
Вот еще "средовый" уголок.И тема жизненная - про то, как некоторые работники предприятия проводили свой армейский "досуг" (я не над "афганцами" стебаюсь, прошу меня понять).
Что-то я увлекся, слишком много внимания уделил "досугу". Поспешу в зал "истории".
В коридоре висит мультимедийный киоск. Сам пальчиками не тыкал, а экспериментаторы сказали, что логика информации неочевидная, навигация... скажем упрощенная, чтобы не говорить примитивная. Дизайн не то, чтобы не выразительный, скорее официальный.
В зале истории я первым делом обратил внимание на такие объекты.
И это правильно, потому что они привлекают внимание, отвлекают от основной экспозиции, во многом исправляют впечатление.
Патамушта! Потому, что делало первую экспозицию политическое агентство "Кучер".
Несколько лет назад, я лично с этим сталкивался, они активно "окучивали" состоятельные пермские предприятия на предмет создания для них музеев.
Поскольку для них это был чистый бизнес-проект, а нормальных музейных специалистов они не привлекали, то и создали типичную экспозицию прошлого века. Потом их плоское решение как могли исправляли.
Хотя правки, на мой взгляд, не принципиальные. Общее впечатление остается прежнее.
После экскурсии я немного выступил по теме, о которой просили, но не удержался, чтобы не сказать о других подходах к созданию корпоративного музея. О ценностном подходе, когда тема предприятия вписываться в более обширный гуманитарный контекст.
К примеру, применительно к Лукойлу, музей мог говорить о том как нефть изменила мир, стала кровью технического прогресса и какое место в этих процессах занимает предприятие. Были и другие примеры, но при создании корпоративного музея все равно надо искать индивидуальное решение, нет готовых рецептов. Хоть и пытались получить от меня рекомендации.
Лучше давайте предметно обсуждать с заинтересованными сторонами.