Идеальный храм (фантазия)

Jun 11, 2009 11:41

Идеальный храм должен являть собой действительный пример преображения материи. В нём всякая вещь должна быть подобна тому, как она будет уже в раю. И человек, пришедший в храм, должен в самом деле ощущать, будто он на какое-то время попал на Небеса.

Это касается не только зрительных впечатлений, то есть не только внешнего и внутреннего убранства. Звуки, запахи, осязательные ощущения, даже вкус, если находящийся в храме должен что-то съесть или выпить, должны быть сообразными преображённому складу.В храмах разных традиций практикуются разные средства для этого: всевозможные музыкальные инструменты (колокола, гонги, органы, варганы и проч.), певческие голоса, одиночные и в хоре, воскурения и благовония и т.д. Крайне важным является обычай снимать обувь перед входом в храм, он действует не только у мусульман, но у буддистов, а также во многих восточных древлеправославных церквах. Конечно, для этого и пол в храмах должен быть соответственно устроен: в мечетях постелены ковры, в пагодах положена прохладная плитка.

Вообще ни одна деталь храма не может быть случайной или проходной. Всё, включая хозяйственные и бытовые подробности, должно иметь смысл, восходящий к религиозной идее. Никаких бессмысленных, чисто декоративных элементов. Осмысленность, осознанность, может быть даже символичность, всякой законченной детали и их взаиморасположения условие и признак одухотворённости материи. Важны также местоположение самого храма и состав материалов, из которых он построен.

Храм никогда не отдыхает. Всякое мгновение жизни храма также должно иметь смысл. Даже когда в нём не происходит никакого особенного действа, он всё равно остаётся священным местом, точкой пересечения земного и высшего миров. Поэтому он всегда, в любое время суток должен быть открыт для посетителей. Если же и закрываться, то не на отдых, а для каких-то особенных обрядов. Верующий должен чувствовать себя в храме как дома. В том смысле, что всё здесь для него должно быть родным и дорогим, вызывающим одновременно желание заботливого ухода и чувство домашней расслабленности. В храме должно быть хорошо просто посидеть или даже прилечь, чтобы подумать о чём-нибудь или же, напротив, отдохнуть от всяких мыслей. Конечно, в храме должны быть и запретные, таинственные уголки, куда доступ есть не всем.

Вообще храм должен быть одновременно прост, чтобы его идея была понятна любому случайному захожанину, и сложен, чтобы его можно было постигать бесконечно, постоянно открывая что-нибудь новое. В храме должно быть легко потеряться, но невозможно заблудиться.

практика, философская теология, храмы, конструктивная этология

Previous post Next post
Up