Определение понятия “информация”

Jul 28, 2016 11:13


Всякая философская система основана на азарте: получится ли из такой вот точки и по такому вот принципу развернуть целый мир, так чтобы он включил в себя и повседневный опыт. Причём интересно также, какой новый смысл этот опыт обретёт в новой системе и какие практические последствия это будет иметь.

Особенно силён такой азарт для материалистических философий: “Дайте мне материю - и я построю из неё мир”, - сказал не кто-нибудь, а схоласт Иоанн Дунс Скот. Потом Фейербах и Маркс увлекались “переворачиванием с головы на ноги”: что будет, если, например, всякие идеалистические категории, прежде всего гегелевские, толковать материалистически. Через 150 лет, когда мы привязались к проблеме сознания, это всё так же увлекательно: что будет, если отожествить какую-нибудь “духовную” функцию человека с функцией любого физического тела. Например, цель отождествить с тяготением в широком смысле этого слова, с тенденцией. Или вот, скажем, информация.

Если глянуть на бытующие в разных областях определения этого слова, диву дашься нарочито тупым тавтологиям. “Информация - это знания”. “Информация - это сведения”. “Информация - это сообщения и сигналы”. Какой-нибудь конспиролог немедля решил бы, что это “чьё-то решение” всех одурить и не дать развиваться познанию людей в некоем почему-то опасном русле. К тому же, совершенно непонятно, как подобные “дефиниции” использовать, например, для генетической или квантовой информации. Откуда элементарные частицы знают, как себя вести? Откуда молекулы ДНК знают, какой организм разворачивать?



А ведь можно дать такое определение информации, которое охватит все области - и собственно гносеологию, и психологию, и кибернетику, и генетику, и физику.


Информация есть замещение одних объектов или событий другими, чаще всего сжатыми копиями первых, которые способны приводить к сходным последствиям в сходной среде.

Разумеется, степень сходства может разниться. Разумеется, в некоторых средах сходные последствия вообще не будут порождены. А во многих случаях заместители будут приводить к сходным последствиям только в очень ограниченном наборе сред, которые мы можем назвать адресными средами. Кстати, Бог в данной системе - это универсальная адресная среда, то есть такая среда, которая может уподобиться любой другой адресной среде и из любых заместителей породить последствия оригиналов, то есть расшифровать любую информацию. Какое бы послание вы ни составили и кому бы ни адресовали, Бог его поймёт. Таким образом, Бог может отождествить любые объекты или события, для Него они все одно и то же и все сказываются друг о друге. Потому Он и может развернуть всё из ничего.

Далее, заместители во многих случаях отличаются от оригиналов большей мобильностью: они компактнее, легче, быстрее и лучше проникают сквозь разнообразные барьеры. И, конечно же, заместители можно замещать другими, всё более невесомыми заместителями и так кодировать до бесконечности.

Пока мы не придём к тому, с чего начали - к представлению всего мира в одной точке.

философская теология, телеософия

Previous post Next post
Up