Самореализация и деятельная любовь

Oct 09, 2014 11:39


Самореализация и деятельная любовь одно и то же. Не может быть никакой самореализации вне отношения к кому-то другому. Слово "самореализация" вообще не имеет никакого смысла вне контекста христианской цивилизации, то есть хотя бы христианского культурного наследия, в рамках которого помощь человека человеку остаётся высшей ценностью. Что реализовать? Зачем реализовать? В каком виде реализовать?

Слово "самореализация" есть кажущееся упрощение, а на самом деле только шифрование очень глубокого смысла. Оно предполагает, что человеку даны некоторые возможности, которые ему нужно осуществить. Выражаясь схоластическим языком, который вновь нашёл моду на себя, теперь уже в сфере популярной психологии: человек должен реализовать дарованные ему потенции. Это учение, конечно же, предполагает, что Кто-то зачем-то даровал эти потенции человеку, что Кто-то создал человека и имеет определённый замысел по отношению к нему. Для эксплицитного христианства, в котором родилось данное учение, нет нужды затушёвывать или замалчивать эту часть. Для имплицитного христианства, в котором мы сегодня живём, идея Творца и провидения кажется неприличной, поэтому эта часть либо вообще пропускается, либо заменяется словами о матери-природе или о чём-то таком же туманном.

Собственно природному человеку не нужно ничего реализовать. Ему нужно лишь вволю удовлетворять природные, то есть физиологические, потребности. Есть, спать, размножаться, испражняться, поменьше трудиться. Потребность в самореализации, которую схоласты-психологи водружают на вершину пирамиды, может при этом никогда не возникнуть. Даже если все прочие потребности удовлетворены. Новому же человеку, отличающемуся от природного, важно быть кем-то для других. Он ощущает, что в нём есть что-то, что предназначено для этих других, и оно должно быть проявлено и передано им.

И дело тут не в какой-то благодарности, уважении, признании со стороны других. Всё это можно получить и по-другому, например обманом или грубой силой. Да и зачастую самореализация не вызывает никакого положительного ответа. Но даже окружённый почтением, новый человек будет страдать от неосуществлённости. И даже гонимый, человек будет удовлетворён, что самореализовался. Гонимость может даже служить подтверждением этой самой реализации.

Реализация - это не только проявление. Недостаточно продемонстрировать какие-то свои способности, поиграть мускулами. Нужно добиться результата, принести плод.
Плод состоит именно в том, что другие получили сделанное тобой. Например, если ты любишь изучать живые организмы и благодаря этой склонности тонко чувствуешь их расстройства, это может быть воспринято как дарование. И чтобы осуществить это дарование, тебе нужно помогать другим живым организмам преодолевать их расстройства. Недостаточно показать, им или самому себе, что ты можешь это делать. Твоя склонность и их потребность должны встретиться. Эти другие живые организмы могут быть неблагодарны тебе, даже презирать тебя за то, что ты, например, не воин или не предприниматель, даже ненавидеть тебя и пытаться убить за то, что ты, например, колдун и чернокнижник. Но если ты новый человек, твоё счастье невозможно без того, чтобы ты осуществил свой дар. И ты будешь испытывать странное воодушевление и блаженство, когда будешь помогать другим.

Самореализация всегда направлена на других. Даже затворники уединяются именно для того, чтобы думать и молиться о других. Само их уединение есть своего рода дар другим.

Да, помощь другим может пониматься по-разному. Некоторые оценят молитвенное уединение не как помощь, а как уход от помощи, не как самореализацию, а как дезертирство. Идея самореализации накаляет обстановку, разногласия на её счёт неизбежно вызывают острые взаимные неприятия и распри.

Как осознать свои дарования? Что делать тем, у кого их нет? Кому следует помогать? Как? В методологии деятельной любви есть свои школы.

Первая школа основана на том, что дар помощи один на всех людей, в нём нет особенных индивидуальных различий. Ты должен ощущать любовь к любому, оказавшемуся ближним, и помочь ему в том, в чём он в этот момент нуждается. Критерием здесь является именно это чувство (сочувствие), что другой нуждается в помощи и именно в такой. Дефицит чувства осуждается. Предлагаются специальные техники, чтобы это чувство культивировать. Но из-за этого помогают в основном тем, кто вызывает сочувствие. Кто не вызывает сочувствия, хотя и находится, быть может, в бедственном положении, тому, как правило, не помогают. Мошенники развивают искусство прибедняться. Любое сотрудничество, в том числе деловое, становится зависимым от чувств, которые возникают или не возникают между сотрудниками (работниками и предпринимателями, чиновниками и просителями, врачами и больными и т.д.).

Вторая школа основана на том, что всё надо сначала заслужить. Заслужить надо и некий дар, который ты будешь осуществлять, и помощь, которую тебе окажут. Эта школа отрицает переменчивое чувство как главный критерий и ставит вперёд него действие. Сначала помоги другим так, как они того заслуживают, а потом получишь тот особенный дар, который ты заслужил своей помощью, и будешь его осуществлять. Всеобщий первоначальный дар помощи здесь остаётся, и он также безличен. Надо поработать в осуществлении этого безличного дара, чтобы обрести себя как личность с собственным дарованием. Но помогать нужно не любому, а только тому, кто достоин помощи. Здесь вступает в силу объективистская оценка чужих нужд. Мало ли что он просит и как он при этом артистично жалуется. Неважно, жалко его тебе или нет. Помощь теперь зависит от измерений, она должна быть точно выверена.

Третья школа основана на том, что нет никакого всеобщего дара. Все дарования только индивидуальны. Если у тебя их нет, их нельзя ни культивировать, ни заслужить. Если у тебя их нет, у тебя нет никаких шансов. Если у тебя они есть, ты победитель. А кому же тогда следует помогать? Всем и никому. Помощь безадресна, она предлагается всем, кто сам захочет её получить. Она, что называется, выбрасывается на свободный рынок, который и возникает из этой идеи. Критерием реализации становится спрос. Каждая личность теперь предельно обособлена, но чувство жалости окончательно загнано на периферию, оно даже становится оскорбительным.

Вот эта дистанция между тем, кто осуществляет свой дар, и тем, в ком (через кого) он осуществляется, и породила кажущуюся разницу между самореализацией и деятельной любовью. Помогающий предельно индивидуализировался, объект помощи наоборот. Он больше не вызывает никаких чувств, он превратился в абстрактную публику.

католичество, православие, сравнительная этология

Previous post Next post
Up