Корпоративная философия

Dec 09, 2006 20:18

Я уже писал, что философия имеет протеевскую природу: принимает разнообразные формы, не отождествляясь с ними. Как не-форма философия - это бесконечный и клокочущий творческий океан, непрерывно что-то создающий и тут же разрушающий. Принимая определённую форму, философия становится источником вдохновения для не-философов. Она становится действующим этосом, или религией. Материалом для религии может быть что угодно: фантастическая повесть, нелепый слух, наркотическое стихотворение, клинический бред и любой прочий "сор". Но непосредственно религией этот сор может стать, только пройдя философский тигль, то есть будучи осмыслен так, чтобы стать источником определённого образа жизни, стиля и проч. Философский камень всё превращает в золото. Материал служит поводом для ответа на всем известные вопросы: зачем? почему? куда?...

Таким образом, есть философия-не-форма, то есть собственно философия, и философии-формы, этосы, религии. Некоторые философии-формы неудачны, то есть рождены мёртвыми или быстро умерли, поскольку никого ни на что не вдохновляют или быстро перестали вдохновлять. Философия-не-форма постоянно порождает философии-формы. Философии-формы порождают всё остальное.

Философия создает народы. Всякий народ первоначально возник как группа последователей определённой философии-формы. Даже самое, казалось бы, примитивное племя имеет в своей основе некую философию. Разумеется, такая философия не похожа на аристотелизм или марксизм, она по-другому организована и пользуется другими выразительными средствами. Кризис любого народа и вообще любой человеческой общности всегда связан с кризисом его философии. Пока философия вдохновляет, никакие внешние обстоятельства (стихийные бедствия, многочисленные враги и проч.) не помеха. Как только она перестала вдохновлять, любое состояние покоя и благополучия, величия и блеска обернётся крахом.

Философия создает эпохи. Пока кто-то адаптируется к наступающим изменениям, другие их создают. Создают их те, кто вдохновлён определённой философией. Именно эта философия и является духом того или иного времени. Таким образом, основа лидерства и всевозможных побед закладывается в философии.

В программе философского факультета есть два больших пробела: философия права и философия хозяйства. Пришлось изучать эти дисциплины самостоятельно, по одной из них я даже написал книгу "Основы философии права", 1997. Занимаются ими в основном не философы. Отчего-то отечественная собственно философская мысль обошла эти две важнейшие сферы стороной. В то время как на Западе у них есть свои классики, да и классики философии вообще посвящали им специальные работы. Особенно интересна философия хозяйства. Углубившись в некоторые её темы, я составил свой взгляд на современные экономические тенденции и пришел к выводу, что сегодня философия становится непосредственной производительной силой. Кроме того, ныне уходит в прошлое эпоха уникального торгового предложения, а его функции будет выполнять именно философия, которая, таким образом, становится важнейшим элементом хозяйственного оборота и дорогостоящим товаром.

Какова роль философа в этих условиях? Философ как профессионал, погружённый в философию-не-форму, продуцирует философии-формы. Философии-формы - это как раз то, что востребовано хозяйствующими субъектами. Они же, эти субъекты, и являются источником материала для данных философий. В каждом отдельном случае философ сначала проводит исследование, собирает и систематизирует этот материал. А потом он обобщает и творчески переосмысляет его, с тем чтобы создать новую уникальную философию-форму, органичную именно для данного субъекта, данной корпоративной личности. Таким образом, философ занимается привычной работой - исследовательской и творческой. И получает привычные, хотя и всегда новые, результаты: вдохновляющие философии-формы, или корпоративные религии. Сделать так, чтобы из "сора" выросли "стихи", может только философ, поскольку только его профессиональная подготовка даёт понимание того, как из одного получается другое.

Для более чёткого понимания всего вышесказанного рекомендую прочесть два материала: "Философия как демон бизнеса" и "Гибель маркетинговых добродетелей"

конструктивная этология, философия хозяйства

Previous post Next post
Up