Теория поля последней битвы

Jul 26, 2010 12:05

Человек действия является таковым потому, что он может лишний раз не задумываться. Он может пользоваться мыслительной работой других людей, потративших иной раз своё здоровье, а иной и всю жизнь, чтобы разработать и защитить основания его действия.

Сколь бы ни предпочитал такой человек действие теоретизированию, для его активности крайне важно, чтобы её основания были такими глубокими, такими разработанными и такими защищёнными, что никто и ничто не могло бы их поколебать. Не должно быть ни одного каверзного вопроса, на который человек действия интуитивно не знал бы ответ.Чтобы никакой агитатор, пропагандист, проповедник, "пиарщик" не смог бы внушить ему сомнения, расшатать его устои, сбить его с пути. И пусть на его пути встретится самый агрессивный критик, самый тонкий философ, самый проникновенный психолог, самый загадочный мистик, самый вдохновенный пророк, да хоть сам ангел с небес, человек действия не спасует, потому что над линией его поведения, над основаниями его действия поработало целое сообщество хитроумнейших, умудрённейших людей, пожертвовавших для этого всем. Они выиграли любую такую битву задолго до того, как человек действия начал действовать. И теперь он может действовать и одерживать действительные победы, которые, по сути, являются лишь продолжением побед идейных.

И когда мы говорим о деятельном духе Запада, о западном человеке действия, который вот уже сколько столетий господствует надо всеми и всем задаёт пример деятельности, необходимо обратить внимания на основания его действий. Сказать, что эти основания разработаны превосходно, значит ничего не сказать.

Всем критикам Западной цивилизации я хотел бы порекомендовать прочесть написанное в 1919 году "Послание к Римлянам" Карла Барта. Быть может, тогда эти донкихоты поймут, сколь мощна и сколь велика та мельница, на которую они так отважно бросаются. Она способна легко перемолоть всё - ислам, буддизм, зороастризм, православие, индуизм, конфуцианство, не говоря уж о лилипутах вроде секулярного гуманизма. И книга Барта, такая отвлечённая, такая непрактичная, такая неудобочитаемая, такая непопулярная в массах, да просто неизвестная им, демонстрирует уровень, на который следует подняться, прежде чем замахиваться на борьбу с Западом. Для большинства ныне живущих мировоззрений этот уровень скрыт за облаками. После такой книги человек действия может чувствовать себя спокойно и делать что угодно. Барт облегчил жизнь Рейгану, Бушу, Обаме и многим, многим другим. Защитил их и сотни миллионов тех, кто поддерживает их и зависит от них. Все они могут быть уверены, что основания их действий неколебимы, что они идут безупречно правильным путём и что никто не сможет подвергнуть это сомнению, которое по своей силе было бы равно утверждению, сделанному Бартом.

На этом примере становится непреодолимо очевидным, насколько важна тончайшая богословская работа. Насколько благодарным является этот неблагодарный труд. Трудно даже представить, кто и как сегодня или в обозримом будущем мог бы превзойти его результаты - это соединение религиозной страсти, научной точности и художественного вдохновения. Пока Барт не преодолён, Запад непобедим.

А может, и не нужно его преодолевать? Может, нужно пойти совершенно новым, неожиданным путём? Может, теперь единственный способ победить господствующую цивилизацию - это вобрать в себя её богатства? Не следует считать, что Барт неправ, что его надо раскритиковать и стереть в ничто его труды. Он прав, и его правота должна быть нашей, служить нам. Так же как и правота всех прочих мыслителей, защищавших и пестовавших нечто доброе и прекрасное. Ничто доброе и прекрасное не должно погибнуть. Никакое основание действия не должно быть отвергнуто. Новая цивилизация не раздавит Западную, но победит её, вобрав в себя. Новое мировоззрение не отметёт работу Барта, но вберёт в себя. И то обстоятельство, что его идеи столь остры, столь самостоятельны, так противопоставляют себя всему остальному, является настоящим вызовом для новой работы. Когда же Иное и неиное соединятся, новое действие и новые победы станут неизбежными.

политическая философия, комплементаризм, книги, конструктивная этология

Previous post Next post
Up