Константин Дмитриевич Кавелин хорошо знал Белинского. Первоначальное образование Кавелин получил дома. Среди его учителей был В. Г. Белинский, пробудивший в нём критическое отношение к окружающей действительности - "социальной, религиозной и политической".
Из статьи Константина Дмитриевича Кавелина "Белинский и последующее развитие нашей критики" (газета Неделя, 1875, 5 октября)
О Белинском существуют у нас, как вы знаете, противоречивые отзывы.
Белинский был, бесспорно, одним из самых значительных и сложных явлений. В нём выразились, сосредоточившись, как в фокусе, мотивы, бродившие в мыслящих слоях тогдашнего русского общества.
Значительные личности, обозначающие и выражающие собою целый фазис умственного движения, нельзя определить какою-нибудь одной чертой. Всякая эпоха, личность, событие, произведение ума или таланта, завершившие собою одну фазу развития и начавшие другую, если их рассматривать в связи с прошедшим и последующим, поражают многосложностью выраженных в них мотивов.
Кто-то очень верно заметил, что действительность в каждую данную минуту заключает в себе все и всякие возможности; только обстоятельства более или менее благоприятствуют развитию одних, убивают другие. Оттого, где только обстоятельства позволяют, там непременно зарождается значительное явление, которое одною своею стороною заканчивает предшествующее, подводит под него итоги, а другою - зачинает последующее. В каждом таком явлении выражается полнота, многосторонность, разнообразие действительной жизни. Чем событие, лицо, произведение крупнее, тем комплекс их сторон и мотивов сложнее и разнообразнее. В полученном итоге всегда налицо весь материал, из которого он сложился, только одни составные части выражены ярко, выпукло, а другие - едва заметно.
Ближайшие преемники Белинского - идеалисты, они верили во всемогущество идеала и были убеждены, что, заменив старые идеалы новыми, они обновят русскую среду. Надежды их не исполнились. Действительность не уступила идеалу. И тогда отрицательное направление выступило на первый план, стало главной задачей, сосредоточило на себе лучшие силы.
Но отрицательное направление имеет важное воспитательное значение только тогда, когда идёт рука об руку с выработкой нового идеала, проводит его в общественное сознание и в действительную жизнь. У нас же отрицание, которое не опиралоь на идеал, выродилось в бессодержательное остроумничанье. Мы стали издеваться не только над нашей действительностью, над обветшалыми привычками и убеждениями, но и над идеалом вообще. Негодование, страстность прежних деятелей сменились бесстрастной и безучастной насмешкой по поводу всего на свете. Отсутствие серьёзного критического направления, немыслимого без идеала, лишило критику доверия в глазах публики и влияния на действительную жизнь.
Вы думаете, что естественные науки способны дать строй нашим мыслям, как во времена Белинского его давала философия? Нет, естественные науки не дадут его. В них нет и не может быть ответа на вопросы, которые лежат вне их круга. К тому же под именем естественных наук теперь, гуляет по свету выродившаяся философия, окончившая свой век. Белинский не знал естественных наук и умер четверть века тому назад, а глубже и лучше, чем мы, понимал человека и человеческое общество…
***