Так исторически сложилось, что 14 февраля принято вспоминать танк, название которого созвучно с покровителем Дня Всех Влюбленных. Между тем, к данному празднику танк не имеет ровно никакого отношения. Для начала, его индекс изначально был не более чем кодовым обозначением на Vickers-Armstrons. Да и Джона Валентайна Кардена (иногда Valentine ассоциируют с ним) к тому моменту, когда начали разрабатывать данную машину, давно уже на было в живых. Он погиб в 1935 году, а разработка данного проекта началась в 1937 году. Реальным создателем танка являлся Лесли Литтл, имевший отношение к большинству боевых машин, которые разрабатывались Carden-Loyd, а затем Vickers-Armstrongs. После смерти Джона Кардена он стал главным конструктором Vickers-Armstrons. В дальнейшем индекс Valentine стал для танка основным только потому, что пехотные танки разработки Vickers стали именовать с буквы V (случилось это в сентябре 1941 года). Не состоятельна и теория о принятии Infantry Tank Mk.III на вооружение 14 февраля. Случилось это 4 апреля 1939 года, причем приняли на вооружение его со второй попытки. Лесли Литтл яростно оборонялся, отбивая настырные попытки английских военных добавить к танку дополнительные "опции", неминуемо поднимавшие его боевую массу. В итоге главный конструктор Vickers-Armstrons оказался прав, поскольку Valentine получился вполне удачной машиной. Да еще и самым массовым английским танком Второй мировой войны. Ну а кто ищет что-то бронетанковое на 14 февраля, то это добро пожаловать в советское танкостроение. 14 февраля 1943 года на вооружение Красной Армии приняли СУ-152, можно праздновать День Святого Зверобоя. А 14 февраля 1955 года на вооружение Советской Армии приняли ЗСУ-57-2. Желающие могут праздновать День Святого Антикупидона.
Infantry Tank MK.III оказался на удивление "живучей" машиной. Помимо того, что этот танк смог отстоять своё право на существование еще перед тем, как родиться, он умудрился остаться на фронте после того, как его списали с первой линии английских танковых частей. Эти танки продолжали использовать, как командирские машины, в подразделениях, вооруженных истребителями танков Archer I. В этом качестве Valentine дошел до конца войны, оказавшись в центре Германии. В некоторых странах Valentine продолжали оставаться на вооружении и после войны. Рекордсменом стала Новая Зеландия, которая окончательно сняла танки данного типа с вооружения только к 1960 году. Впрочем, наиболее интересная ситуация оказалась с этими танками в Красной Армии. "Валентины", они же MK-III, стали первыми зарубежными танками, которые попали в Советский Союз, а далее на советско-германский фронт. В дальнейшем именно эти машины были самыми массовыми зарубежными танками в Красной Армии, последние из них поступили 30 сентября 1944 года. В то время, как английская армия отправила данные танки в резерв, советские "Валентины" продолжали массово применяться. Всего в Красную Армию попало более 3300 таких танков. Лишь в 1945 году по поставкам его обогнал американский M4A2, а по наличию на фронте чуть раньше - к самому концу 1944 года.
К моменту, когда начались поставки Infantry Tank Mk.III в Красную Армию, началось производство самой массовой версии данной машины. Изначально она именовалась Infantry Tank Mk.III*, а в сентябре 1941 года стала называться Valentine II. Главным нововведением стал дизельный мотор AEC A190. Интересно, что Лесли Литтл изначально предлагал именно дизельный мотор, но английские военные захотели бензиновый двигатель. Только наевшись с ним, они поняли, что погорячились. За первые полгода производства Infantry Tank Mk.III* в его конструкцию ввели дополнительные изменения. По этой причине к моменту начала поставок в Советский Союз его облик сформировался окончательно. Самые первые машины, прибывшие в Советский Союз конвоем PQ-1, были выпущены в июне 1941 года. Интересно, что часто Valentine называют одним из лучших легких танков Второй мировой войны, но у нас его чаще именовали средним. Это было связано с толщиной брони, да и 16 тонн являлась "пограничной" массой.
Несмотря на то, что Valentine II являлся самой массовой версией данного танка, он оказался одной из наиболее малочисленных модификаций данной машины, которая использовалась в Красной Армии. Меньше было только Valentine X, но их и выпустили совсем мизерное количество - 135 штук. а вот из 1493 Valentine II в Советский Союз отправили всего 161 штуку. Из них 25, по английским данным, потеряли вместе с транспортами. Тем не менее, эти танки пришли очень вовремя, в ноябре 1941 года они приняли самое активное участие в боях под Москвой. О том, как повели себя "Валентайны" зимой 1941-42 гг, пойдет речь в данном материале.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/pehotnyi-anglichanin-ne-sovsem-v-svoei-stihii-60227852064ec93518217f6f Другие статьи по английским танкам:
Английские танкетки Carden-Loyd Mk.VI на испытаниях в шведской армии Почему английские военные не оценили Vickers Mk.E, один из важнейших танков межвоенного периода Английские легкие танки Vickers Mk.E в польской армии Подержанные Valentine для Красной Армии летом-осенью 1944 года Vickers Medium Tank Mk.C & Mk.D Система английских обозначений бронетехники, введенных с 22 сентября 1941 года