Бесполезное форсирование мотора КВ-1

Jan 30, 2021 09:57

То, что по мере производства танки постепенно становятся тяжелее, является вполне нормальным явлением. Причиной тому становятся сразу несколько факторов. Первым из них является повышение требований к броневой защите, как правило, именно это является главным фактором роста массы. Также рост массы частенько становится результатом роста требований к вооружению. Сильно масса от этого, как правило, не растет, но порой на тонну-две может и потянуть. Также на рост массы нередко влияет упрощение конструкции, особенно это было актуально в военный период. Типичный пример тому - история Т-34. В 1941 году боевая масса этого танка составляла порядка 27 тонн. Начало войны, а затем и эвакуация производства на Урал, заставила внести массу упрощений. В результате на Т-34 стала использоваться масса литых деталей, которые были тяжелее тех, что были ранее из катаной брони. По итогам масса подросла до 30 тонн, а в 1943 года перешагнула данную отметку. И при этом Т-34 не получил более мощной броневой защиты, да и вооружение осталось тем же самым.
Похожая история была и с тяжелым танком КВ-1. Согласно изначальному проекту, боевая масса танка должна была составить 40 тонн. Впрочем, даже У-0, первый опытный образец танка, имел боевую массу 42 тонны. Почему-то в АБТУ КА (с 1940 года ГАБТУ КА) отложилась данная цифра, и абсолютно зря. Весной 1940 года на испытания вышел танк У-7 из числа машин установочной партии. Видимо, в ГАБТУ КА плохо читали, ибо там довольно четко была написана боевая масса - 44 тонны. Далее в серию пошла более простая по форме, но и немного более тяжелая сварная башня, добавилась установка курсового пулемета, а в декабре стали ставить орудие Ф-32, имевшее более толстую и тяжелую подвижную бронировку орудийной маски. И вот так, постепенно, к началу 1941 года боевая масса дошла до 46 тонн. В ГАБТУ КА по этому поводу подняли скандал, заявляя о том, что такого не может быть. По их мнению, танк весил 42,5 тонны. Но, вопреки известному анекдоту, согласно приказу число Пи не становится равным семи, как и 46 тонн не превращается в 42,5. А дальше танк становился только тяжелее. Весной 1941 года начались работы по экранировке КВ-1. Принятый в работу вариант экранировки имел полную массу 2940 кг. Утвердили экранировку 19 июня 1941 года. Боевая масса достигла почти 49 тонн, впрочем, еще до этого начали появляться первые признаки некоторого перегруза машины. В августе 1941 года констатировали, что у всех КВ-1 подгорают бортовые фрикционы, частыми случаями был выход моторов из строя в виду перегрева, также ломались поворотные механизмы. Экранировка, впрочем, шла недолго, а танки с утолщенными башнями и оставленными только в лобовой части экранами имели массу около 47,5 тонн. Тем не менее, проблема с перегрузом никуда не делась.
Новый этап роста массы КВ-1 начался осенью 1941 года. Для начала, танки стали получать новую систему - ЗИС-5. Вместе с новой системой стала ставится и новая подвижная бронировка орудия, литой конструкции и толщиной 90 мм. Увеличение толщины было связано с тем, что 90 мм литой брони было равнозначно 75 мм катаной. Так что уже на этом этапе КВ-1 производства ЧТЗ (уже в октябре переименовали в ЧКЗ) стал весить где-то ближе к 48 тоннам. И это только начало. Осенью 1941 года начался выпуск литых башен, их предполагалось производить еще до войны, но до определенного момента как-то не складывалось. Так вот, и у этой башни, подобно подвижной бронировке, толщина выросла с 75 до 90 мм. И это только по техническим условиям. На практике резкий рост выпуска привел к тому, что литые башни могли иметь толщину, превышающую не то, что 100, а все 110 мм, а то и больше. Естественно, это влияло на массу, которая достигла, на танках с литыми башнями, 50 тонн. Официально, впрочем, КВ-1 имел массу 47,5 тонн, но одно дело листочки с краткими характеристиками, а совсем другое - акты заводского взвешивания. Где совершенно внезапно получались те самые 50 тонн,а то и больше. Это не считая те элементы, которые, подобно Т-34, пришлось упрощать. К концу 1941 года, например, пришлось перейти на цельнометаллические опорные катки. И всё это наложилось на резко возросшие объемы выпуска, что, разумеется, привело к снижению качества танков.

Постепенный рост массы КВ-1 привел к тому, что не только снизилась надежность танка, но и его подвижность. Особенно это касалось преодоления заснеженной местности. Такой ситуации, как с Т-60, не наблюдалось, КВ-1 являлся одним из наиболее "снегоходных" советских танков. Другой вопрос, что он должен был превосходить Т-34, а на практике нередко в сводках указывалось, что 34-ка ведет себя более уверенно. Знаменитое выражение Сталина "как ласточка ходит" по отношению к Т-34 имеет документальное подтверждение. Кроме того, Сталину точно докладывали насчет ситуации с КВ-1. По этому поводу у него состоялся разговор с В.А. Малышевым, наркомом танковой промышленности. Такой же разговор, вечером 24 января 1942 года, был и с И.М. Зальцманом, заместителем Малышева, а заодно и директором ЧКЗ. Предложение Сталина сводилось к повышению мощности мотора до 700 лошадиных сил. Также Сталин поднял вопрос о снижении массы КВ-1.


27 января 1942 года Зальцман и Ж.Я.Котин представили предложения по поводу решения проблемы с подвижностью танка. Новыми они не были, фактически коллектив СКБ-2 вытащил из нафталина проект тяжелого танка КВ-3. Только не тот, о котором все подумали: помимо машины с чертежным индексом 223, был еще один танк, который носил обозначение КВ-3. Речь идет о Т-222, развитии тяжелого танка Т-150. Если бы не чехарда с мега-танками, именно эта машина должна была встать на конвейер вместо КВ-1. Для Т-222 была разработана 8-скоростная коробка передач (автором ее являлся Н.Ф. Шашмурин), да и мотор там оказался как раз мощностью 700 лошадиных сил. Как более простой и быстрый вариант предлагалось форсировать В-2К до 650 лошадиных сил, изменить количество зубьев ведущего колеса и изменить передаточное число бортовых передач. ГАБТУ посчитало "малую модернизацию" приоритетной, аккуратно задвинув попытку перенести на КВ-1 решения от Т-222 с формулировкой "только после испытаний опытного образца". Фактически это означало, что быстрым это решение не становилось. Впрочем, 8-скоростную КПП на ЧКЗ не забросили, как выяснилось потом, решение было абсолютно правильным. Что же касается "малой модернизации" КВ-1, то ее Сталин утвердил 30 января 1942 года, подписав постановление ГКО №1220сс. "О повышении динамики танков КВ" и постановление ГКО №1221сс "Об улучшении проходимости танков КВ". О том, что из этого получилось, рассказывается в данной статье.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/ne-poletevshii-kak-lastochka-60114787a3e47e7ee8bf5db4

Другие статьи по советским тяжелым танкам:
История создания 76-мм танковой пушки ЗИС-5 для танка КВ-1
История тяжелого танка Т-150, чья улучшенная версия должна была пойти в серию как КВ-3
ЗИС-6 и другие танковые пушки калибра 100-107 мм, которые разрабатывались в 1941 году для тяжелых танков КВ
История появления незапланированного варианта "скоростного" танка КВ-1с с корпусом тяжелого танка КВ-1
Разработка силами Центрального Артиллерийского КБ измененной башни КВ-1с для установки 85-мм орудия С-31
К 78-летию начала испытаний КВ-13
История появления двухскатной лобовой детали корпуса (щучьего носа) и всё, что с ней связано

КВ-1

Previous post Next post
Up