«В нас есть маленькие звезды - они должны быть защищены от разрушения; они - как маленькие очаги, которые могут потухнуть. Подвижничество заключено в том, чтобы этот очаг защитить, кормить его, чтобы пламя разрасталось... а если сосредотачиваться только на плохом в себе, то вся жизнь будет сведена к уборке препятствий по дороге, по которой ты даже не собираешься идти».
Люди привыкли понимать свободу человека как наше право поступать так, как хочется.
Латинское libertas - понятие юридическое. Оно дало слова, обозначающие в нашей жизни политические, общественные свободы: мое право распоряжаться своей судьбой, своей личностью, своей жизнью.
Изначально libertas означало общественное положение ребенка, родившегося от свободных родителей, не от рабов.
Свобода человека. Реальность внутреннего порабощения
Но совершенно ясно, что родиться с правами свободного человека вовсе не означает быть или остаться свободным. Человек, ставший наркоманом, порабощенный пьянством - не свободен. По словам митрополита Антония Сурожского «свобода человека…неразлучно связана с дисциплиной: чтобы, родившись свободным, таковым остаться, надо научиться владеть собой, быть хозяином себе. Если я
не способен исполнять повеления своей совести или своих убеждений, то я уже не свободный человек, каково бы ни было мое общественное положение».
Второе значение слова «свобода». От немецкого, английского Freiheit, freedom. Происходят от санскритского слова, которое значит «любить», «быть любимым», «мой любимый», «моя любимая».
По словам митрополита Антония Сурожского «ранняя интуиция санскритского языка определила свободу человека как любовное соотношение двоих…я тебя достаточно люблю, чтобы тебя не поработить, я тебя так люблю, что хочу, чтобы ты был самим собой до конца, без того, чтобы я тебя определял, тебя менял, чтобы я на тебя влиял…»
«Свобода это… состояние, когда двое так друг друга любят, с таким глубочайшим уважением друг к другу относятся, что они не хотят кромсать друг друга, менять друг друга…»
Третье значение свободы человека - русское. Этимология принадлежит русскому философу Хомякову - «быть самим собой».
Свобода человека в обществе. Воспитание в дрессировке
«…если я собой не владею,
я не могу себя дать никому,
ни Богу, ни человеку».
Митрополит Антоний Сурожский
Антоний Сурожский вспоминает: «я помню двух моих сверстников; у них была очень властная мать. Однажды ее кто-то спросил: каким образом ваши сыновья, которым уже за тридцать лет, исполняют ваши приказания мгновенно?..И она с выражением трогательного изумления сказала: у меня - руки, а у них - щеки!..
Нередко «искатели свободы» оказываются в порабощении и рискуют быть наказанными, в случае «непослушания». Будучи дезориентированными, не имея внутреннего убеждения, легко поддаются дрессировке, подобно тому, как собаку дрессируют. Как только ты сказал «делай» - она делает, «иди» - она идет, «беги» - она бежит.
Свобода человека и ее ограничители
Как научиться владеть собой, контролировать свои желания, мысли, произносимые слова и действия, исполнять повеления убеждений?
Как стать самим собой и научиться видеть сущность другого, чтобы не кромсать, не порабощать того другого, а уважать его?
Как вырасти до состояния свободного человека, который имеет над собой такую власть, что может в любую минуту контролировать свои желания, свои мысли, свои волеизъявления?
Не выполнять чужие приказания, а действовать из внутренних убеждений? Перестать быть порабощенным?
Ответы на поставленные вопросы вы можете получить на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Автор Лариса Левицкая
Написано с использованием материалов
тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана Источник цитат: Митрополит Антоний Сурожский Духовная жизнь. - Киев: Пролог, 2008
Читайте также:
Путин призывает отпустить украинских военных домой. Милосердие российского менталитета День независимости Украины. Два парада, но какие разные БИЗНЕС ПО-РУССКИ. КУПЦЫ ЗАМОРСКИЕ ДА СТЕПЬ РОССИЙСКАЯ