История идей. Психология тоталитарного режима

Dec 05, 2013 01:51

«Ко второй минуте ненависть перешла в исступление. Люди вскакивали с мест и кричали во все горло, чтобы заглушить непереносимый блеющий голос Голдстейна. Маленькая женщина с рыжеватыми волосами стала пунцовой и разевала рот, как рыба на суше. Тяжелое лицо О'Брайена тоже побагровело. Он сидел выпрямившись, и его мощная грудь вздымалась и содрогалась, словно в нее бил прибой. Темноволосая девица позади Уинстона закричала: «Подлец! Подлец! Подлец!» - а потом схватила тяжелый словарь новояза и запустила им в телеэкран. Словарь угодил Голдстейну в нос и отлетел. Но голос был неистребим. В какой-то миг просветления Уинстон осознал, что сам кричит вместе с остальными и яростно лягает перекладину стула. Ужасным в двухминутке ненависти было не то, что ты должен разыгрывать роль, а то, что ты просто не мог остаться в стороне. Какие-нибудь тридцать секунд - и притворяться тебе уже не надо.»
(Джордж Оруэлл «1984»)

История идей, полных противоречий, и идейной борьбы 20 века уже давно ушла в прошлое. О событиях тех лет уже сегодня можно рассуждать более-менее объективно, - с точки зрения постороннего, хотя и менее информированного, наблюдателя. При этом информации, записанной на бумаге и услышанной от очевидцев отдельных событий, в общем, хватает для того, чтобы безо всякой личной заангажированности (или проще говоря - идейности) совершить определенные общие наблюдения, выявить отдельные закономерности развития исторической спирали. Еще интереснее делать это системно, ведь системно-векторная психология позволяет намного глубже понимать историю, которая хотя и закончилась как таковая с началом кожной фазы развития человечества, но, тем не менее, является важной вехой нашего социального становления - временем идей.



История идей. Идея о социальных преобразованиях
Сегодня борьба идей - не более, чем атавизм; идеи существуют лишь в отдельных звуковых умах, но не имеют никакого влияния на большие массы людей. Новые идеи не востребованы обществом, а следовательно - они не появляются. В современном человеке без звукового вектора уже нет внутренней необходимости строить отношения с другими людьми на этой основе. Основа другая - потребление и благосостояние. Но совсем недавно это было не так.

Историческая (или анальная - по названию одноименного вектора) фаза развития, которая началась около 6 тыс. лет назад и закончилась Второй мировой войной, характеризовалась постепенным проникновением идей вовнутрь всей структуры общественных связей, и в самом своем конце - их расцветом.



История идей. Создание политических систем
Количество разнообразных «-измов» (от нацизма до гуманизма), в первой половине 20 века достигло максимума. Люди охотно соглашались следовать тем или иным философским принципам построения общества, сообща создавать разнообразные «модели» социального обустройства, и даже умирать за объединяющую их с другими людьми идею. Множились философские дискуссии, идеи противопоставлялись друг другу вплоть до определения по этому критерию врагов, союзников и друзей. Стремительно развивалась история идей, философские концепции давали многочисленные ответвления, в том числе - самые утопические, далекие от реальной человеческой природы, но возникали и такие, которые были удивительным образом к ней приближены. Последние легко принимались обществом и буквально впитывались им внутрь себя, создавая политические системы.

Политическая система в упрощенном ее понимании представляет собой форму отношений между властью и обществом. На пике исторической фазы развития именно эти соотношения особенно активно (акцентуированно) отрабатывались в коллективном бессознательном, что породило целый ряд революций и следующих из них фундаментальных изменений в жизни людей.



История идей. Стремление к пассионарности или «сметенные» обстоятельствами
В идеале все выглядело примерно так: власть является некой управляющей силой, а общество - наоборот управляемо; общество нуждается в качественном управлении, но только в тех областях, где оно не способно самоорганизоваться; власть заполняет эти нехватки своим управлением, и, соответственно, характер ее действий напрямую зависит от особенностей общества, его реальных, а не надуманных потребностей в управлении собой. Иначе говоря, от власти требуется определенный уровень развития в рядах ее представителей мысли пассионарного содержания. Если такой мысли нет либо она недостаточно сильна, то потребность в такой власти отпадает, поскольку она по сути перестает быть властью в ее природном (уретральном) смысле. Тогда говорят, что против того или иного политического режима «действовала сама история», так как продержаться долго он оказывался неспособен - он либо сам менялся, либо просто сметался с исторической арены некими «случайными» обстоятельствами.

Сегодня это тоже так, с той лишь разницей, что акцентуация в коллективном бессознательном на эти соотношения ушла в прошлое, большинство стран определилось со своими политическими системами и никому, по сути, не интересно их менять. Да и сами звуковики, некогда стоявшие во главе истории, истории идей, все меньше интересуются политикой, они все менее идейны, а среди молодого поколения таких совсем мало. Выросший темперамент коллективного звукового вектора уже не довольствуется столь грубой моделью отношений между абстрактными категориями внутреннего и внешнего, ему нужно намного больше. Поэтому на сегодняшний день весь наш интерес к идеологии - исключительно научный, и лежит он в области все тех же отношений, только теперь они изучаются так же, как и любой другой проявивший себя в каком-либо виде природный закон.

С этой точки зрения мы рассматриваем и тоталитаризм - нечто, так никогда и не проявившее себя в полной мере именно по причине своей естественной несостоятельности (неспособности состояться), но все же отмеченное историками как явление со своими характерными признаками. Речь пойдет о развитии истории идеи, о вещах, исключительно бессознательных, так как по определенным причинам (о них - далее) построение тоталитарной модели не может происходить осознанно.

Продолжение следует...

Автор: Павел Головаш

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.




Читать также:
В чем смысл Жизни? Депрессия? Суицид? Откровение? Системно-векторная психология.
Социальная справедливость. Социальный стыд против беспредела.
Социальная справедливость. На пути к новым ориентирам.

целостность России, звуковой вектор

Previous post Next post
Up