Центральная композиция (ЦК, она же выключка по центру) противоречит линейности письма и чтения в алфавитных системах.
Иероглифы-слова могут стоять по горизонтали или по вертикали, а буквам свойственны только строки.
Переход на новую строку - всегда перевод дыхания, вдох.
ЦК ломает естественный порядок дыхания, останавливает бег букв.
Зато актуализируется чтение целыми словами, мысленными шаблонами.
Cлова при выключке по центру как бы не идут слева направо, а летят вперед, в сторону зрителя-читателя.
Это делает ЦК текста статичной и ударной - то есть, более визуальной, чем текстовой.
Слом строки в ЦК - двойной переход, в отличие от флаговой и расключенной выключки.
Первый смысл перехода - вдох, как у остальных выключек.
Второй смысл - реконцентрация внимания, чего другие выключки не требуют.
То есть, переходя со строки на строку в ЦК, читатель-зритель переходит в новый смысловой блок, даже если это отдельное слово.
Другим выключкам для реконцентрации требуется заглавная буква в начале строки или даже абзацный отступ.
Знак переноса в конце строки не просто слом слова - это предложение продолжить чтение без перевода дыхания. Вот почему переносы так неестественны в выключке по центру: они противоречат основной идее ЦК - направленности на зрителя.
PS. Пост нарочно без картинок - напрягите слегка воображение :)
На картинке: мерия Вовенарга - деревни, рядом с которой расположен замок Пикассо. Выключка по центру.