Язык композиции: начало разговора

Feb 12, 2013 23:26




В предыдущем посте о композиции я постарался назвать основные инструменты, помогающие выстроить визуальное (и не только визуальное) сообщение.

Начинаю серию рассказов-опытов, цель которых - показать, что для меня композиция и почему я считаю именно ее, а не восприятие, самым важным инструментом коммуникации.

Сегодня темы: большое-маленькое, симметрия-асимметрия, фокусное расстояние, точка силы, чёт-нечет.


Сверху - деталь картинки, сделанной в позапрошлом году в в Провансе.
Вот она целиком.




Трудно представить себе идеально чистую брусчатку, но в городке Фейансе такая имеется. Я хотел снять кусочек, чтобы потом сделать блокскрин для айфона. Но в тот момент, когда нажимал кнопку, заметил маленький желтый листочек рядом с собственной теневой головой.
Как раз на него и глядит тень.
Ерунда, фотошоп - подумал я и не стал переснимать.

Заметьте: картинка выглядит вполне скомпонованной.
Тень вошла с левого нижнего угла и движется вправо-вверх;
Ее неоконченное движение держит диагональ;
В то же время тень попала прямо на стык волн брусчатки, и от нее вверх идет столб каменного покоя.

Все эти соображения были у меня тогда, на месте.
Вот только листок здесь лишний.

Вчера налаживал пятый айфон. Соответственно, искал картинку для первого экрана. Нашел эту. Про листок уже думать забыл.

Стал компоновать. Айфоновый экран длиннее и уже стандартного кадра. Решил, что можно пожертвовать движением вправо и поставил тень почти строго посередине. В результате главным ходом стала вертикаль.




И тут гляжу - что-то царапает глаз. Ему бы, глазу, двинуться вверх, а потом уйти с волной брусков направо, а он цап - и отскакивает куда-то левее.

Что за черт? Листочек.
Поле уменьшилось, связка головы и листка попала в центр силы. При этом голова чуть проскочила вправо главную силовую точку, а лист находится чуть левее нее и несколько ближе к ней. И - острый - пришпиливает внимание.

Как булавка в карте - зацепил композицию на себя. Теперь картинка рассказывает не про человека, не про чистую брусчатку. Она про маленький желтый листик, меняющий не только направление взгляда, но и фокусное расстояние. Потому что маленькую деталь хочется разглядывать вблизи.

Смотрите: вот я взял-таки стамп и убрал наглеца.




Теперь всё отлично: полдень, старый камень, бравый парень, похожий на тень от римского памятника, уткнулся пустым теневым взглядом в бруски.
Но чего-то не хватает.

Третьей силы.
Потому что как правило композиция содержит нечётное число деталей. Чётное не имеет острия.

PS. Серия будет называться «язык», а не «теория композиции».
Ну ее, теорию. Да и какой из меня теоретик :)

визуальная поэзия, картинки для разговора, язык композиции, типографика

Previous post Next post
Up